Наверное, каждый из родителей, чьи дети ходят в школу, сталкивался с проблемой невыполненных домашних заданий. И, что уж скрывать, многие из нас нередко предпочитают путь меньшего сопротивления – при просьбах, а уж тем более, истериках, сдаемся и выполняем все за ребенка. Очень важно избавиться от этой привычки и во время выполнения домашней работы быть скорее наблюдателем, нежели помощником. Перед вами лучшие советы и рекомендации, которые помогут научить ребенка самостоятельности и приведут его к успехам не только в учебе, но и в обычной жизни.
Почему так важно не решать задания за ребенка?
Представим такую ситуацию. Первый раз, столкнувшись с капризами ребенка и просьбами «сделай за меня», мама первоклассника уступает. Она выполняет задание за него и успокаивает его словами о том, что все хорошо. Уже через неделю ребенок принимает для себя систему: поплачу – сделают за меня. Еще через некоторое время он начинает хитрить и прятать часть заданий от мамы – не нашла, не проверила, не сделала – сама виновата! Эта жестокая детская правда не скоро доходит до родителей. К тому времени, когда они осознают проблему, ребенок без контроля, упреков, напоминаний не может выполнить ничего. Именно поэтому необходимо придерживаться правила: помогать, значит – направить, а не сделать вместо него. Только так ребенок научится ответственности и самостоятельности, а также познает свои силы.
Есть и обратная сторона этой «медали» - гипермамочки, стремящиеся воспитать идеал, переделывают домашние задания после ребенка, поправляя каждый недочет. Такое поведение ведет детской неуверенности и вечному ощущению, что самостоятельно он не может справляться. Что же делать, чтобы найти ту самую «золотую середину»?
Распланируйте выполнения домашней работы
Лучше всего сначала провести обсуждение с ребенком. Постарайтесь учесть его пожелания: возможно, ему нравится делать домашнее задание перед прогулкой, чтобы свободно отдыхать до вечера, или наоборот, сначала отдохнуть, а после сесть за занятия. Если ребенок будет знать, что после уроков его ждет что-то приятное, он не будет отлынивать от работы.
Главные временные рамки заключаются в том, чтобы ребенок не делал домашнее задание поздно вечером, когда мозг устал. Если ребенок учится со второй смены, стоит избегать выполнения задания прямо перед выходом в школу.
Во время занятий делайте перерывы. В целом выполнение работы может достигать 1,5 часов – это равносильно 3-м урокам. Как и в школе, ребенку нужен хотя бы 5-минутный перерыв – каждые полчаса.
Начинайте занятия с любимых и простых предметов. С легкостью выполнив первые задания, ребенок с воодушевлением примется за другие уроки. В обратном же случае он может потерять настрой в первые минуты, и выполнять остальные задания у него уже не будет ни желания, ни сил.
Что делать, если ребенок устроил истерику?
В таком случае нужно сделать перерыв, постараться успокоить его. Объяснить, что вы понимаете, из-за чего он расстроен, и осознаете, что задания бывают довольно сложные. Выполнить задачу в его силах, просто необходим перерыв. Поняв, что его услышали, ребенок успокоится. Но не поддавайтесь на провокацию – если после эмоционального давления он просит сделать все за него, смело отказывайтесь, иначе истерики станут не самой приятной ежедневной традицией.
Будьте на связи с учителем
Будьте на связи со школьными преподавателями. Не с родителями в группах whatsApp, а именно с учителями. При возникновении частых проблем с учебой не нужно дожидаться родительского собрания, лучше всегда иметь возможность посоветоваться с преподавателем. Нередко оказывается, что проблема только с одной темой, а, значит, ее надо решать в индивидуальном порядке.
Почему важно не вмешиваться?
Примерно с 3-го класса ребенок может полностью выполнять домашнее задание самостоятельно. Садиться за уроки, записывать в дневник задания, собирать портфель. Ваша задача – ненавязчиво проверять и напоминать. Возможно, несколько раз ребенок получит тройки, и это не так уж и плохо. Он осознает, что причина именно в нем и будет стараться выполнять все лучше. Заметив низкие оценки, не нужно ругать или игнорировать, обсудите проблему. Объясните, что он может учиться лучше, и у него уже это получалось - до полученной тройки. В его силах исправить низкую оценку и добиться лучших результатов.