Цейлонские каникулы. Часть 2
Часть вторая – гастрономическая
В этот раз, а надо сразу сказать, что здесь мы не впервые, Шри-Ланка встретила нас мощным дождем. А ливень, позволю заметить, в тропиках знатный – пробежать под ним невозможно, ибо выжимать потом тебе одежду долго и упорно. Я подумала, дождь – это хороший знак, очищает нашу дорогу. Здесь вообще буддисты во всем видят только хорошие знаки. Обжегся ребенок благовонием в храме – «О, это хороший знак!», упал по дороге «О, это хороший знак!» И поверьте, это очень целебно действует на ваш далеко не буддистский менталитет. Мы же во всем привыкли видеть предупреждение: черную кошку, бабку с пустым ведром – всё не к добру, тьфу-тьфу-тьфу на это всё! Всё, что нас окружает и может окружать, изначально - к счастью и добру, это мы себя настраиваем на худшее. Причем, я абсолютно такая же, как и все, и только здесь, только сейчас я немножко себя стараюсь переделывать. И знаете, работает!
Столько хороших и добрых людей нам встретилось уже и еще встретятся с дочкой здесь, это не потому что мы такие хорошие и притягиваем себе подобных, это потому что мы ничего плохого от них не ждем, и они ничего плохо не делают нам. Тьфу-тьфу-тьфу))))) Еще в первый свой визит в Шри-Ланку, а он был четыре года назад, я не могла поверить, что люди вот так просто и искренне к тебе могут относиться. Я всё ждала от них подвоха, всё гадала, ну когда же они лоханут, но когда наколят? Не лоханули, не накололи… Просто мы не привыкли к тому, что вот так просто человек, который знает тебя 10 минут, позовет тебя в гости. А здесь зовут! Просто так! Не ждут взамен за вкуснейшее карри и имбирный чай с гвоздикой – тыщу рупий. Для них просто счастье, что белый человек и пусть не совсем белый, но не местный, пришел в их дом.
Мы с дочкой первую неделю тупо ходили по гостям. Вот так прям с пляжа в сланцах и сарафанах поверх мокрых купальников перлись к чужим людям, потому что они нас за руку тащили к себе домой. Мы просто ели, пили и уходили. Говорить нам особо на разных языках не о чем, дискутировать незачем. Просто обменивались улыбками и, сытые, покидали их дом. И все были счастливы и довольны, мы в особенности. Когда мы родным по вотсапу и скайпу говорили, что были в гостях. Они недоумевали: у кого? Зачем? А я даже не находилась, что ответить – просто в гостях. У меня вообще ощущение, что мы приехали в деревню в Алтайский край, где у меня куча родственников, и ходим из дома в дом.
Только, если по-честному, там, в Алтае, наши родные не так радуются нашим визитам, как здесь совершенно чужие нам люди и по крови, и по религии. Но они какие-то все свои в доску, хочется подарить всем и каждому казахстанскую шоколадку, вот почему двадцатиштучный запас наш иссяк в первые же дни, одеть всех в казахстанские футболки и пусть радуются и несут в ланкийские массы наш Казахстан, и какой курс в этой далекой, но вкусно пахнущей рахатовским шоколадом стране, этим людям глубоко наплевать. Их любовь к нашей республике становится еще пуще, когда на ужин я им подаю бешпармак, хотя они сто раз переспросят: не говядина ли это? Получив утвердительное: «НЕТ!» они причмокивают и, кажется, наслаждаются тем, что это не остро и их языки могут отдохнуть от жгучего чили. Я, надо сказать, большая лентяйка и вместо сочней приноровилась использовать листы для лазаньи, но я представляю их безграничный восторг от настоящего бешпармачного теста… Надо будет подарить и им, и себе эти минутки кулинарного счастья. А еще наша баранина - вне всякой конкуренции, скажу я вам, хваленая новозеландская совсем не такая вкусная, как наша, родненькая...
Ну это так, секунда ностальгии:))) Пока им сложно понять и принять, почему девушка из Казахстана варит русский борщ и тоже выдает его за «наше любимое блюдо». Но борщ, он точно объединяет все народы мира, и хозяйка нашего геста буквально через день покупает капусту, демонстративно достает ее из пакета со словом: «БорШ». И здесь я готовлю его чаще, чем дома, честное слово. Правда, каждый раз во время моего «танго» на кухне наша домовладелица пытается мне подсунуть то листочки карри, то чили: «Может добавишь?». Я в такт ножу киваю слева направо головой и дальше шинкую капусту. Кастрюли хватает на раз, и, так как мы не привыкли есть вчерашний борщ, на завтра он никак не остается. Кстати, у них вообще нет такой привычки складировать несъеденное в баночках и коробочках и оставлять доедать на завтра.
