Развитие речи - не только про общение, это также:
Развитие интеллекта: процесс изучения артикуляции, интонаций, умение различать звуки, пополнение словарного запаса - в совокупности все это активно развивает мышление ребенка, помогает ему лучше анализировать информацию.
Социализация: обладая хорошими речевыми навыками ребенку легче вступить в контакт с другими людьми.
Успехи в учебе: при получении новых знаний и навыков в учебном процессе, речь играет ключевую роль. Чем лучше развита речь, тем быстрее идет усвоение материала.
Иногда дети сталкиваются с такими трудностями в речи: не начал произносить слова или фразы в соответствии с достигнутым возрастом, пропускает звуки или слишком медленно разговаривает, с трудом произносит некоторые буквы и сочетания букв. Все это указывает на необходимость консультации логопеда.
Усенова Надира Исламовна, опытный логопед-дефектолог, ответила на пять важных вопросов о развитии речи у ребенка:
1. Как научить ребенка выговаривать букву «Р»?
Для правильного формирования звучания того или иного звука необходимо:
- Правильно сформированный фонематический слух;
- Правильно сформированное речевое дыхание;
- Здоровый речевой аппарат.
Это главные критерии для формирования естественного правильного звука для ребенка.
Дополнительные методы могут включать элементы артикуляционных упражнений:
«Лошадка» имеет 4 вида: цокать языком на звук а, на звук у, на звуки а-у, цокать языком с закрытыми зубами.
«Дятел»: стучать кончиком языка за верхними зубами с открытым ртом.
Научить делать резкий, сильный выдох, используя мышцы корпуса. Для этого можно сдувать ватку с ладошки, делая упражнение «Дятел». Чем дальше упадет ватка/бумажка, тем лучше.
2. Какие существуют игры, для поддержания развития речи ребенка?
Игра - это основной вид деятельности ребенка. И самые лучшие игры для развития речи малышей - это пение!
Первым периодом развития речи младенца является - гуление, затем лепет, лепетные слова и первое слово. Ни один из этапов нельзя перепрыгнуть или не пройти.
Так как только усвоение одной программы дает возможность перейти на другой уровень развития:
Мама поет колыбельные и укачивает малыша. Это важный момент, который нельзя пропускать.
Сидя на коленках у бабушки он хлопает в ладошки под потешки про «ладушки», также бабушка нежно гладит пальчики малышу, разминая каждый пальчик, называет его и загибает.
Как только малыш научился ходить, они играют с папой в прятки и повторяют смешные считалки.
Как только ребенок заговорил, у него появляются первые друзья - мягкая игрушка, солдатик, машинка, кукла. Он с ним отправляется в веселое путешествие, а с куклой они гуляют, поют любимые песни из мультиков.
Абсолютно все игры со сверстниками в период от 3-х и старше лет сопровождаются активной вербальной коммуникацией, поэтому стоит обратить внимание, если у вашего ребенка нет ни одного друга в 4-5-6 лет. Это может быть вследствие недостаточно правильного сформированного речевого воспитания. Либо признак ОНР (общее недоразвитие речи).
Чтобы малыш говорил красиво и понятно:
- Нужно научить его дуть, то есть правильному речевому дыханию. Учимся задувать свечки, надувать мыльные пузыри, шарики. Пускать с помощью трубочки «бурю» в стакане с водой, с киселем, с кефиром, чем гуще жидкость и труднее дуть - тем лучше.
- Петь побольше разных песен, колыбельных, потешек, считалок, так малыш быстрее разговорится.
- Учить больше стихов, читать перед сном сказки, а самое лучшее - придумывать сказки вместе или попросить малыша рассказать сказку вам.
3. Какой должна быть речь малыша в 3-4 года и в каком случае стоит бить тревогу?
Речь ребёнка в 3-4 года должна быть понятной для окружающих его людей. Она может иметь некоторый аграмматизм. И иметь несовершенство свистящих и шипящих звуков, но ребёнок должен изъясняться довольно-таки ясно для окружающих его людей. В 3-4 года ребёнок может говорить и фантазировать на любую свободную тему которая ему интересна. Словарный запас детей в этом возрасте: от 400 и более слов.
4. Как определить задержку речевого развития у ребенка?
Если ребёнок в два месяца не гулит; в шесть месяцев не лепечет, если ребёнок в девять месяцев не произносит простейшие лепетные слова: баба, мама, папа, тата, кака и так далее. Если ребенок в полтора года не имеет обращенную речь к своим самым родным и близким людям: «мама», «папа» и так далее.
А также, если ребенок не понимает обращенную к нему речь на бытовом уровне в полтора-два года, если ребёнок не отзывается на свое имя в полтора года, не имеет туалетного навыка. Все эти признаки являются поводом обратиться к невропатологу или логопеду.
5. Ребенок заикается. Поможет ли логопед?
Первый человек к которому должен обратиться человек с заиканием - это, естественно, невропатолог. Именно он назначает медикаментозное, физиотерапевтическое лечение на фоне которого и подключается логопед. Специалист учит правильному речевому дыханию, учит правильной расстановке пауз в устной речи, так и в чтении, работает над просодией голоса и так далее.