Дети

Что делать, если с ребенком не дружат

Наблюдали когда-нибудь, как незнакомые дети начинают общаться друг с другом?
Что делать, если с ребенком не дружат
Наблюдали когда-нибудь, как незнакомые дети начинают общаться друг с другом?
Что делать, если с ребенком не дружат
Наблюдали когда-нибудь, как незнакомые дети начинают общаться друг с другом?
21.08.2023, 04:30
Изменено: 25.04.2024, 03:25

Кто-то подходит и активно вступает во взаимодействие: знакомится, включается в игры, хохочет; а кто-то сидит в сторонке и смотрит, как другие играют. 

Как родителям помочь ребенку и научить устанавливать здоровые взаимоотношения? Рассказываем! 

 

В каком возрасте дети обзаводятся друзьями

 

 

Возраст, в котором у детей появляются друзья, индивидуален. У кого-то первые друзья появляются в детском саду или в начальной школе, причем эта дружба год от года крепнет и сохраняется на всю жизнь, а у кого-то настоящие друзья появляются только в подростковом возрасте, а до этого момента отношения носят легкий, приятельский характер. 

Активно общаться дети учатся еще в дошкольном возрасте. В это время большое значение имеет не общение со сверстниками, а с родителями, близкими родственниками, тренерами в спортивных секциях, педагогами на развивающих занятиях. Умение и желание родителей контактировать с ребенком играют важнейшую роль в его дальнейшей социализации. Если родители охотно отвечают на вопросы ребенка, уделяют ему достаточно времени и внимания, демонстрируют доброжелательное и последовательное поведение, ребенку будет легко устанавливать контакты и заводить друзей.  

В младшем школьном возрасте взаимодействие с другими детьми усиливается, и именно в это время активно развиваются коммуникативные навыки. Поскольку общение со сверстниками переходит в разряд ежедневного и более осознанного, многим детям становится интересно общаться друг с другом, они находят друзей по увлечениям или совпадающих с ними по темпераменту. 

Как правило, на школьные мероприятия в начальных классах приглашают родителей, они могут понаблюдать, как их ребенок общается с другими детьми, и сделать выводы, как ребенок вступает во взаимодействие и как к нему относятся дети, когда он первым идет на контакт. По результатам своих наблюдений родители могут помочь своему ребенку, если общение со сверстниками не складывается

Однако родителям стоит помнить, что, если ребенок в начальной школе не обзавелся друзьями, не стоит паниковать. Дети только привыкают к школьной жизни и друг к другу. В начальной школе не у всех есть близкие друзья. Дошкольный и младший школьный возраст – это лишь тренировочный этап. Близкая дружба с ровесниками становится важной и необходимой в подростковом возрасте. 

 

Возможно, дело в характере

 

 

Если ребенок хочет общения, но с ним не общаются, причины могут быть разными. Отверженным может оказаться любой ребенок, особенно, если учитель пренебрежительно к нему относится. К сожалению, не все учителя демонстрируют вершины педагогического мастерства и могут относиться к детям предвзято. В начальной и средней школе мнение учителя имеет значение, и одноклассники могут относиться к ребенку так же, как классный руководитель.  

Если дело не в учителе, тогда оно может быть в характере ребенка. Чаще всего не хотят дружить с застенчивыми, агрессивными, обидчивыми или требующими к себе особого отношения детьми.

  • Застенчивым и интровертным детям сложно находиться в компании сверстников, контактировать с ними, потому что они тревожатся, смущаются или даже избегают общения. Некоторым детям кажется, что с ними что-то не так, что они не дотягивают до уровня остальных ребят. 
  • Родителям необходимо убеждать таких детей, что с ними все в порядке, что они хорошие и необязательно быть гиперактивным и напористым, чтобы с тобой дружили. Важно быть самим собой, а не играть роли. Взрослым стоит поработать над укреплением самооценки таких детей, чтобы она не зависела от слов и действий окружающих. Тревожным и застенчивым детям требуется повышенное внимание и доброжелательное отношение родителей, а также их абсолютное принятие, чтобы поверить в себя и научиться контактировать с другими детьми.
  • Агрессивным детям тоже приходится нелегко. Не только потому, что с ними не хотят дружит. Им тяжело с самими собой, потому что они не умеют контролировать агрессию и видят опасность там, где ее нет. Агрессивного ребенка необходимо научить распознавать опасность и безопасность, а также учить тому, что свои границы можно обозначать словами, а не отстаивать с помощью кулаков. Однако родители смогут научить ребенка адекватному поведению, только если сами ведут себя адекватно. Как правило, дети становятся агрессивными, когда в семье не все благополучно. Поэтому родителям необходимо начать с себя, прежде чем требовать доброжелательности от ребенка. 
  • Особого отношения сверстников требуют дети, которых избаловали дома. Они чувствуют дискомфорт, если не превосходят других детей хоть в чем-то, не лидируют в классе, не получают внимания и поощрения учителя и одноклассников. Но школа это не дом, сюда приходят учиться, а не демонстрировать свою сверхзначимость. Дети не любят одноклассников, постоянно привлекающих к себе внимание. Чтобы любимец домочадцев не превратился в школе в изгоя, взрослым необходимо адекватно относиться к ребенку, не делать его домашним идолом и центром Вселенной. 