Они всё варят на раз и едят всегда свежее. Вот почему в местном кафе нужно ждать свой заказ полчаса. Потому что полуфабрикатами они не пользуются. Всё свежее, всё только из океана. И, гуляя по прибрежным кафе, вы можете не сомневаться, что всё, что сейчас лежит во льду на прилавке: крабы, кальмары, лобстеры, рыба тайгерс, тунец, креветки и Джамбо, еще пару часов назад плавало в океане.
Кстати, о Джамбо. Это гигантская креветка, не путать с королевской. Она размером с лобстера, но если гламурного лобстера, во-первых, разделывать - пальцы все попереколоть и слюной истечь, во-вторых, после его расчленения есть там практически нечего, то Джамбо накормит своим нежнейшим и полезнейшим мясом двоих взрослых человек, ну а салатиком и картошкой фри, которые прилагаются тут к каждому блюду, вы догонитесь))). Ну раз пошла у нас такая пляска, по кухне, кафе и ресторанам, скажу сразу, что в среднем счет на двоих - 20 долларов, это без изысков и алкоголя. С нынешним курсом, это, конечно, совсем не дешево, и в «каганатке» можно за эти деньги наесться до отвала. Но, думаю, в других общепитах и у нас сейчас покушать выйдет не тыща и не две…
Хотя и за двести рупий, в переводе на наши – 450 тенге, можно поесть сытно, вкусно, остро настоящую ланкийскую еду – рис и карри. Карри – это подлив с рыбой, курицей или овощами, где неизменна одна составляющая – одноименная приправа – карри. Это совсем не то, что продается в наших магазинах в отделе специй, в разноцветных пакетиках. Настоящий карри – очень пряный и терпкий. Вкус его насыщенный, а какой аромат! Поверьте, даже через месяц настоящий карри не надоедает. А местные, так вообще едят рис и карри всю жизнь.
Их меню не меняется уже несколько столетий. Но могут иногда рис заменять лапшой. Однако от перестановки мест слагаемых, в данном случае – гарниров, вкус не меняется. Ну и никакой прием пищи, будь то завтрак, ужин или обед не обойдется без фруктов. Манго здесь вкуснейший. Сочный, сладкий, с кислинкой и солеными нотками, такой многогранный, что на рынке бьешь себя по рукам, когда весы переваливают за три кило. Ну зачем? Можно же завтра купить свежие?! Ну а почему нет, если штука 40 рупий – 90 тенге! Ананас – тоже для меня король местных фруктов. Могу съесть один за раз, но останавливаюсь, когда язык начинает щипать, замечу, по размеру он раза в два больше, чем продается на алматинских рынках. Кстати, бананы тут тоже есть гигантские, вот прям до локтя. А есть совсем крошки, есть красные, зеленые, желтые. Приторно сладкие, с кислинкой и совсем безвкусные, видимо, для салатов.
Надо будет выведать и… добавить-таки в борщ! Еще из фруктов есть многими любимая маракуйя, здесь его называют Passion Friut, фрукт страсти. И он действительно такой, кажется, эх, какой вкусный, могу съесть пять кило за раз, а съешь две штуки и всё, страсть к нему ослабевает. Есть деревянное яблоко, оно и вправду очень жесткое, но говорят, очень полезное для зубов. Так что, стоматологи рекомендуют! Папайя тут растет в каждом саду, так что любителей микса тыквы с дыней здесь ждут вкуснейшие смузи и фрэши из папайи.
Я, честно, сказать ее никак не распробую и не проникнусь любовью к ней, ребенка моя тоже ее игнорирует. Дочка моя вообще поедает тут только арбузы и бананы, и постепенно я стараюсь привить ей хотя бы симпатию и уважение к манго, но пока сближение идет медленно. Зато клубнику, которую тут выращивают в Нувара Элии, на родине чайных плантаций, моя путешественница готова коробками есть. Однако здесь она не очень-то и сладкая, совсем не как у нас в разгар лета, ну и ко всему - дорогая. Так что за клубникой и черешней летом в Алматы! А за всем остальным – зимой сюда, в Шри-Ланку!
*Редакция не изменяет орфографию и стиль авторов.