Развитие

Почему необходимо контролировать экранное время ребенка

Пандемия повлияла на наше обычное течение жизни. COVID-19 отступил, а изменения, вызванные карантинными мерами, остались.
Почему необходимо контролировать экранное время ребенка
Пандемия повлияла на наше обычное течение жизни. COVID-19 отступил, а изменения, вызванные карантинными мерами, остались.
Почему необходимо контролировать экранное время ребенка
Пандемия повлияла на наше обычное течение жизни. COVID-19 отступил, а изменения, вызванные карантинными мерами, остались.
31.07.2023, 00:00
Изменено: 19.04.2024, 19:08

Мы все стали больше работать в интернете, даже находясь в офисе, посещать мероприятия онлайн, заказывать доставку еды и различных товаров. На детях эти изменения тоже сказались, они стали больше времени проводить в сети, и не только ради учебы.

 

Зачем ограничивать экранное время?

 

 

Уже не только дети, но и некоторые родители задаются вопросом, зачем ограничивать экранное время, если гаджеты стали частью нашей обыденной жизни: если раньше большая часть людей выходила в интернет, чтобы пообщаться и развлечься, теперь взрослые очень много работают в сети, а дети учатся или получают домашние задания онлайн.

Во всей этой онлайн-истории есть как минимум один неприятный момент (а вообще, конечно, их значительно больше). Стимулы, получаемые в виртуальном пространстве, оказываются сильнее, чем в реальной жизни, поэтому детям сложно и неинтересно возвращаться в оффлайн. 

Согласно возрастной периодизации, ведущая деятельность дошкольников – ролевая игра, младших школьников – учебная деятельность, для подростков приобретает важное значение интимно-личностное общение, а для старших школьников – учебно-профессиональная деятельность. Проводя слишком много времени у экранов, дети теряют связь с реальностью и не могут развиваться гармонично.

Интернет появился в нашей жизни уже достаточно давно, и у ученых было время, чтобы выявить его негативное влияние на подрастающее поколение. Результаты исследований оказались неутешительными: чем раньше ребенок начинает «залипать» в гаджетах, тем больше сложностей возникает с его ментальным здоровьем и психологическим развитием.

  • Дети, которые начали пользоваться техникой в раннем возрасте (1-2 года), отстают от в развитии от своих сверстников. В этом возрасте малышам требуется непосредственное эмоциональное общение, они учатся понимать речь и говорить, распознавать эмоции, а сидя перед экраном, этому научиться невозможно, особенно, если мультфильмы переведены с других языков: в этом случае слова и артикуляция персонажей не совпадают. 
  • Превышение нормы экранного времени негативно сказывается на пищевом поведении. Дети, увлеченные происходящим на экране, не чувствуют голода и забывают поесть. Те же, кто не забывает, едят у экрана, не чувствуя насыщения и регулярно переедая.
  • Использование любой техники незадолго до сна влияет на его качестве не лучшим образом, да и процесс засыпания требует гораздо больше времени. Наверняка многие взрослые ощутили эти «прелести» на себе, а для детей все становится в разы сложнее. Чем младше ребенок, тем труднее ему переходить в режим расслабления, если гаджеты используются за пару часов до отхода ко сну.
  • Многие родители дают малышам гаджеты в качестве успокоительного, когда тот плачет или не хочет есть. Со временем у ребенка формируется привычка «нырять» в интернет, избавляясь от проблем, вместо того, чтобы решать их на своем уровне. Кроме того, если ребенок вместо общения с родителями получает общение с интернет-персонажами, он не чувствует своей значимости для взрослых, доверительное общение между родителями и ребенком не устанавливается.

 

Допустимый тайминг

 

 

Специалисты рекомендуют полностью исключить из жизни детей до 2 лет смартфоны, планшеты, ноутбуки и телевизор, желательно, тоже. С 2 до 6 лет ребенок может проводить у экрана 1 час, с 7 до 12 лет – 2 часа в день. 

Причем эти один-два часа необходимо разбивать на несколько временных промежутков и увеличивать время перед экраном постепенно. Начинать можно с коротких мультфильмов, в которых есть сюжет, мораль, а картинки меняются со скоростью, достаточной для того, чтобы ребенок мог все понять и обдумать. 

В 6-7 лет дети поглощают информацию, но игровая мотивация остается ведущей, поэтому в этом возрасте для них подойдут обучающие ролики и игры. Можно взять пару детских каналов на YouTube и вместе искать ответы на логические задачи, которые сняты в виде анимированных коротких детективов, или выполнять ежедневные развивающие задания-челленджи и сравнивать результат.

 

Если ребенку еще нет 6-7 лет, экранное время стоит ограничивать даже в том случае, если он читает электронную книгу. В этом возрасте огромное значение имеет сенсорное восприятие, поэтому пусть малыш листает страницы, прикасается к картинкам, так он лучше усвоит написанное.

Изолировать детей от экранов полностью – слишком жесткое решение, особенно если они уже «вкусили запретный плод». Кроме того, не забывайте, что дети коммуницируют друг с другом в детском саду, школе, секциях, и ребенок, который совсем не пользуется гаджетами, становится для них изгоем, нормального общения не получится.

Если вы, устав, включили на полчасика ребенку мультфильм, тоже не занимайтесь самоедством. Никто не идеален, и отдых необходим всем, особенно работающим мамам. Здесь главное не перейти грань: успокаивать и отвлекать внимание ребенка мультиками – табу. Дети очень тонкие манипуляторы, если вы пару раз дадите слабину, он будет пытаться регулярно добиваться своего при помощи слез и истерик.

 

Как установить контроль

 

 

Полностью изолировать детей от техники не получится, а ограничить время перед экраном и выбрать качественный контент – задача вполне посильная для каждого родителя.

Если ребенок маленький, вы просто устанавливаете свои правила и сообщаете ему об этом. 

С детьми постарше договаривайтесь. Обсудите, почему вы ограничиваете время, сколько времени в день он сможет проводить у экрана, спросите, как он планирует проводить это время и выберите лимиты для приложений. Установите триал – месяц или два, а когда пробный период завершится, поговорите, все ли устраивает ребенка или надо пересмотреть лимиты и перераспределить время для других приложений. 

У подростков ваше желание контролировать экранное время вызовет негативные эмоции, и к этому надо быть готовыми, как и к тому, чтобы ваши запреты будут обходиться весьма изысканными путями. 

Самый работающий способ ограничить экранное время – дать интересную альтернативу в реальной жизни, чтобы детям самим хотелось отлепиться от гаджетов и проявлять активность. Способ не простой, но отлично работающий. Обратите внимание, чем увлечены ваши дети, какому занятию они могут посвящать бесконечное количество времени, и культивируйте этот интерес. Кому-то нравится плавание, кому-то – верховая езда или танцы, кто-то с удовольствием занимается музыкой, а кого-то увлекают походы в горы или рыбалка. Организуйте время детей так, чтобы его хватало на их хобби, а на выходных устраивайте времяпрепровождение, увлекательное для всей семьи, но с учетом хобби ребенка – посетите вместе соревнования по плаванию или бальным танцам, рок-концерт или премьеру балету. В общем, ориентируйтесь не только на свои хотелки. 

Чтобы дети не проваливались в виртуальный мир, у них должна быть интересная и насыщенная реальность. Чем раньше они почувствуют вкус жизни, тем сложнее им будет проводить все свободное время перед экраном.

 

Menu
×