Школьное обучение

Готовность ребенка к школе: советы психолога

О том, как понять, готов ли ребенок к школе, мы расскажем в этой статье
Готовность ребенка к школе: советы психолога
О том, как понять, готов ли ребенок к школе, мы расскажем в этой статье
Готовность ребенка к школе: советы психолога
О том, как понять, готов ли ребенок к школе, мы расскажем в этой статье
17.08.2021, 05:04
Изменено: 26.10.2021, 06:00

Родители, глядя на своего пятилетнего малыша, понимают, что школа уже не за горами. Казалось бы, совсем недавно малыш только начинал делать первые шаги, а сегодня уже пора задуматься по поводу его образования.

Многие мамы и папы пятилеток и шестилеток мечутся в растерянности, поскольку боятся нового этапа в жизни дошкольника. Взрослых интересует то, как определить, готов ли ребенок к школе? Если вы думали, что для обучения в первом классе достаточно только навыков чтения, письма и устного счета, то вы глубоко ошибаетесь. Для поступления ребенка в первый класс важна не только интеллектуальная подготовка, немаловажную роль здесь играют также физиологическая, социальная и психологическая адаптация.

Pandaland решил разобраться в том, во сколько же лет лучше отдавать свое чадо в школу и как понять, готов ли ребенок к школе?

Готовность ребенка к школе: советы психолога

Первый раз в первый класс

Нет на свете родителей, которых бы не волновало обучение сыновей и дочерей в школе. Мам и пап будущих первоклассников заботит то, как их наследники будут находиться в новых для них условиях, хорошо ли они будут взаимодействовать с учителем и не возникнут ли проблемы?

Накануне нового учебного года интернет-пользователи чаще всего ищут:

·        как узнать, готов ли ребенок к школе?

·        во сколько лет идут в школу в Казахстане?

·        можно ли идти в школу в 6 лет?

На эти и другие интересующие родителей вопросы мы ответим вместе с педагогом-психологом первой высшей квалификационной категории, арт-терапевтом Клименчук Марией Евгеньевной.

Готовность ребенка дошкольного возраста к школе

Мамы и папы задолго до начала учебного года уже начинают думать о том, «когда же лучше отдать ребенка в школу?». Особенно остро стоит этот вопрос, если времени осталось мало, а решение до сих пор не принято. 

При поступлении ребенка в школу важны как интеллектуальные навыки, так и другие сферы:

·        сможет ли ребенок эмоционально выдержать школьную жизнь?

·        насколько хорошо дошкольник справляется с переживаниями и трудностями?

·        способен ли малыш работать в группе, общаться с коллективом?

·        как он воспримет то, что внимание нужно будет делить с другими одноклассниками?

·        как у вашего сына или дочери сложатся отношения с другими детьми? Сможет ли он/она завести друзей среди одноклассников?

Ответив на эти вопросы, вы косвенно сможете понять, готов ли ваш ребенок к школе.

Как определить, готов ли ребенок к школе психологически?

Мария Клименчук считает, что готовность ребенка к школе – комплекс развития всех аспектов личности, но основными являются три из них: личностная, волевая и интеллектуальная готовность.

·        Личностная готовность подразумевает самостоятельность дошкольника, социальную готовность – умение коммуницировать с окружающими в позитивном ключе; развитые навыки самоорганизации и интерес к учебной деятельности.

·        Волевая готовность предполагает развитие способности ребенка трудиться – постигать новые знания и соблюдать школьный режим.

·        Интеллектуальная готовность лежит в основе сформированных основных психических функций, а это – внимание, память (ее виды), мышление.

Готовность ребенка к школе: советы психолога

Признаки готовности к школе

Порой дети, которые хорошо подготовлены интеллектуально, не справляются с эмоциональными и социальными сложностями, возникающими в школьной жизни между сверстниками или с учителем. В таком случае силы первоклассника уходят не на саму учебу, а на то, чтобы справляться с возникшими трудностями.

Признаки готовности ребенка к школе:

  • Ребёнок должен уметь концентрировать внимание и быть усидчивым. Если малыш не может усидеть на месте, от одного занятия быстро переключаясь на другое, оставляя первое незаконченным, то это не очень хороший признак.

Советский психолог Эльконин Даниил Борисович проводил эксперимент. Ученый дал задание первоклассникам нарисовать четыре круга, три из них нужно было раскрасить в желтый цвет, а один в синий. Однако участники эксперимента сделали кружки разноцветными, а не как их просили. На вопрос о том, почему же кружки разных цветов, ребята утверждали, что так красивее.

Данный эксперимент – прекрасный пример того, что не все дети готовы играть по новым правилам;

  • ребенок может сам позаботиться о себе. Умение без помощи взрослых переодеваться, переобувать сменную обувь и складывать вещи говорит о его самостоятельности;
  • будущий первоклассник умеет слушать и слышать взрослых. Ребенок дошкольного возраста может выполнять задания, откликаться на просьбы родителей и других взрослых людей;
  • желание учиться. Если ребенок рвется в школу и ждет - не дождется момента, когда же наступит 1 сентября, то это залог хорошего начала учебного года;
  • дошкольник может найти общий язык со своими сверстниками. Командная игра поможет определить вам, как ваш ребенок общается с ровесниками. Кроме того, важно, чтобы он умел делиться игрушками, при этом не забывая о личных границах;
  • ребенок показывает отличные результаты развития психологических процессов: памяти, внимания и мышления;
  • у ребенка, который собирается идти в школу, должен быть богатый словарный запас. Уровень развития словарного запаса детей 6-7 лет – 4000 – 7000 слов;
  • ребенок должен быть ознакомлен с правилами школы. Если у вас есть старший сын или дочь, то пусть они расскажут ему о школьной жизни или же сделайте это сами. Можно даже поиграть в школу, а лучше сходить туда на экскурсию;
  • у будущего школьника должна быть развита мелкая моторика, поскольку именно она тесно взаимосвязана с памятью, вниманием, зрением, восприятием, речевой сферой и мыслительной активностью, а также это является тренировкой руки для письма;
  • начинающий ученик должен обладать высокой самооценкой и верить в свои силы. 

