Как реагировать родителям, если ребенка в школе унижают за нестандартный вид, занижают оценки и не принимают из-за физических отклонений

Как реагировать родителям, если ребенка в школе унижают за нестандартный вид, занижают оценки и не принимают из-за физических отклонений


В постсоветском пространстве, к сожалению, отсутствует школьная этика. В сеть то и дело сливают видео жестокого обращения с детьми учителей или же наоборот неуважительное отношение, а иногда и нецензурную брань со стороны учащихся в сторону взрослых людей. Зачастую камнем преткновения этих конфликтов становятся такие факторы, как несоблюдение школьной формы, неподобающий внешний вид, материальное положение ученика, менторский тон учителя и отсутствие какого-либо взаимного контакта. Мы решили задать распространенные вопросы читателей клиническому и семейному психологу, кандидату психологических наук, PhD, профессору кафедры психологии и коррекционной педагогики Ирине Мацкевич касательно тех конфликтных ситуаций, с которыми ежедневно сталкиваются современные школьники.

Pandaland Image

Ирина Константиновна Мацкевич

Моего ребенка унижают в школе за любую оплошность. В прошлом году он вернулся домой с предпоследнего занятия из-за того, что завуч увидела отсутствие у него галстука. Разве нормально так делать? Мы живем не рядом со школой. Лишний раз ребенок испытывает стресс. Почему взрослые люди позволяют себе такое? Это ведь всего лишь галстук…

Очень плохо, когда ребенка унижают. Конечно, ребенку требуется защита. Родитель должен поддержать ребенка и потребовать извинений от педагога. Рассмотрим позицию завуча. Она может требовать порядка и организованности. И это ее способы организации порядка: выгнать ребенка с урока, обвинить ребенка или его родителей в том, что они не организованы, унизить ребенка перед всеми… Возможно, все было не так. Завуч пригласила ребенка для индивидуального разговора, поговорила с ребенком, и они вместе решили, что сегодня он пойдет домой, а завтра не забудет галстук.

Но если все-таки унижение было, то надо восстановить справедливость: прийти, поговорить с глазу на глаз, попросить извиниться перед ребенком. 

Pandaland Image

Моя дочь – очень творческая личность. Я не хочу подавлять в ней эти качества, поэтому максимально стараюсь во всем ей помогать. Очередной ее задумкой стало окрашивание концов волос в розовый цвет. Мы сделали временное окрашивание, но в школу она ходит с собранными волосами. Школа на казахском языке обучения, дети там очень скромные и послушные. Ее классная руководительница сто раз сделала ей замечание за эти волосы. Пришлось снова закрасить уже на третий день. Дочь была сильно расстроена. Я промолчала, но чувствую вину, что не смогла защитить интересы дочери. Подскажите, права ли учительница?

Конечно, у меня есть несколько вопросов к маме:

1) Окрашивание волос – это проявление творчества? Скорее, нет… Скорее, проявление стремления к внешнему самовыражению. А ведь его можно реализовать и через другое.

2) Послушная ли Ваша дочь? И хотите ли Вы чтобы она была послушной? И как Вы относитесь к тому, что в ее социуме (школе) принято быть послушным? Это важно. Послушание хорошо, но если оно происходит, потому что ребенок чего-то боится, то это плохое послушание, и не послушание вовсе, а страх. Хотим ли мы, чтобы ребенок был как все, удобный для учителей, удобный для нас? И «да», потому что это удобно. И «нет», потому что он будет большим и тоже послушным.

3) Действительно ли Вы поддерживаете эксперименты дочери? Или не хотите подавлять? Это разные вещи. Если поддерживать окрашивание, то поддерживать и право носить это окрашивание. Если поддержать это право, то это бунт в школе. Ведь там принято быть послушными….

Поэтому, или другая школа, с другими требованиями…. Или разговор с дочерью о том, что мы должны соблюдать правила социальной группы…. Или протест, конфликт со школой, отстаивание своих прав.

Учитель не прав, если сделал «сто замечаний», а не поговорил; если сделано это было при всех, а не наедине; если форма замечания была не деликатной, а грубой.

Pandaland Image

Наша школа считается одной из престижных в городе. Соответственно в ней учатся дети не последних людей в этой стране. К сожалению, многие дети чересчур избалованы. Особенно мальчики. Моя дочь постоянно жалуется на них. Она говорит, что они издеваются над пожилыми учителями. Могут во время урока игнорировать учителя, смотреть фильмы на телефоне и громко смеяться. Учитель молчит, потому что боится за свое место. Я пыталась разговаривать с классным руководителем, но она сказала, что такие дети есть в каждом классе. И что с ними работают детские психологи. Дочь говорит, что мальчики с каждым годом становятся наглее, а учителей все еще некому защитить. Что мне делать в этой ситуации, как вы думаете?

