Развитие

Фефекты фикции. Что с ними делать?

Фефекты фикции. Что с ними делать?
Фефекты фикции. Что с ними делать?

Навсегда остался в памяти эпизод, когда я, будучи пятилетней девчонкой, по дороге из садика рассказывала маме сказку «Репка», и все шло просто замечательно, пока не дошла очередь до злополучной собачки. А так как я на тот момент не только картавила, но и вместо «ж» говорила нечто напоминающее «с», «Жучка» из моих уст звучало крайне неоднозначно. До сих пор помню, как я старалась изо всех сил, снова и снова повторяя ее кличку (которая мысленно звучала несколько иначе, чем произнесенная вслух), и как мама из последних сил сдерживала хохот. В конце концов, я обреченно сказала: «Мам, ну ты же понимаешь, как ее по-настоящему зовут?!» 

Не помню, как именно, но как-то сами собой начали выговариваться шипящие. А вот со злосчастной буквой «р» пришлось помучиться. Мы долго бились вместе со школьным логопедом, но, видимо, я очень поздно попала к ней в руки, к тому же мне очень быстро наскучило выделывать пируэты языком. В итоге логопед осталась без подопечной, а я с моим  родным дефектом. 

 

В школьные годы я достаточно спокойно относилась к просьбам рассказать скороговорки про незадачливого Греку или про гору Арарат с его экзотическим фруктом. Позже одноклассники успокоились, и мужская часть класса единодушно решила, что во Франции мне цены бы не было. Вспомнив их пророческие слова, свой дефект я обратила на пользу – учу французский. И если, разговаривая по-русски, я картавлю, то, говоря по-французски, радую преподавателей своим грассирующим «р».

Став мамой, я узнала, что нарушение звукопроизношения (дислалия) встречается у детей довольно часто, как было у меня с шипящими. При этом ребенок обладает хорошим словарным запасом, правильно строит предложения, согласовывает слова, но в его речи присутствует дефектное произношение некоторых звуков. Как правило, это – «с», «з», «ц», «ш», «ж», «ч», «щ» и, конечно же, наиболее сложные – «р» и «л». Зачастую эти проблемы носят временный характер. Например, мой трехлетний сынишка после двух недель, проведенных в садике с детьми, проговаривающими «р», а не с картавой мамашей, тоже начал выговаривать этот звук. Однако если и на шестом году ваш малыш не начал проговаривать все звуки, скорее всего, у него «ленивый язычок», и ему поможет специальная артикуляционная гимнастика. Ее упражнения растягивают уздечку, и язык становится более подвижным. Если вы запасетесь терпением, то сможете и сами справиться с этой проблемой. Здесь главное – систематичность и настойчивость. 

 

Артикуляционная гимнастика

 

Эти упражнения, способствующие растяжению уздечки языка, достаточно делать в течение 5-10 минут, но ежедневно:

- облизывать верхнюю губку;

- щелкать язычком, как лошадка цокает копытами;

- открывать ротик пошире и дотягиваться кончиком языка до верхних зубов;

- шевелить языком из стороны в сторону, как маятник часов;

- изображать кошку, которая лакает молоко.


 

Существует несколько логопедических мифов. Насколько они верны?

 

Миф №1. Если подрезать уздечку, все логопедические проблемы пропадут. 

Если это не сделано в роддоме, то не стоит травмировать ребенка. Артикуляционная гимнастика растягивает короткую уздечку быстро и безболезненно.

Еще одна распространенная логопедическая проблема детей до 7 лет – общее недоразвитие речи. У малыша плохо формируется словарный запас, наблюдаются трудности со связной речью, он путает окончания, предлоги. Причиной может быть нарушение работы речевых зон мозга. Но гораздо более распространена другая причина – педагогическая запущенность. Ребенок много времени проводит наедине с телевизором, компьютером, а живое общение отсутствует. Если малыш не очень запущен, с этим тоже можно справиться самостоятельно, в противном случае данная проблема весьма успешно корректируется специальными логопедическими программами. Ваш постоянный диалог с ребенком дома, на прогулке, в дороге достаточно быстро приведет к хорошим результатам. Развитие мелкой моторики тоже будет способствовать речевому развитию, так как зоны мозга, отвечающие за речь и мелкую моторику, находясь рядом, взаимно влияют друг на друга. Развивая мелкие движения пальчиков малыша, Вы тем самым неизбежно влияете и на развитие речи. 

 

Миф №2. Заикание возникло, потому что малыша кто-то сильно испугал.

Вряд ли это является истинной причиной его возникновения. Каждый из нас испытывал сильный испуг, но далеко не каждый заикается.

Чаще всего при заикании специалисты ставят диагноз – логоневроз. Механизм его возникновения до конца не изучен. Обычно логоневроз обнаруживается в 2,5-3 года. Справиться с этой проблемой самостоятельно невозможно, необходимо срочно обратиться к специалисту, так как улучшения этого состояния можно добиться, если помощь оказана в первые полгода возникновения логоневроза. 

 

Миф №3. К пяти годам ребенок все равно заговорит. 

Не стоит рассчитывать только на это, ведь в пять лет проблему будет исправить значительно сложнее. Причиной возникновения задержки развития речи (алалии) может быть грубое нарушение речевых зон коры головного мозга, наступившее во внутриутробном или раннем развитии ребенка. Если Вашему малышу около 3 лет, а он вообще не разговаривает или располагает 3-5 словами, ему срочно необходима помощь логопеда. Справиться самостоятельно вряд ли удастся, развивающие и обучающие игры очень полезны, но без помощи логопеда не помогут и они. 

 

К сожалению, современная жизнь устроена так, что очень много сил и времени уходит на «добывание хлеба насущного», и все меньше внимания уделяется детям. Но дети вырастают, причем гораздо быстрее, чем хотелось бы, и потом ничего наверстать уже не получится. Малышам необходимо наше общение. И необходимо оно здесь и сейчас. Найдите немного времени, чтобы поговорить с ребенком, узнать, как прошел его день, о чем он думает, что чувствует. Расскажите ему сказку, прочитайте книжку, обсудите ее. Ни компьютерные игры, ни мультфильмы не разовьют Вашего ребенка, а только чтение хороших книг и живое общение.

 

Пусть Ваши дети будут здоровы и любимы,
Петровская Анжела
 

Фото: depositphotos.com




 

Menu