 

На что родителям необходимо обратить внимание

 

 

Как следует вести себя родителям, если с ребенком не хотят дружить? Когда ребенок рассказывает о сложившейся ситуации, родителям необходимо ему посочувствовать: он столкнулся с первыми трудностями, и ему требуются любовь и поддержка родителей. Не торопитесь с советами, если ребенок о них не просил. Поговорите, разделите эмоции ребенка, скажите, что видите его огорчение и на его месте тоже бы сильно огорчились. И постарайтесь избегать фраз типа «Все будет хорошо», «Ты сильный и справишься», «Ты же мужик, реши проблему». В такой ситуации они не приносят никакой пользы, а только раздражают и сигнализируют ребенку, что родители просто хотят от него отмахнуться, считая его проблемы незначительными. 

Если у ребенка проблемы с социализацией, родителям необходимо не только давать советы, но и присмотреться к своим действиям и поступкам. 

  • На поведение ребенка влияет образ жизни родителей. У ребенка родителей-интровертов, избегающих шумных компаний и излишнего общения, вряд ли будут сформированы навыки общения, особенно если он не посещал дошкольные учреждения. Он не видит примеров общения родителей и не сразу сможет подружиться с ровесниками, даже будучи открытым и доброжелательным. Чтобы научить ребенка навыкам общения и дружбы, родителям самим необходимо ими обладать.
  • Также имеет значение, как родители общаются с ребенком, разговаривают ли на интересующие его темы, играют ли вместе, отдыхают, посещают ли мероприятия и места для досуга. У избегающих, холодных родителей ребенок тоже может не владеть коммуникативными навыками. 
  • Родителям необходимо рассказывать детям о том, что для построения хороших отношений необходимо учитывать мнение другого ребенка, что во взаимодействие вступают разные дети, и, чтобы лучше понять чью-то позицию, необходимо встать на его место. 
  • Не все родители знают, что такое эмоциональный интеллект, как его развивать и как он пригодится в жизни ребенка. Этот пробел могут восполнить книги, которые в игровой форме расскажут, как распознавать эмоции и справляться с ними, например, такие как «Где живут эмоции?» В.А. Шиманской и «Будь собой!» Н.И. Котятовой.
  • Родители должны формировать у детей ощущение, что с ними все в порядке. Детям необходимо чувствовать себя хорошими вне зависимости от того, дружат с ними сверстники или нет, делятся они своими игрушками и книжками или нет. Многие родители сами навешивают на детей ярлыки «эгоист», «жадина» и пр. Однако дети вправе самостоятельно решать, хотят они делиться своими вещами с кем бы то ни было или нет. От того, что ребенок честно говорит «нет», когда не чувствует потребности давать что-то другим, он не должен ощущать себя плохим, и уж тем более взрослым не стоит упрекать ребенка. 
  • Родителям необходимо учить детей не поддаваться манипуляциям, когда другие дети предлагают свою дружбу, как товар: «если ты не сделаешь то-то, я не буду…» или «если ты дашь мне то-то, я буду с тобой дружить». Ребенку надо объяснить, что он должен выбирать себя, а не дружбу с манипулятором и объяснить, чем дружба отличается от манипуляций, чтобы он не поддавался на эти уловки.

Если ребенок еще в детстве научится общаться, дружить, договариваться, при этом не предавая себя и свои интересы и не позволяя другим нарушать свои границы, то ему будет легче во взрослой жизни выстраивать здоровые отношения и в личной, и в профессиональной жизни.

 

Menu
×