Очень важно поддержать своего ребенка. Обсудить, высказать свое мнение, согласие. Чтобы дочь понимала, что она чувствует и думает также. Другое дело мальчики и учителя, которых унижают.

Учитель. Учителя унижают, а он боится и терпит. Это плохо. Это плохой учитель. Дети очень чувствительны к неправде. И «наказывают» за нее.

Мальчики. Возможно, следует сказать свое мнение на родительском собрании о том, что Вы считаете неприемлемым. Не обвиняя, а обращая внимание. Предложить родителями поговорить с детьми.

Pandaland Image

В классе моего племянника учится ребенок с физическим отклонением – у него нет половины ноги. Он хромает и немного нарушена речь. Я забираю каждый день со школы и вижу этого мальчика. Со стороны видно, что никто его не обижает, но как-то сторонятся, что ли. Как ни увижу, рядом одни девочки ходят с класса помладше. Скажите, правильно ли отдавать такого ребенка в обычную школу, если он будет чувствовать, что он другой?

Школа – это модель социальной жизни. Если бы с Вами работал человек, который хромает и который имеет дефект речи…. Вы бы хотели, чтобы он ушел с работы, потому что Вам его жалко? Или он хотел бы уйти в работы, потому что другим его жалко. Здесь выбор между одиночеством полным, отсутствием общения, дальнейшей стигматизацией и изоляцией ребенка и комфортом (возможным) в закрытой системе.

Правильно и очень правильно, что ребенок учиться с другими детьми.

Не правильна его изоляция. Учителя, психологи, социальные педагоги должны помочь ребенку «войти» в класс, а детям «принять» ребенка. Это может быть рассказ о том, чем любит заниматься мальчик…. история о том, как он может на футболе классно стоять в воротах, или помогать вести счет, следить за правилами… секретная информация о книгах, которые прочел ребенок…

Может с этом помочь и семья ребенка. Пригласить детей в гости, парк. Сходить с ними вместе и «показать» своего ребенка. 

А вообще, надо гордиться тем, что ты другой! Вспомните сказку «Гадкий утенок»! Вспомните Стивена Хокинга! Именно «другие» очень даже молодцы, но когда они могут быть с другими, когда они не изолированы.

Если учитель из-за личной неприязни занижает оценки ребенку, то как на это реагировать? Стоит ли родителю делать разбор полетов? Ведь все равно ничего не докажешь...

Конечно, это недопустимо.

Но проблема-то есть. Наверное, личная неприязнь мешает учителю. Важно, чтобы ребенок понимал, что есть вещи, которые влияют на результат. Это относится и к оценкам. Мы формируем представление людей о себе. И ребенку важно научиться располагать людей к себе, а не вызывать неприязнь.

Поэтому разбор полетов может произойти дома: работа над имиджем человека, располагающего к себе других людей. 

Pandaland Image

В школе последние годы запретили дарить подарки учителям, но это ведь приятный жест в сторону тех, кто вкладывал в тебя знания. Как вы думаете, можно ли дарить подарки, несмотря на государственный запрет?

Я бы не стала акцентировать внимание на государственном запрете. Наверное, это перекосы (введение запрета), но продиктовано это тем, что дети видят «подарочные отношения» и переносят их во взрослую жизнь. «Нулевая терпимость» предполагает такие усиленные запреты.

Теперь о благодарности. Она может быть выражена многими способами. Это память об учителе, поздравление по телефону, открыткой, в сети…. Подарок может быть в форме творческой работы: коллаж из фотографий учеников, панно….

Но дарить микроволновки, сапоги, фены (!реальные примеры) – это унизительно для Учителя (с большой буквы). 

Pandaland Image

Классный руководитель дочери сделала из нее подругу. Постоянно рассказывает про свои проблемы в семье, во время уроков может попросить ее сходить в магазин за колготками. За эти услуги ее она часто выручает, но можно ли детям вести такие неформальные отношения с учителями. Что мне предпринять, как родителю?

Наверное, чтобы «сделать подругу», требуется желание «подруги». Ваша дочь слушает учительницу, поддерживает ее, помогает ей. А может ли Ваша дочь выслушать Вас? Можете ли Вы поделиться с ней своими проблемами, попросить купить колготки? Ведь для девочки это важно! Поэтому, доверие и доверительность, просьбы (а не указы и требования), благодарность, отношение как ко взрослой – это то, что нужно в Ваших отношениях. Тогда не будет потребности в том, чтобы так сильно сближаться с учителем.

