Моя история

Дильназ Камалова: Как я поступила в Гарвард, Стэнфорд и Принстон?

Расскажем в статье о том, как юной казахстанке Дильназ Камаловой, ученице выпускного класса НИШ ФМН Алматы, удалось поступить в университеты Лиги Плюща в США.
Дильназ Камалова: Как я поступила в Гарвард, Стэнфорд и Принстон?
Расскажем в статье о том, как юной казахстанке Дильназ Камаловой, ученице выпускного класса НИШ ФМН Алматы, удалось поступить в университеты Лиги Плюща в США.
Дильназ Камалова: Как я поступила в Гарвард, Стэнфорд и Принстон?
Расскажем в статье о том, как юной казахстанке Дильназ Камаловой, ученице выпускного класса НИШ ФМН Алматы, удалось поступить в университеты Лиги Плюща в США.
01.06.2021, 03:49
Изменено: 03.05.2024, 18:23

Если раньше для казахстанских школьников поступление в престижные ВУЗы США – было за гранью возможного, то сейчас в стенах этих университетов обучается множество студентов из Казахстана.

Читайте: Школьник из Талдыкоргана получил грант на обучение в Гарвард

Мы не раз делились историями одаренных казахстанцев, которые, несмотря на высокие требования американских топ-университетов, добивались поставленных целей:

Читайте:12-классник из Талдыкоргана Антон Моргунов, поступивший сразу в 5 ведущих вузов США: «Я останусь там, где нужна наука»

В сегодняшнем материале расскажем о Дильназ Камаловой, которая еще до окончания Назарбаев Интеллектуальной школы физико-математического направления города Алматы получила приглашение на обучение в шесть лучших университетов США.

На образовательной платформе Leadership KZ прошел открытый урок, на котором Дильназ рассказала, как готовилась и на что делала упор при поступлении в топовые университеты, а также дала советы будущим выпускникам школ, которые собираются подавать документы в зарубежные ВУЗы.

Небольшое вступление

Весной 2021 года я узнала о том, что поступила в шесть высших учебных заведений, которые находятся в штатах:

  • Harvard University (Гарвардский университет)
  • Stanford University (Университет Станфорд)
  • Princeton University (Принстонский университет)
  • Lehigh University (Лехайский университет)
  • Rice University (Университет Райса)
  • Duke University (Университет Дьюк)

Одно из первых уведомлений о поступлении было получено от Гарвардского университета. В апреле текущего года пришли письма из пяти топовых университетов США, в которых сообщалось, что мне предоставляется возможность обучаться в вышеперечисленных ВУЗах.

Во все шесть университетов я подавала на финансовую помощь, которая бы покрывала мои нужды:

  • обучение
  • питание
  • проживание
  • и любые другие дополнительные расходы

К счастью, мне удалось достигнуть желаемого результата.  

О тестирование

Не секрет, что при приеме документов, университеты США смотрят на тестирование:

  • SAT
  • TOEFL
  • IELTS

Поговорим о каждом отдельно.

Дильназ Камалова: Как я поступила в Гарвард, Стэнфорд и Принстон?

SAT 

Моя подготовка к экзамену SAT началась в конце 10 класса, к слову училась я 12 лет. Мое знакомство с экзаменом состоялось на летних каникулах.

Изначально ознакомилась с форматом SAT, а уже в декабре, когда обучалась в 11 классе, впервые прошла тестирование. По результатам экзамена набрала 1390 баллов из 1600 возможных.

Вторая, она же заключительная, попытка написания была через три месяца. В марте 2020 года по итогу тестирования получила 1540 баллов. Больше не было нужды пересдавать тест, поскольку количество баллов полностью устраивало.

Совет!

