Семейный досуг

Почему важно смотреть мультфильмы с детьми

Просмотр мультфильмов воспринимается как развлечение, но, если знать, как правильно смотреть мультфильмы вместе с детьми, это занятие может оказаться не только увлекательным, но и полезным.
Почему важно смотреть мультфильмы с детьми
Просмотр мультфильмов воспринимается как развлечение, но, если знать, как правильно смотреть мультфильмы вместе с детьми, это занятие может оказаться не только увлекательным, но и полезным.
Почему важно смотреть мультфильмы с детьми
Просмотр мультфильмов воспринимается как развлечение, но, если знать, как правильно смотреть мультфильмы вместе с детьми, это занятие может оказаться не только увлекательным, но и полезным.
31.07.2023, 05:11
Изменено: 09.04.2024, 10:42

Благодаря просмотру и обсуждению мультфильмов развиваются художественный вкус, эрудиция, воображение, речь, образное и критическое мышление, эмоциональный интеллект, расширяется кругозор. 

Благодаря мультфильмам дети познают мир, и вы как родитель несете ответственность за то, каким будет этот мир. Поэтому при выборе мультфильмов, которые показываете детям, не опирайтесь на отзывы знакомых, коллег и «экспертов» из интернета. Доверяйте себе и своему выбору. Вы знаете своего ребенка как никто другой и примерно представляете, что требуется ему для развития в определенный момент времени. 

А еще можете вспомнить любимые мультфильмы своего детства и посмотреть их вместе с детьми. Только для начала устройте предварительный просмотр без детей. Может оказаться, что с течением времени ваши вкусы поменялись, и вы уже не видите в некогда любимых мультиках ничего увлекательного и познавательного. Если мультфильм новый, тоже сначала лучше посмотрите его в одиночестве или обратите внимание, на какую возрастную категорию он рассчитан. 

 

Как определить, что мультфильм бесполезен?

 

 

Как правильно смотреть мультфильм, чтобы время не было потрачено зря? Для этого ребенок должен не просто смотреть мультфильм, а анализировать то, что видит. Если мультфильм слишком поверхностный или с плоскими, однобокими персонажами, просмотр может оказаться бесполезным. Мультфильм, не заставляющий сопереживать героям, не позволяющий увидеть ребенку в героях себя и свое окружение, можно считать временем, потраченным впустую. 

Психологи обозначают критерии, по которым можно определить, что мультфильм бесполезен для ребенка. 

  • После просмотра мультфильма ребенок ничего не рассказывает о нем родителям, не вспоминает забавные моменты, не устраивает игры на основе этого мультика.
  • Если в мультфильме плоские герои и «разжевана» мораль, значит, вся работа за ребенка уже проделана. Ему не придется думать, что хорошо, а что плохо, и искать смысл в поступках героев. 
  • Быстрая смена картинок и сюжета – тоже плохо. Такой темп не позволит малышу проанализировать происходящее. 

В хорошем мультфильме герои интересные, сложные, сценарий имеет не поверхностный смысл, используется инструментальная музыка – и все эти составляющие приносят пользу, способствуя развитию детей.

 

Что и сколько смотреть

 

Психологи считают, что длительные просмотры мультфильмов вредны и для зрения, и для психики. Если ребенок смотрит мультфильм несколько часов подряд, он уже не в силах понять и осмыслить происходящее. Также на этот период он «отставляет в сторонку» свою ведущую деятельность (у дошкольников она игровая), и полноценное развитие в этот момент тоже стоит в сторонке. Время просмотра мультфильмов должно быть ограничено, вне зависимости от того, вместе вы их смотрите, или дети делают это сами.

Что касается грустных мультиков, их тоже надо показывать, но детям постарше, примерно лет с шести. В это время многие дети начинают осознавать конечность жизни, думать о смерти, и родителям не стоит замалчивать эту тему или игнорировать, ребенок должен чувствовать поддержку в таком важном для любого человека осознании. Мультфильмы, в которых затрагивается эта тема, лучше смотреть дома, чтобы можно было остановить просмотр и поговорить или прекратить просмотр окончательно. Не каждый ребенок готов к таким сложным сюжетам.

 

На что обратить внимание при просмотре и какие вопросы задать

 

 

Любая совместная деятельность с детьми – это всегда хорошо, просмотр мультфильмов не исключение. К тому же во время просмотра родители могут понять, что нравится ребенку, что не нравится, ответить на его вопросы. При этом не стоит делать выводы за ребенка, он сам должен анализировать происходящее. После просмотра можно всем вместе обсудить мультфильм, что способствует выстраиванию доверительных отношений.

Филолог Владимир Пропп в работе «Морфология сказки» излагает универсальные структурные схемы сказок, по которым действуют герои и раскрывается сюжетная линия. Эту же концепцию можно применить при анализе мультфильма, просмотренного вместе с ребенком. В числе схем следующие:

  • запрет или предписание;
  • нарушение запрета;
  • вредительство;
  • отъезд героя из дома;
  • задача;
  • встреча с дарителем;
  • получение антигероем сведений о герое;
  • обман со стороны антигероя и пр.

Многие сюжеты разворачиваются по этим схемам и можно попросить ребенка после просмотра мультфильма отыскать эти соответствия. 

А можно просто поговорить по душам. Спросить, понравился мультфильм или нет. Что понравилось? Что не понравилось? На какого героя хочется быть похожим и почему? Какие герои напомнили друзей? Поговорите с ним о дружбе: на кого из друзей он может положиться? На что он готов ради дружбы? 

Остальные вопросы можно придумать, исходя из сюжета мультфильма. Главное – не задавать их для галочки, а искренне интересоваться, что чувствует ребенок и о чем он думает.

 

Menu
×