Можно ли вести такие неформальные отношения? Это, конечно, не желательно. Но иногда взрослый учитель может почувствовать, что для ребенка это важно и нужно.

Pandaland Image

У нас как и у всех есть свой классный чат. Родители встречаются разные там, но много неадекватных людей, которые в час ночи шлют какие-то странные картинки. Я не раз пыталась просить всех придерживаться каких-то негласных правил, но в итоге оказываюсь всегда крайней. Многие считают меня скандалисткой. Выйти из чата не могу, потому что туда скидывают и полезную информацию по школе, но что делать со спамерами…

Есть такое понятие в психологии – локус контроля (когда люди приписывают свои успехи или неудачи только внутренним, либо только внешним факторам). Если мы считаем, что события происходят, потому что мы делаем что-то «Так» или «Не так», то у нас преобладает внутренний локус контроля. Если же мы считаем, что другие люди или обстоятельства приводят к какому-то результату, то у нас преобладает внешний локус контроля. Часто именно таких людей считают скандалистами. Поэтому, наиболее экологичным способом будет поворот в сторону себя. Что я могу сделать, если мне что-то мешает? Вместо «как повлиять на спамеров». Что мы можем изменить из того, что зависит от нас? Сделать правила гласными, вместо негласных: написать предложение о гласных правилах о времени работы чата, о тематике сообщений, предложение о создании новой группы «неформальный 5Б класс». Внести изменения в свой пользовательский стандарт социальной сети (установить беззвучный режим и просматривать сообщения только 1 раз в час или 2 часа, установить беззвучный режим на сообщения. Наконец, понять желание людей поделиться чем-то и улыбнуться их желанию, которое Вам не понятно.

«Понять и простить» спамеров.

Pandaland Image

Моя дочь является яркой девушкой. Я не запрещаю ей общаться с ровесниками. В прошлом году на собрании ко мне подошла мама одноклассника дочери. В прямом смысле просила мою дочь держаться подальше от ее сына. Сказала, что он идет на алтын белги, а моя дочь якобы вертит перед ним хвостом и отвлекает от учебы. Конечно, я поговорила после этого с дочерью, но она все отрицает и уверяет, что он сам от нее не отстает. Скажите, что мне отвечать на выпады со стороны таких родителей?

Уточнить просьбу мамы одноклассника!

Очень уж не конкретная просьба у мамы мальчика! А точнее. Даже не просьба, а указание. «Не вертеть перед ним хвостом и не отвлекать от учебы»!

Если допускает ситуация общения с мамой, то можно уточнить каким именно хвостом вертела девочка (лисьим, тигриным, мышиным), сообщить маме, что Вы не видели хвоста у дочери… Иногда, юмор помогает.

Однако, если мама не склонна понимать юмор, то следует решать вопрос серьезно.

Уточните, что именно мама хочет от Вас? Что именно сделать она предлагает сделать? Абсурдность предложений, если они будут, станет явной.

Если ребенок сосредоточен на учебе, имеет цель, идет к ней, то никакие «хвосты» не смогут этому помешать. «Отвлекает!»… скорее, сын мамы отвлекается! Но если есть желание получить «Алтын Белги», то отвлечься невозможно. Его ли эта цель? Или цель мамы? 

Ваш личный совет родителям школьников.

Очень хочу пожелать родителям и детям добрых школ, где учителя уверены в себе, хотят учить детей, уважают и любят детей и их родителей, мирных родительских собраний, информативных чатов, понимания, решения ситуаций, чуткости.

Конфликты – это не плохо! Плохо – неразрешенные конфликты!

Защищайте своих детей в любой ситуации. Шутите над любой ситуацией, несите ответственность за свое состояние и состояние своего ребенка, уважайте права других детей и родителей. Доброй школы! 

Текст: Айдана Токтаркызы

Автор: Pandaland | 3 Сентября 2018 |  649
Теги:

БУЛЛИНГ В ШКОЛЕ   КАК РЕАГИРОВАТЬ НА КОНФЛИКТЫ В ШКОЛЕ   КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ АДАПТИРОВАТЬСЯ В НОВОЙ ШКОЛЕ   КОНФЛИКТЫ В КАЗАХСТАНСКИХ ШКОЛАХ   РЕБЕНКА РУГАЮТ В ШКОЛЕ ЗА ФОРМУ   ОСОБЫЕ ДЕТИ В ОБЫЧНЫХ ШКОЛАХ  






Поделиться:



Интересные статьи



Рекомендуемые