  • Каждый опыт сдачи экзамена сугубо индивидуален. Моя ошибка заключалась в том, что я искала определенный метод или секретный прием, которые бы облегчили процесс подготовки, а также помогли набрать высокое количество баллов. Однако такого способа не существует и у каждого свой путь. Конечно, есть несколько факторов, которые влияют на сдачу экзамена:
  1. уровень английского языка
  2. опыт чтения текстов в разных жанрах
  3. умение сдавать тест под временные ограничения
  4. математические способности
  5. и многое другое
  • Мало кто получает желаемый результат с первого раза и это нормально!
  • Время, проведенное над подготовкой и количество решенных тестов, не всегда взаимосвязаны с ростом вашего итогового балла.
  • Экономно относитесь к SAT Practice Test, поскольку их ограниченное количество. SAT Practice Test лучше использовать не для самостоятельной практики, а больше как индикатор собственного прогресса.
  • При сдаче SAT Practice Test в домашних условиях старайтесь как можно больше имитировать процесс реальной сдачи. Я считаю, что полезно писать тест рано утром. Попробуйте воссоздать временные рамки экзамена и не забудьте учесть время на закрашивание вариантов.  

Дильназ Камалова: Как я поступила в Гарвард, Стэнфорд и Принстон?

  • Одной из важных частей подготовки является то, как вы работаете над ошибками. После каждого практического теста, рекомендую разбирать не только неправильные ответы, но и те, на которые вы ответили верно. Порой мы выбираем правильный ответ не осознано, поэтому при повторении вопроса могут возникнуть затруднения.
  • В тест-центр лучше заходить с наручными часами, поскольку не во всех экзаменационных помещениях можно практично и быстро наблюдать за временем.
  • Ресурсы, которые помогали мне во время подготовки:
  1. Erica L.Meltzer, The Critical Reader
  2. Erica L.Meltzer, The Ultimate Guide to SAT Grammar
  3. Nielson Phu. The College Panda`s SAT Essay
  4. 1600.io

Литературные и электронные источники были полезны в изучении формата и решении различных вариантов тестов. Однако ни один из этих ресурсов не помог мне в глубоком анализе сильных и слабых сторон.

Следующий экзамен TOEFL.

В июне 2020 год после окончания 11 класса я написала TOEFL, готовясь к нему всего месяц. За это время изучила лишь формат тестирования, ведь уже была база, в виде 11 лет изучении языка.

На данном экзамене набрала 116 баллов. Максимальное количество баллов, которое можно получить – 120.

Совет!

  • Знание языка не является гарантией успешной сдачи теста! Задания TOEFL, особенно интегрированные – устная часть экзамена и письмо, можно назвать не типичными. Даже носители языка в повседневной жизни могут не встречаться с подобными ситуациями, которые требуются в заданиях. 
  • Если у вас есть опыт сдачи одного из экзаменов SAT или IELTS, то сдать TOEFL не составит труда.
  • К разделам теста говорения (speaking - устная часть экзамена) и письма лучше готовиться шаблонно. Заранее подготовив часто употребляемые фразы, вы сэкономите время на обработку информации, которое дается на самом тесте.

Дильназ Камалова: Как я поступила в Гарвард, Стэнфорд и Принстон?

  • Из ресурсов хотелось бы отметить:
  1. ets.org/toefl
  2. Steven J. Matthiesen, Barron`s Essential Words for the TOEFL
  3. TST Prep: tstprep.com

Последний экзамен IELTS.

История подготовки к IELTS у меня стандартная, как и у любого ученика НИШ (Назарбаев Интеллектуальной школы). Все задания, тесты и контрольные в школе были основаны на формате IELTS. В течение всей старшей школы я косвенно готовилась к данному экзамену. Мне потребовалось около двух дней, чтобы повторить полученные знания и подготовиться основательно к тесту.

IELTS я сдала на 8 баллов.

Читайте: Обзор частных школ Алматы из уст двух мам

Совет!

