Откуда родом Наурыз?
Наурыз – праздник с глубокими корнями и многообразными названиями, отражающими его широкое культурное влияние. Известный также как «Невруз», «Навруз», «Новруз Байрам» и под другими именами, этот день символизирует обновление и единство.
Праздник по одной из теорий пришел к нам из древнего Ирана, связан с культом поклонения Солнцу и именем Заратуштры. Согласно другой гипотезе, его корни уходят в энеолитическую эпоху степей, а из Ирана пришло лишь название, означающее «новый день». Однако, в чем все же сходятся большинство ученых – Наурыз предшествует исламу.
Первые записи о Наурызе можно найти в Авесте – священном тексте зороастризма. Страбон, древнегреческий историк, описывал:
«В самые древние, давние времена и по сегодняшние жители Междуречья (Сырдарьи и Амударьи) собираются в этот день в Храме огня. Это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу, все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь».
Историки сталкиваются с трудностями при попытке проследить происхождение Наурыза из-за ограниченного количества письменных источников, особенно казахских. Более того праздник является общим для многих народов Востока, каждый из которых вносит свой уникальный вклад в его празднование. Поэтому и четко обозначить традиции, свойственные ему, – непросто.
Так, например, тюрки верили, что в ночь перед Новым Днем происходит космическая борьба между светлыми и темными силами, символизирующими добро и зло. Для древних кочевников было крайне важно поддержать силы света в их вечной борьбе против тьмы.
В знак этой поддержки, они регулярно проводили ритуалы и жертвоприношения в честь божества Йер-Суба, также известного как Жер-Су, символизирующего Землю и Воду, и стремились умилостивить как духов природы, так и духов предков, известных в персидской культуре как фраваши.
Времена тяжелых испытаний, таких как голод, войны и болезни, воспринимались как знаки небесного гнева, указывающие на то, что ритуалы были нарушены или жертвоприношения не были должным образом совершены.
Казахские легенды рассказывают о Кыдыр-ата, который в ночь с 21 на 22 марта приносит в дома достаток и благополучие. Машхур Жусип, ученый и поэт, подчеркивал:
«Один только праздник в степи, когда казах чувствует себя казахом, – наурызнама. В эти дни хаджи читают посвященную Наурызу книгу «Салдама».
Причина, по которой Наурыз ассоциируется у казахов с обновлением, упирается в 12-цикличный календарь, которым пользовались кочевники. В то время джуты – годы неурожая – часто приходились на зодиакальные годы Мыши и Зайца, то есть на зиму. Выживание после нее в буквальном смысле воспринималось как благословение и счастье, символизируя обновление.
Сегодня Наурыз, отмечаемый более чем 300 миллионами человек по всему миру, был признан ЮНЕСКО частью нематериального культурного наследия и упомянут в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН как весенний праздник, объединяющий людей на протяжении тысячелетий.
Как праздновали Наурыз казахские кочевники?
В древности казахские кочевники встречали Наурыз с особым трепетом, следуя поверью, что начало года задает тон всему последующему времени. Подготовка к празднику включала создание изысканных блюд и сладостей, а также проведение разнообразных ритуалов и обрядов, которые, согласно народной мудрости, привлекали в дом достаток и благополучие.
С приходом весны казахи радостно произносили фразу «қыстан шықтық», означающую освобождение от холодов зимы. Вопросы о благополучии людей и сохранности скота были первыми, которые они задавали друг другу после зимы, ведь животные считались главным богатством кочевника.
Традиции празднования Наурыза дошли до нас в основном устно, поскольку письменных источников оставлено немного. Празднества продолжались целый месяц, начиная с 14 марта, когда отмечался Амал – день, когда Солнце входит в знак Овна, открывая новый зодиакальный год. Этот день также известен как «Көрісу» или «Қауышу», что означает «увидеться». По традиции в этот день нужно было навестить всех родственников и друзей, постучаться, как минимум, в 40 дверей.
Наурыз сопровождался исполнением фольклорных произведений, в том числе жарапазан – шутливых куплетов, которые подростки пели у каждого дома, получая в ответ подарки и сладости. В казахской мифологии сохранились истории о соперничестве персонажей Үт-бикеш и Қамыркемпір (Қалтырауық) или Үт-бикеш и Әзмырза, символизирующих борьбу добра и зла, холода и тепла, зимы и лета, тьмы и света.
Эти сюжеты воплощались в физических состязаниях и песенных баталиях – айтысах, а также в загадывании и отгадывании загадок. Праздник обычно начинался с айтыса между девушкой и джигитом, символизирующими зиму и весну, и завершался народными играми и состязаниями. Победа девушек в этих состязаниях воспринималась как благоприятный знак и предвещала хороший год.
Ночь перед 22 марта, называемая «Қадыр түні» – Ночь благословения – была временем бодрствования в ожидании Кыдыр-ата, который приносил в дома благополучие и удачу. Хозяйки заполняли всю посуду молочными продуктами и водой, веря, что это обеспечит достаток на весь год. На рассвете 22 марта община собиралась на возвышенности, чтобы встретить рассвет, проводились молитвы и благословения, а женщины приносили жертвы Солнцу и Воде.
В преддверии Нового года, казахстанские дома наполняются ароматами традиционных праздничных блюд. Например, белкөтерер – угощение, которое преподносилось старшему поколению, людям, ослабленным болезнью или возрастом. В ответ на этот жест уважения, младшие получали от старших благословения и добрые пожелания, которые имели название «бата».
Ұйқы ашар, приготовленное накануне Наурыза молодыми девушками, предназначалось для семейных пар и холостяков. Это блюдо, как правило, готовилось из вяленого или копченого мяса на основе свежего молока. По завершении трапезы мужчины, принявшие участие в пиршестве, дарили женщинам подарки, которые носили особое название – селт еткізер, что в переводе означает «подарок, вызывающий восторг».
Разумеется, нельзя забывать о наурыз-көже, которое каждая хозяйка до сих пор стремится приготовить к празднику. Этот напиток предлагался каждому гостю вне зависимости от его социального статуса или материального положения. Взамен тот должен был произнести слова благословения хозяевам дома.
Во что играли на Наурыз?
«Тымақ ұру» – игра, где участники, вооруженные камчой и с завязанными глазами, пытаются сбить тымак, установленный на шесте. Тот, кто сможет сбить его за наименьшее количество попыток, заслуживает звание победителя и уважение соплеменников.
«Қыз қуу» – древняя игра, испытывающая мастерство и ловкость наездников. Юноша должен догнать девушку на коне, чтобы доказать свою готовность к браку. Если он не успевает, роли меняются, и он становится объектом для легкого наказания в виде ударов камчой, что добавляет игре азарта.
«Аударыспақ» – соревнование, где два всадника сталкиваются в поединке, цель которого – сбросить противника с коня. Победитель в этом испытании заслуживает особого уважения и признания. Интересно, что игра приобрела статус международной, завоевав популярность далеко за пределами Казахстана. Ее влияние распространилась на такие страны, как Венгрия, Азербайджан и Афганистан. В качестве подтверждения значимости в Астане в 2014 году был проведен первый чемпионат Азии, который собрал 35 конкурентов из 11 стран, желающих побороться за звание лучших.
Все это – лишь малая часть того, что можно сказать о празднике Наурыз. Пережив запрет на празднование в советское время, этот день все равно остался в истории и вновь вернулся в жизнь казахов.
Автор – Александра Виноградова