Воспитание

Как воспитать в ребенке ответственность

В последнее время много говорят о гиперответственности, как это качество мешает жить в свое удовольствие и как от него избавиться, и мало внимания уделяют ответственности.
Как воспитать в ребенке ответственность
В последнее время много говорят о гиперответственности, как это качество мешает жить в свое удовольствие и как от него избавиться, и мало внимания уделяют ответственности.
Как воспитать в ребенке ответственность
В последнее время много говорят о гиперответственности, как это качество мешает жить в свое удовольствие и как от него избавиться, и мало внимания уделяют ответственности.
26.06.2023, 09:47
Изменено: 24.04.2024, 17:53

Между тем ответственность – это не только показатель зрелой личности, она помогает много добиваться во взрослой жизни, причем добиваться самостоятельно.

В психологии гиперответственность рассматривают как ответственность не за себя, и это действительно так. Гиперответственные люди контролируют ситуацию в семье и на работе, помогая в первую очередь другим (детям, родителям, друзьям, коллегам) и забывая о себе.

В противовес этому ответственность позволяет взять под контроль свою жизнь, уделять время и работе, и семье, при этом не забывая о своих целях и интересах.

Истоки гиперответственности кроются в семье и ответственности тоже. Если гиперответственность является адаптивным механизмом, помогающим приспособиться к действительности, то ответственность необходимо воспитывать. Родители, не возлагая на ребенка ответственность, оказывают ему (и себе тоже) медвежью услугу, взращивая инфантила, который всю жизнь будет ждать, что за него все сделают другие.

Ответственность – качество, которое можно развить, если день за днем учить ребенка совершать простые действия. 

 

Домашние обязанности

 

 

Уже в 4-5 лет ребенку можно поручать делать по дому посильные вещи. Более того, в этом возрасте они сами хотят помогать, не лишайте их этого удовольствия. Поливать цветы, вытирать пыль, ставить на стол салфетки или тарелки – пусть ребенок сам выберет, чем ему хочется вам помочь. 

Есть родители, которые из благих побуждений ограждают ребенка от домашних дел, но тем самым они замедляют его взросление. 

 

Последовательность в поступках

 

 

Родителям необходимо быть последовательными в своих поступках, это тоже помогает воспитывать в ребенке ответственность. Рассмотрим ситуацию, знакомую всем, у кого есть дети. Ребенок не хочет убирать игрушки, мама говорит, что тоже не будет этого делать, но, не выдержав, начинать убирать игрушки сама. Ребенок делает вывод, что свою ответственность можно переложить на другого.

Если ребенок не хочет убирать игрушки, обсудите с ним варианты: или он убирает игрушки сам, или будет лишен на какое-то время игр на планшете (наказание придумывайте на свое усмотрение). Ребенок должен знать, что, если он не выполняет своих обязанностей, он несет за это ответственность. 

 

Семейные вопросы 

 

 

Ребенок – полноправный член семьи, поэтому ему стоит знать, как семья функционирует, какие решения принимаются, и необходимо позволять участвовать в обсуждении семейных вопросов. Например, дошкольники и младшие школьники могут сами выбирать, на какой фильм или мультфильм они хотят сходить в кино, а дети постарше имеют право голоса при обсуждении летнего отпуска. Планировать вместе с детьми можно не только приятности, обсуждать необходимо и покупки, например, как можно сэкономить или сколько месяцев необходимо откладывать деньги, чтобы купить ноутбук или новый мобильный.  

Решая семейные вопросы, акцентируйте внимание ребенка на том, что выход есть из любой ситуации, надо только разбить проблему на составляющие части и справляться с задачами пошагово. Зная, что выход есть всегда, дети учатся не бояться ответственности, идти к целям и искать решения. 

 

Помощь в освоении нового

 

 

Оказывайте детям помощь в освоении нового. Если сын несколько вечеров подряд говорит о футболе или дочь рассказывает, что ее подруги занялись танцами, не игнорируйте эту информацию. Поговорите с ребенком, хочет ли он тоже этим заниматься, помогите ему выбрать секцию или студию, поговорите с тренером, сводите ребенка на пробное занятие. Если не понравилось, не заставляйте заниматься. Выбор – это тоже ответственность, и он должен быть у ребенка. 

С подростками может сложиться другая ситуация: они хотят зарабатывать, но не знают, как найти работу. Предложите свою помощь, помогите с выбором. Если это его первая подработка, не будьте слишком строги и не ждите, что он все сделает самостоятельно, просто помогайте без излишних ожиданий и иллюзий. 

 

Учеба – это ответственность ребенка

 

 

Многие родители, желая видеть ребенка исключительно отличником, делают уроки вместе с ним. Да, это продуктивное совместное времяпрепровождение, но только если ребенок учится в 1-3 классах. По мере взросления выполнение домашних заданий надо отдавать ребенку. Как навыполнял, ту оценку и получил. Это и есть опыт. 

Если ребенок говорит, что ему что-то непонятно и просит помочь, обязательно помогите и объясните, как и что делать. Если вас не просят, не надо ничего контролировать, вы и так все узнаете. Ватсап работает безупречно, о всех невыполненных работах учителя сообщают незамедлительно. 

 

Причинно-следственные связи

 

 

 Дети не всегда верят на слово, поэтому время от времени им стоит показывать, что происходит в той или иной ситуации. С малышами лучший способ – посадить растение, поручить его поливать и объяснять, что оно так быстро растет, потому что ребенок его поливает. 

Подросткам необходимо рассказывать о перспективах, которые дает, например, изучение иностранного языка, тогда абстрактное обучение приобретает конкретные цели для достижения. 

 

Безвыходная ситуация как мотиватор ответственности

 

 

Не переживайте, если у вас не получается приехать и накормить ребенка. Ему придется взять на себя ответственность, согреть обед в микроволновке и поесть. 

Иногда такие ситуации необходимо инициировать самостоятельно, особенно с подростками, которые не стремятся приобретать навыки самообслуживания. 

 

Поведение родителей – лучший пример

 

 

Лучший пример для детей – поведение родителей. Можно сколько угодно говорить об ответственности, но, если сами родители демонстрируют безответственное поведение, с ребенка спрос не велик. Дети учатся не на словах, а на делах. 

 

Чего делать нельзя

 

 

Прививать ответственность и заставлять – понятия разные. В первом случае ребенок учится ответственному поведению, потому что хочет помочь домашним или осознает последствия своих поступков; во втором – делает всё из страха быть наказанным. 

Если ребенку не нравится что-то делать, выберите альтернативное занятие. Например, дети не любят выносить мусор и мыть посуду, зато с удовольствием поливают цветы, гуляют с собаками и ходят в магазин, особенно если разрешить им оставить сдачу себе. 

Сложнее всего при воспитании ответственности придется гиперопекающим родителям. И всё же соберите всю волю в кулак и откажитесь от желания постоянно опекать и контролировать, в противном случае шансы вырастить любимое чадо ответственным будут стремиться к нулю.

 

Menu
×