Почему возникает проблема готовности ребенка к школе?

Эксперт отмечает, что проблема может возникнуть из-за того, что у будущего школьника не было опыта пребывания в учебных заведениях. Следует понять, что посещение развивающих центров по два часа в день и полноценное 6-7-часовое нахождение ребенка в дошкольной организации – разные вещи. Ребенок, обучающийся в детском саду, каждый день с 9.00 до 18.00 находится в социуме со взрослыми и сверстниками. У дошкольника, посещающего детсад, уже сформирован режим дня, он привык находиться в этой среде и знает, чего ждать. Малышам, которые не посещали дошкольные организации, возможно, будет не так просто адаптироваться к школе. 

Обычно этот процесс длится от трех месяцев и более, все зависит от ребенка.

Можно ли отправить ребенка в школу с 6 лет?

Родители детей старшего дошкольного возраста (5-6 и 6-7 лет) начинают думать: «когда лучше отдавать ребенка в школу: в 6 или в 7 лет?». В Казахстане данный вопрос решился сам собой, поскольку с 1 января 2019 года в силу вступила новая норма.

Два года назад в законе Республики Казахстан «Об образовании» были внесены изменения, согласно которым в первые классы общеобразовательных школ принимаются дети, достигшие 6 лет. Кроме того, дети, которым в текущем календарном году исполнится 6 лет, также имеют право обучаться в первом классе. Получается, что ребенок в возрасте 5 лет, которому в текущем году исполнится 6 лет, может стать учеником первого класса. Если раньше родители еще могли поразмыслить над тем, стоит ли отдавать ребенка в школу с 6 лет, то сейчас выбор уже очевиден.

 

Готовность ребенка к школе: советы психолога

До внесения изменений в законе указывалось, что в первый класс принимаются дети с 6 лет, в скобках с 7 лет. Поэтому, на вопрос: «можно ли отдать ребенка в школу с 6 лет?», отвечаем, в 2020 и в 2021 гг. казахстанские родители отдавали своих детей в школы уже с 6 лет и раньше.

С принятием правил приема детей в школы возникло беспокойство родителей о готовности ребенка 6 лет к школе. Родителей заверили, что шестилетние первоклассники смогут освоить и усвоить школьную программу.

Диагностика готовности детей к обучению в школе

Перед зачислением в первый класс школьный психолог и педагоги начальных классов проводят проверку готовности ребенка к школе. Детские специалисты проводят анкетирование и тестовую беседу с применением различных методик. Делается это для того, чтобы определить, готов ли ребенок к школе психологически и интеллектуально. Школьный психолог сначала пытается найти контакт с ребенком, задавая ненавязчивые вопросы:

  • Как тебя зовут?
  • Какая у тебя фамилия?
  • Сколько тебе лет?
  • Какое сейчас время года? Как ты смог это определить?

В ходе беседы психолог выясняет психологическую готовность ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе, развитие зрительной и слуховой памяти, умение логически мыслить, способность к произвольным действиям.

Кроме того, проводится беседа с родителями. Школьным сотрудникам важно найти контакт не только с ребенком, но и с его родителями.

Педагоги, в свою очередь, проводят диагностический минимум, опираясь на нормативы, которые предусмотрены при поступлении в первый класс. Учителям нужно знать, на что способен будущий первоклассник и насколько хорошо он знает тот или иной предмет. 

Диагностика психологической готовности ребенка к школе

Мария Клименчук отмечает, что при диагностике детей используются различные тестовые задания. Специалист подчеркивает, что она и ее коллеги стараются следить за тенденциями, которые на сегодняшний день диктует мир психологии. В международной школе «Мирас», в которой работает Мария, проводится экспресс-диагностика по методам Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. для детей 6-7 лет. Благодаря данному пакету материалов можно узнать уровень развития психических процессов у детей. Задания, которые должен выполнить ребенок, несложные. После полученных результатов специалисты уже понимают, какой сфере развития нужно больше уделить внимание.

Дети, которые зачисляются в школу, все разные. У одного ребенка может недоставать объема внимания, у другого – долговременная или кратковременная память.

Готовность ребенка к школе: советы психолога

После проведения диагностик, психолог передает результаты и дает рекомендации педагогам начальных классов. На тестировании видна лишь одна ступень готовности ребенка к школе, свой потенциал будущий первоклассник покажет во время учебы. После месяца обучения уже видна реальная готовность ребенка к школе.

Если вы сомневаетесь в том, можно ли отправлять ребенка в школу, то лучше обратиться за консультацией к специалистам. В интернете можно найти различные методики диагностики готовности к школе, но лучше, если их проведет квалифицированный детский психолог. Компетентный специалист на основе полученных результатов всегда вынесет свой вердикт и выделит для вашего ребенка наиболее подходящее учебное заведение.

Фото: pexels.com, rawpixel.com

Menu
close banner icon