Образование

Неженская работа - коваль

История удивительной женщины - уникального для Казахстана специалиста по зубам и копытам
Неженская работа - коваль
История удивительной женщины - уникального для Казахстана специалиста по зубам и копытам
Неженская работа - коваль
История удивительной женщины - уникального для Казахстана специалиста по зубам и копытам
08.03.2019, 06:43
Изменено: 16.04.2024, 01:50

Женские и мужские профессии давно перемешались: есть мужчины – воспитатели в детских садах и женщины-пилоты. И все же в некоторых сферах присутствие «слабого пола» по-прежнему удивляет. Например, женщина-коваль.

Человек, который может подковать лошадь, в нашем представлении должен быть большим и сильным кузнецом. Как в эту профессию попала хрупкая женщина, мы узнали у Марии Сытниковой – уникального для Казахстана, России и Средней Азии специалиста по зубам и копытам.

Моя история Pandaland Image

Я решила стать ветеринаром в двенадцать лет, когда мама не пустила меня на конюшню и сказала, что крутить хвосты коням – это несерьезно, а есть профессия – ветеринар, и нечего маяться дурью.

Потом она отвела меня в ветеринарную клинику: думала, что испугаюсь вида крови и сбегу, а я втянулась и почти год ходила, помогала врачам работать со зверушками. А позже пошла уже на конюшню.

Увидев такое упорство, и родители, и дедушка меня всячески поддержали. А у меня на первом курсе случился бзик - хотела бросить ветеринарию и подать документы в художественный институт. Но тут опять вмешалась мама: пришла с работы, наваляла мне и сказала, что рисовать я не умею, чтоб не обольщалась и училась тому, что получается. И я этому несказанно рада.

Только мужчины?

Профессия изначально мужская – лошадиными врачами или «коновалами» работали только мужчины, потому что это тяжелый физический труд. Ковалем в деревне был кузнец, на ипподроме – один из тренеров. Поэтому многих удивило, что я выбрала это направление – натуральная расчистка копыт, лошадиная ортопедия.

Лошадь может весить, например, шестьсот килограмм. Во время расчистки копыта коваль держит расчищаемую ногу на весу - представьте себе нагрузку, если конь еще и решает на тебя опереться. Тут уж не до смеха. К тому же это экстремальная работа – всегда может прилететь копытом в лоб или еще куда. Но это интересно – надо найти к лошади подход, вызвать доверие и уметь уворачиваться. Pandaland Image

Поэтому первый наставник – старый коваль на ипподроме – меня забраковал, отказался учить: слишком худенькая и скромная. Я загрустила очень сильно, но потом пошла учиться ковать сама, без наставника, изучала зарубежный опыт и записалась в тренажерный зал.

Одновременно с этим я работала на ипподроме с байгистами и скаковиками – тут было непросто. Приходилось все время держать себя в тонусе, все время доказывать, что я профессионал, а не просто девочка, которая любит лошадок. 

Почему копыта

Проблема копыт меня заинтересовала после случая пятнадцатилетней давности. У лошади был сильный ламинит, и никто не мог помочь. Это такая болезнь, при которой могут отвалиться копыта – и здесь это почти произошло. Конь не мог ходить, лежал. И эта была первая лошадь в Казахстане в практике коллег-гиппиатров и моей, которую вытащили из такого состояния в далеком 2003 году. После этого коню нужны были ортопедические подковы, но никто в нашей стране их не делал. У нас вообще нет сертифицированных или обученных ковалей.

Поэтому я решила пойти учиться на коваля сама, но в процессе поиска учителя и знаний обнаружила научные исследования о том, что натуральная расчистка и содержание делают подковы ненужными и даже вредными. Я пошла дальше и нашла автора этого метода – Джейми Джексона, связалась с ним, перевела его книгу, потом накопила денег и отучилась у него в США.

Денежный вопрос

Когда я работала на ипподроме, это была копеечная зарплата. И в принципе ветеринар в нашей стране, даже несмотря на кажущуюся элитарность конного спорта, получает очень мало. Но меня это не остановило, я была не согласна с таким положением вещей.

Думаю, надо всегда смотреть за рамки своих возможностей, за рамки перспектив одной страны. Поэтому я не отчаивалась и очень много работала и училась. Так я оказалась у истоков движения по натуральному содержанию лошадей в России и СНГ – после перевода книги Джексона «Рай в леваде» и получения первого в СНГ сертификата, гласившего, что я – практик по естественному содержанию, кормлению и натуральной расчистке лошадей в Institute for the Study of Natural Horse Care Practices (США).Pandaland Image

Еще и зубы

Началось целое движение к натуральному содержанию лошадей, гуманному отношению, мягким методикам. И я опять не остановилась, хотя могла уже почивать на лаврах - обучалась в США, Голландии и Италии. Все за свой счет - копила, занимала. Поняла, что проблема несбалансированности зубов дает болезни опорно-двигательного аппарата у лошади - например, вызывает хромоту. 

Конечно, такая новость, что лошадь хромает не только от больных копыт, но и от неправильного прикуса, многих местных конников шокировала и даже насмешила. А я выучилась на ортодонта, получила сертификат конного стоматолога школы Neuromuscular Horse Dentistry (США) и стала успешно применять этот опыт в клинической практике. И насмешки прекратились – появились новые благодарные пациенты.

Дамская сумочка

Меня приглашают в разные страны проводить обучение, консультировать, вести семинары и выступать на выставках. Поэтому я редко путешествую налегке – со мной всегда мои «железки». Стойка с инструментами для копыт весит 12 кг, для зубов – 8 кг. И мой чемодан всегда вскрывают на таможне и по часу разглядывают все эти рашпили, огромные клещи и стальной роторасширитель.

Я уже привыкла держать поблизости сертификаты и демонстрировать, что я не сумасшедшая женщина с таким странным набором, а ветеринар на выезде.

И просто мама

Я честно покупала дочке кукол, но она все равно больше любит лошадок и других животных. Естественно, хочет стать ветеринаром, а еще художницей и по выходным - рок-звездой. И я просто стараюсь передать ей свою любовь к животным и возможность с ними взаимодействовать. Это глубокий философский потенциал. Я считаю, что ребенку необходимо общение с природой, с животными. Уметь понимать язык тела, использовать эмоциональный интеллект.Pandaland Image

Людям сложно быть простыми, а это важно. У нас сложности в коммуникациях – мы разучились читать язык тела других людей и сами себе врем. А животные это очень хорошо раскрывают.

Для меня важно учить детей быть понятным другому существу, которое более простое, более ясное, не запутанное лишним интеллектом. Вдумчиво вести себя – вот это важно.

Секрет успеха

Чем ты занимаешься – должно идти от сердца. Невозможно развивать то, что не любишь. Поэтому любую работу, даже совершенно не денежную, по мнению многих, можно превратить в доходный бизнес, если это ваша страсть.

Старайтесь работать с людьми, которые вас поддержат. Например, могут дать денег в счет зарплаты на обучение.

Задавайте себе высокую планку. За качество работы я отвечаю в первую очередь перед собой. И для меня все лошади одинаково бесценны - их жизнь, здоровье. И мне все равно стоит она миллион евро или куплена за 250 тысяч тенге на мясном базаре. Для каждого пациента я работаю по максимуму.


Menu
×