Сообщество

Обязательно родить: почему казахстанкам не место на производстве

Обязательно родить: почему казахстанкам не место на производстве
Обязательно родить: почему казахстанкам не место на производстве
31.03.2024, 11:53
Изменено: 29.04.2024, 22:19

В 2020 году Эльвира Азимова, уполномоченная по правам человека в Казахстане, обратилась к Касым-Жомарту Токаеву с просьбой исключить из Трудового кодекса положение, ограничивающее женский труд на опасных и вредных производствах.

Ранее оно включало в себя список из более 200 рабочих мест, на которые женщины не могли устроиться. Среди них пожарные, шахтеры, взрывники, литейщики, сварщики и другие. Женщинам детородного возраста запрещалось работать на высоте и с ядовитыми химическими веществами.

По словам Эльвиры Азимовой, это порождало сильнейшую дискриминацию:

“На практике возможны случаи дискриминации именно женщин даже при полном соответствии потенциальной сотрудницы всем необходимым требованиям. При трудоустройстве работодатель должен обращать внимание не на пол потенциального сотрудника, а на его профессиональные качества и состояние здоровья с точки зрения соответствия перечню медицинских противопоказаний в рамках вредных условий труда”.

Важно отметить, что обучаться на эти профессии женщинам никто не запрещал, однако, трудоустроиться они после выпуска из учебного заведения никуда толком не могли. Если же выйти на работу все-таки получалось, то по документам они якобы занимали другие должности с гораздо меньшими заработными платами.

Благодаря усилиям Эльвиры Азимовой в 2021 году этот список был исключен из законодательства, однако, многие до сих пор считают, что на тяжелых работах женщинам места нет.

 

Женщинам не место на предприятиях, потому что они слабый пол?

Исторически ограничения на женский труд вводились по двум причинам, которые упирались в биологические особенности женщин. Во-первых, их исключали из производства из-за меньшей мышечной массы, а во-вторых, из-за навязанного приоритета материнства и необходимости обязательно родить.

Сегодня, когда автоматизация и механизация многих процессов на производстве значительно снизили физическую нагрузку на рабочих, мышечную массу можно нарастить с помощью спорта, а к материнству стремится не каждая женщина, объективных причин для исключения “слабого” пола с рабочих мест не осталось.

Давайте вспомним хотя бы время Великой Отечественной войны, когда именно женщины занимали все ведущие роли на производстве из-за нехватки мужчин. В оборонной промышленности их доля составляла 48,3%, а на отдельных заводах и вовсе – 70-85%.

Женщины заменили мужчин у станков, работали токарями, фрезеровщицами, сварщицами, трудились в горячих цехах, у доменных печей, прокатных станов, производили взрывчатку, боеприпасы и горючее.

Они работали машинистками, кочегарами, диспетчерами, водили грузовики, автобусы, санитарные машины, строили оборонительные сооружения, дороги, аэродромы и заводы. Огромное количество трактористок, комбайнерш и бригадирш ежедневно трудились, пока их мужья, братья и отцы воевали за страну.

Под клич “Девушки, в забой!” на рудниках в СССР на тот момент трудились 245 тыс. женщин. Сплоченные общей целью, многие из них давали клятву выполнять не менее двух норм за смену – за себя и за воюющих на фронте мужчин, работая по 12 часов в сутки.

 

Современные женщины забывают про феминизм, когда дело касается работы на заводе?

Статистика говорит об обратном: на 2023 год 12,3% промышленных рабочих в Казахстане – женщины. Да, их меньше, чем мужчин, но вспоминая, что работа на большей части таких предприятий была разрешена лишь в 2021 году, этот процент действительно высок.

Женщины все активнее присоединяются к транспортно-логистической сфере. Например, они составляют более 36% сотрудников в компании PTC Holding. На АЗХС в это время из 2 070 работников 489 – представительницы прекрасного пола.

«Женщины в транспортно-логистической сфере фрахтуют морские суда, ищут вагоны и автомобили для перевозок нефтегазового оборудования, дорожно-строительной и крановой техники, химии и взрывчатых веществ», - рассказывает коммерческий директор PTC Cargo Мария Баландина

Ее поддерживает и Президент АО «Агромашхолдинг KZ» Динара Шукижанова, подчеркивая, что именно женщины сегодня обеспечивают бесперебойную работу машиностроительных предприятий:

"В 2011 году, когда я только пришла на завод, женщины были представлены только в бухгалтерии и отделе снабжения. В производстве женщин не было вообще. Но уже сегодня из четырех тысяч сотрудников на наших предприятиях, 1800 – это представительницы прекрасной половины, причем основная часть работает непосредственно на конвейерной сборке. Ежедневно, с присущей женской ответственностью, четко и качественно они выполняют огромное количество технических операций".

Не отстает от этой статистики и алюминиевое производство в стране. Так, например, в сети о своей работе рассказала транспортерщица (элеваторщик) Надия Хусаинова, которая уже более 10 лет работает в цехе спекания АО “Алюминий Казахстан”. При этом, мастер основного производственного участка цеха подчеркивает:

“Без этого узла, на котором она работает, невозможно производство. Ее работа очень важна. Работа тяжелая, работа по сменам”.

Другая женщина, по имени Алма Иманбетова, работает на заводе по обработке резины и полимерных материалов. Женщина, занимающая свой пост уже 20 лет, делится:

“Мы вулканизируем сырую резину и делаем детали. Детали на вагонку, на военку, на сантехнику. Разные детали из резины, вулканизируем и прессуем. Ставим время, температуру, выдержку. Детали по весу не тяжелые, а пресс-форма очень тяжелая”.

Исследование McKinsey (2015) показало, что к 2025 году мировой ВВП мог бы вырасти на $12 трлн, если бы все страны добились гендерного равенства. Это означает, что ВВП в Центральной Азии увеличился бы на 9%.

На 2023 год мы имеем 80-е место из 156 в глобальном рейтинге стран по уровню гендерного равенства, что на 8 ступеней ниже, чем было в 2022 году.

 

Автор – Александра Виноградова

Menu
×