Финансы

IPO Air Astana: 5 причин НЕ инвестировать

В своей колонке сертифицированный офицер по работе с инвесторами и активный розничный инвестор Ботагоз Жуманова рассказывает 5 причин почему нет.
IPO Air Astana: 5 причин НЕ инвестировать
В своей колонке сертифицированный офицер по работе с инвесторами и активный розничный инвестор Ботагоз Жуманова рассказывает 5 причин почему нет.
IPO Air Astana: 5 причин НЕ инвестировать
В своей колонке сертифицированный офицер по работе с инвесторами и активный розничный инвестор Ботагоз Жуманова рассказывает 5 причин почему нет.
06.02.2024, 00:00
Изменено: 30.04.2024, 01:48

 

В медиа очень активно началась PR кампания относительно выхода компании Air Astana на IPO, особенно активны в этом брокерские компании, чей бизнес строится на купле-продаже самих бумаг, однако они не несут ответственности за прирост капитала розничных инвесторов.

В этом материале я хочу поделиться своим видением относительно инвестиций в Акции Air Astana, он носит субъективный характер и, конечно, не является рекомендацией. Инвестиции каждого инвестора – это сугубо личная ответственность инвестора.

Начну с профиля самой компании, чьими услугами мы пользуемся сами, мне лично они очень нравятся, учитывая, что нет особого выбора. Но здесь я буду смотреть на компанию не как пользователь, а как инвестор. Это разные подходы.

У  Air Astana 2 крупных акционера: государство в лице фонда «Самрук-Казына» (51%) и британская компания BAE Systems (49%), оборонная компания, которая занимается разработкой в области вооружений, информационной безопасности, аэрокосмической индустрии.

На рынок будут проданы 25% новых акций, их продают как сама компания, так и 2 акционера, которые лишаются контрольных пакетов. До 8 февраля можно подать заявку о своем интересе к покупке через брокерские компании. Но я лично этого не делаю, и вот почему.

5 ПРИЧИН НЕ ПОКУПАТЬ АКЦИИ

Причина №1: я как розничный инвестор не хочу финансировать и покупать акции и таким образом поддерживать компании, акционеры которых работают в сфере разработки оружия. Акционер Air Astana - британская BAE Systems (49%) – является  оборонной компанией, которая занимается разработкой в области вооружений.

Такое же отношение у меня и к акциям компаний, которые производят табачные изделия и алкогольную продукцию. Если я буду зарабатывать на этом, придерживаясь принципа «деньги не пахнут», то нарушу свой личный принцип этичных инвестиций.

Причина №2: бизнес авиакомпании подвержен высоким политическим рискам.

У компании классный британский менеджмент, но в Казахстане власти очень сильно реагируют на общественные настроения населения, потому что исторически предпочитают удовлетворять пожелания казахстанцев, чтобы избежать социальных волнений. Тут в первую очередь, речь идет о различных всплесках недовольства относительно роста стоимости авиабилетов, которую активно могут оседлать хайповые депутаты. Все это плохо для бизнеса авиакомпании.

Причина №3: бизнес компании генерируется в тенге, а это значит, что операционка Air Astana лежит между молотом и наковальней – инфляцией и девальвацией. За последние 9 месяцев 2023 у компании уже было повышение операционных расходов, и это значительно влияет на рентабельность.

80% выручки приносит премиальный бренд Air Astana, а на лоукостер FlyArystan приходится 20%. Из выручки в 472 млрд. тенге, которая компания получила за 2022 год, почти 98% приходится на пассажирские перевозки и регулярные рейсы (93%).

Сам бизнес Air Astana – сезонный! Самые прибыльные кварталы – это лето и осень, которые связаны с отпусками и началом делового сезона.

Именно поэтому Air Аstana выходит на IPO cейчас, показывая данные за 9 месяцев 2023, а не по полному году – иначе показатели выручки потянут финансовые показатели вниз.

Причина №4: авиабизнес очень чувствителен к авиакатастрофам. Слава Богу, что никаких больших происшествий и крушений у Air Astana нет, но если такое произойдет, то это огромный риск для любой авиакомпании. Требуется большой кэш и период, чтобы выбраться из подобной кризисной ситуации, и это всегда имеет последствия для менеджмента.

Причина №5: нет большой истории выплаты дивидендов, и компания будет активно инвестировать полученные деньги в расширение бортов. За последние 6 лет, Air Astana лишь дважды выплатила дивиденды – в 2018 году (3.7 млрд.тенге ) и за 9 месяцев 2022 года  (7.5 млрд.тенге). Очевидно, что менеджмент готовился к IPO и выплатил дивиденды щедрее, чтобы привлекательно выглядеть перед инвесторами. Это выглядит как часть подготовки, а не как устоявшаяся практика.

Дивидендная политика компании предполагает выплату дивидендов до 30% чистой прибыли ежегодно, чтобы ввести выплаты инвесторов в правило, а не исключение.  Этот коэффициент по 2023 году может служить ориентиром на ближайшую перспективу, но это, конечно не факт. К тому же, надо понимать, что 5% - это тоже «До 30%».

Компания находится в стадии активного развития и планирует практически удвоить свой флот Airbus-320/ Airbus-321 до 90 судов, добавив к 2028 году также три Boing-787.Это очень высокие капитальные инвестиции.

В целом, это национальный бренд с хорошим менеджментом, но сам бизнес оперирует в очень сложной среде, пилотирует между инфляцией, девальвацией и политическими рисками. Для меня как инвестора с долгосрочной стратегией инвестирования – это целый букет рисков одновременно и брать их к себе на борт в свой портфель я считаю  неоправданным, учитывая, что фондовый рынок предлагает большое количество устойчивых компаний, которые генерируют свой кэш в долларах, а не в тенге.

 

Фото: pexels.com, kapital.kz

Автор: Ботагоз Жуманова

Menu
×