Образование

Секспросвет: что нужно знать родителям о половом воспитании?

Как говорить «об этом»? Руководство для родителей
Секспросвет: что нужно знать родителям о половом воспитании?
Как говорить «об этом»? Руководство для родителей
Секспросвет: что нужно знать родителям о половом воспитании?
Как говорить «об этом»? Руководство для родителей
21.02.2024, 06:13
Изменено: 27.04.2024, 13:49

 

Удобный момент не наступит: самая распространенная ошибка родителей – ждать, когда ребенок окажется готов говорить “об этом”.  Половое воспитание состоит в передаче детям и подросткам базовых знаний о сексе, контрацепции и опасных последствиях в случае пренебрежения средствами защиты.

 

Смысл полового воспитания  в создании безопасного пространства и понимания личных границ, свободы от стереотипов и заблуждений, формировании здоровых отношений с людьми своего и противоположного пола.

 

Наша редакция pandaland.kz изучила мнения специалистов и подготовила руководство для родителей, охватывающее все этапы формирования психосексуального развития детей.

 

0–5 лет

 

 

Этот возрастной период определяется процессом самоидентификации: я девочка или я мальчик. Дети проявляют большой интерес к гендерным различиям, обращают внимание на строение половых органов, вовлекаются в игры, сценарии которых предполагают тактильный контакт.

 

Что необходимо дать и чему важно научить ребенка в возрасте до 5 лет?

  • Правильно называть все части своего тела, включая половые органы.

“Дети, которые не знают, как правильно называются их половые органы, чаще становятся жертвами насильников. Когда ребенок не получает сексуального просвещения, он становится мишенью: с ним не говорят, значит, и он ничего не расскажет, можно что-то придумать, секретики завести – это очень травматично и страшно”, – рассказывает сексолог, клинический психолог Ольга Василенко. Необходимость просвещения продиктована нормами безопасности.

 

  • Всегда помнить о “правилах нижнего белья”.

Они сформулированы в 4 тезисах: твое тело принадлежит только тебе; прикосновения могут быть хорошими и плохими; тайны и секреты, которые тяготят и вызывают чувство вины, нужно рассказывать родителям; ответственность за предупреждение и защиту лежит на взрослых.

Рассказывать о “правилах нижнего белья” можно и нужно с младенчества: объяснять на простых примерах и проигрывать ситуации, в которых ребенок будет тренировать навык говорить “нет” и защищать собственные границы.

 

  • Помогать усваивать социальные нормы и создавать позитивный образ для восприятия собственного тела.

Интерес к изучению гендерных отличий в этот возрастной период – норма, а не чрезмерное любопытство. Родителям важно удовлетворять запрос ребенка через беседы, совместное чтение тематических книг и энциклопедий.

“Если запрещать, ругать, этот интерес все равно никуда не денется. Можно показывать картинки, определенные видео – все это важно и нужно. Есть литература именно для детей такого возраста, где на понятном языке это все расписано”, – комментирует Ольга Василенко. Важно не подавлять детей своим осуждением и критикой за их естественное любопытство в этом возрасте, чтобы избежать негативных эмоций и развития комплексов.

 

5-13 лет

 

 

В этом возрасте у детей формируется модель полового поведения, появляются первые привязанности, попытки флирта и ухаживаний. Способности ребенка к эмоциональной близости с другими людьми в дальнейшем будут зависеть от того, какие уроки он извлечет из примеров, увиденных вокруг себя в этот период.

 

Как вести себя с детьми в предшествующий пубертату период?

  • Демонстрировать образец мужественного или женственного поведения.

Слова – пустой звук без их воплощения в жизнь. В возрасте от 5 до 10 лет дети выбирают за ориентир, основную модель поведения родителя своего пола. Мальчики эмоционально приближаются к отцам, девочки – к матерям. Особенно важно в эти несколько лет транслировать здоровое ролевое поведение как словами, так и на деле.

 

  • Информировать о возрастных изменениях.

«В младшем школьном возрасте необходимо объяснить ребенку процесс полового созревания, подготовить к началу менструации или поллюциям», — рассказывает клинический психолог Станислав Самбурский. В противном случае предстоящий пубертат может оказаться одной большой неожиданностью.

 

  • Рассказывать об отношениях между взрослыми, рисках и последствиях.   

Именно на младший дошкольный возраст приходится основная масса вопросов, загоняющих родителей в тупик: как появляются дети? откуда они рождаются? зачем нужны поцелуи? Ответы на подобные вопросы служат компасом для ребенка в мир гармоничных взрослых отношений.

 

13 лет и старше

 

 

Подростки, достигая половой зрелости, начинают активно изучать свою сексуальность и формировать сексуальную идентичность. Один из главных процессов этого периода – пробуждение либидо.

 

Сперва речь идет о становлении платонического влечения. Оно выражается в душевом, комфортном общении, взаимопонимании и принятии друг друга. После начинает формироваться романтический запрос: первые отношения, робкие поцелуи, объятия и поглаживания. Сексуальное либидо побуждает к началу половой жизни.

 

“Это определенный опыт, который в конечном итоге формирует взгляды взрослой личности. Например, мужчины, которому важно овладеть каждой женщиной, или девушки, для которой принципиально дождаться своего единственного”, – резюмирует сексолог Ольга Василенко.

 

Как помочь ребенку преодолеть этот этап?

  • Объяснить важность ответственного и безопасного секса.

Темы, затронутые в более раннем возрастном периоде, стоит поднимать вновь и вновь. Девушкам особенно важно напоминать о защите собственных границ и праве сказать “нет” в любой момент, молодым людям – о необходимости использования контрацептивов и уважении чужих чувств.

  • Помочь справиться с эмоциями и давлением сверстников / партнеров.

Формирование отношений – сложный и трудоемкий процесс, сопряженный с переживаниями, давлением стереотипов и норм, установленных кругом общения ребенка. Построенная на протяжении многих лет доверительная связь с родителями становится опорой для подростка. Взрослым важно не вмешиваться напрямую, а помогать ребенку разбираться с собственными эмоциями и искать выход из сложной ситуации.

 

Чем раньше неудобные темы перестанут быть таковыми, тем органичнее ребенок будет развиваться в этом направлении. Ответственность родителей состоит в том, чтобы сделать эти обсуждения естественными, а не постыдными: прямо и честно говорить о гендерных различиях, природе близости между людьми, удовольствии и безопасности.

 

 

Автор: Анастасия Воронова

Фото: Freepik.com, Pexels.com

Menu
×