Традиции

Тілашар: обряд, который помогает ребенку заговорить

Рассказываем про необычную казахскую традицию “тiлашар”, главным атрибутом которой является баранья кишка.
Тілашар: обряд, который помогает ребенку заговорить
Рассказываем про необычную казахскую традицию “тiлашар”, главным атрибутом которой является баранья кишка.
Тілашар: обряд, который помогает ребенку заговорить
Рассказываем про необычную казахскую традицию “тiлашар”, главным атрибутом которой является баранья кишка.
15.12.2022, 14:18
Изменено: 25.04.2024, 22:11

У казахского народа испокон веков почиталось ораторское искусство. Казахи прошлых эпох были уверены в том, что сила слова могущественна. Только благодаря одному слову можно исцелить, дать надежду и принести счастье. Именно поэтому родители маленьких джигитов и девочек-казашек хотят, чтобы их дети пошли по стопам предков и тоже становились жиренше с малых лет.
 

Интересно! Детей с дефектами речи становится все больше, и ежегодно их количество только возрастает. В 2019 году специалисты научно-практического центра коррекционной педагогики сообщили корреспондентам телеканала “Астана”, что за последние 10 лет число несовершеннолетних казахстанцев, у которых диагностированы тяжелые нарушения речи, выросло на четверть. Эксперты поведали, что 3 года назад на учете числилось около 45 000 детей.


Если сейчас родители обращаются за помощью к квалифицированным специалистам, в лице логопедов, то у наших предков не было таких привилегий. Они верили только в высшие силы и доверяли обрядам, об одном из ним мы сейчас и поведаем.

Pandaland решил рассказать читателям про древний казахский обряд, благодаря которому запускается речь у детей.

Казахский обряд “Тiлашар”
 

Что такое “тiлашар”?

 

“Тiлашар” - яркий и древний обычай, проводимый казахским народом, чтобы разговорить ребенка-молчуна. Предполагается, что после проведенного обряда у ребенка, который не может вымолвить и слова, “развязывается язык”.
 


Казахи издревле совершали обряд “тилашар/тiлашар” для того, чтобы у их детей была внятная и четко поставленная речь.

Как происходит обычай?

Точной даты происхождения обряда нет и каждый по-своему интерпретирует и проводит “тилашар”.

По одной из версий, изначально после появления маленького человека на свет родители дожидались наступления полугодовалого возраста, а после того, как наследнику или наследнице исполнялось 6 месяцев мать с отцом начинали на ухо нашептывать ему/ей песни и рассказывать стихи. Делалось это для того, чтобы маленький человек усвоил новые слова. Обычно первыми полноценными словами являются самые главные для ребенка люди - “мама” (“ана”) и “папа” (“әке”).

Однако если маленький молчун в положенный срок не начинал разговаривать, то ему проводился обряд “тiлашар”.

Семья, которая намеревалась, чтобы их ребенок стал красноречивым и его язык поскорее развязался, организовывала праздник - “тілашар тойы”. Гостями этого торжества были важные старейшины. По случаю мероприятия устраивался пир и зарезался баран. Когда в жертву приносили барана, то его внутренности, в частности кишки, не выбрасывались, а хорошо промывались, поскольку они являются чуть ли не главным атрибутом обряда. Овечью/баранью голову по традиции преподносили почетному гостю, который произносил бата (слова благословения). На празднике “тiлашар” почетный гость в своих напутственных словах желал виновнику торжества быть красноречивым человеком, который понимает цену словам.

Аксакал благословлял ребенка, чтобы мысли, которые приходят ему в голову, превращались в слова. Также старейшина желал, чтобы ребенок, по случаю которого все собрались, был гражданином своего народа, уважал родную речь и говорил словами казахского народа. После этой части приступали к самой процедуре.

На шею “молчуна” надевалась баранья кишка, которую слегка фиксировали взрослые. В это время у ребенка спрашивали: “Ты будешь говорить?” (“Сөйлейсің бе?”). Малыш и его родители делали жест, отвечающий согласием. Взрослые также давали обещание, что проследят за тем, чтобы были выполнены данные ими обязательства.

После этого малыша кормили приготовленным деликатесами: бараньим языком, чтобы запустить речь, небом, чтобы малыш стал настоящим жиренше (оратором) и бараньими глазами - для зоркости.

Через некоторое время после проведенной процедуры дети, чаще всего, начинали разговаривать.

Однако во многом все-таки способствовали родственники, но больший вклад, конечно, вносили мама и бабушка. Маленькому человеку рассказывали сказки, учили легким стишкам и потешкам, а также делились информацией о животном мире и природе.

По другой версии, праздник “тiлашар” проводился родными родственниками со стороны мамы ребенка (нағашы). Они зарезали барана и кишкой обвязывали шею маленького казаха. Аксакал, приглашенный на торжество, произносил слова назидания и добрые пожелания. Бата были направлены на то, чтобы ребенок овладел родным языком и рос таким же мудрым и справедливым, как его великие предки.

Также отмечается, что эта процедура проводилась не только для запуска речи, но и чтобы избавить от заиканий.

Проводят ли сейчас казахи “тiлашар”?

Традиция чтится и по сей день. Современные казахстанские родители, не все, но все же часть из них, продолжают верить в результативность данной процедуры и проводят обряд в кругу семьи, чтобы запустить речь у молчуна и сделать его будущим жиренше. Каждая семья проводит обряд по-своему, так как нет четкой инструкции. Кто-то утверждает, что ритуал нужно проводить внезапно, чтобы маленький джигит или девочка-казашка от испуга заговорили. Другие же проводят обычай на позитивной ноте и стараются не пугать малыша, благословя его и предрекая ему красноречие.
 

Интересно! Можно сказать, что праздник “тiлашар” стал родителем другого торжества “әліппе тойы” (праздник букваря), который отмечается по случаю поступления в первый класс.
Сейчас все чаще мероприятие организуется в кафе и ресторанах, куда приглашают гостей: родственников и друзей, как самих родителей, так и будущего школьника. Гости приходят на праздник не с пустыми руками, а приносят сувениры и подарки.
У данного мероприятия даже есть специальный сценарий. Когда все собираются в зале, главного виновника торжества выносят на троне, демонстрируя, что ребенок стал взрослым. Современные аксакалы (старшие гости праздника) произносят бата (слова благословения). Праздник проходит на современный лад, с приглашенной тамадой, конкурсами, танцами и песнями. Вот так весело девочку и мальчика провожают грызть гранит науки.

Фото и видео: Pandaland.kz

 
Menu
×