  • Перед сдачей  IELTS будет полезно подготовиться к  разным форматам эссе и заданиям из раздела говорения (speaking - устная часть экзамена).
  • В IELTS важно выучить определенный набор ключевых слов и лексику, чтобы доступно излагать любую из тем.
  • В данном экзамене можно подать на апелляцию, если вы чувствуете, что результат должен быть выше, чем вы получили.
  • Рекомендую при подготовке обратить внимание на следующие ресурсы:
  1. IELTS Liz: ieltsliz.com
  2. Cambrige English: IELTS Academic
  3. Pauline Cullen, Cambridge English Vocabulary for IELTS Advanced

В целом, в университеты, я отправляла оценки SAT и TOEFL.

Внеклассная активность

Внешкольные занятия – большая часть любой заявки в американский ВУЗ. Те активности, что я указывала при подаче документов в университеты, условно можно разделить на группы:

  • Робототехника
  • Персональные проекты
  • Активизм

Робототехника

Дильназ Камалова: Как я поступила в Гарвард, Стэнфорд и Принстон?

В конце 9 класса при моей школе функционировал робототехнический клуб, в который я вступила и стала участницей и капитаном команды девушек на платформе VEX Robotics.

VEX Robotics – платформа, на которой ученики старших классов могут объединяться в группы и соревноваться друг против друга на поле, в котором есть определенные правила игры.

На VEX Robotics мы были первой женской казахстанской командой. В рамках программы выступали на разных мероприятиях и соревнованиях республиканского и международного уровней. В нашей копилке:

  • Робототехнический фестиваль в Москве
  • VEX Robotics World Championship, который проводился в Америке.

Персональные проекты

Дильназ Камалова: Как я поступила в Гарвард, Стэнфорд и Принстон?

В 10 классе вместе с подругой начали работать над собственным проектом. Нам в голову пришла идея создать умную таблетницу под названием «Sequence». Она предназначается для людей с хроническими заболеваниями, чтобы они вовремя принимали лекарства. С этой разработкой мы пошли на Hackathon, который проходил в American Space/ Maker Space Алматы.

Наша идея понравилась судьям, и мы одержали победу. После Hackathon работа над реализацией проекта продолжилась. Таким образом, было пройдено множество соревнований, но главным является Google Science Fair.

Google Science Fair – всемирное научное онлайн-соревнование для школьников и студентов в возрасте от 13 до 18 лет.

На международном научном конкурсе мы стали сначала региональными, а затем глобальными финалистами.

На данный момент проект развивается мной индивидуально и запатентован Национальным институтом интеллектуальной собственности Казахстана.

Активизм

Кроме того, я указала участие в Research Science Institute.

Research Science Institute – международная летняя исследовательская программа для старшеклассников. Участникам научной программы предоставляется возможность поработать вместе с профессорами и уважаемыми людьми в разных сферах, которые будут курировать научно-исследовательские работы ребят.  

Заявку на участие я подала через школу и уже в конце 11 класса мне выпала возможность стать одной из 32 международных студентов. Обычно Research Science Institute проводится на базе Массачусетского технологического института (MIT), но в 2020 году исследовательская программа проходила виртуально.

Также я принимала участие в конкурсе социально-значимых мобильных приложений для девочек – Technovation Challenge. Объединившись с тремя другими девочками, мы создали приложение, которое направлено на повышение эко-осведомленности людей и в целом молодежи.   

Дильназ Камалова: Как я поступила в Гарвард, Стэнфорд и Принстон?

В заявке также указала стажировки, где изучала веб разработки, бизнес администрации и программирование. Упомянула и об увлечении съемкой видео.

Помимо того, активно участвую в конкурсах, соревнованиях, онлайн-конференция, организованных ЮНИСЕФ.  Мне импонирует детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) и то, какие ценности он несет.

Следующим занятием является волонтерская деятельность. Я помогаю с организацией международного соревнования по робототехнике. На VEX Robotics я числюсь не только как участник, но и как организатор и судья.

Советы по подбору занятий вполне очевидны:

Важно сохранить золотую середину, чтобы не пытаться преувеличить свои достижения. Нет никаких правильных занятий, которые бы увеличили ваши шансы при поступлении.

Достижения

Немаловажная часть заявки – достижения. Я указала пять своих достижений – участие, в некоторых случаях победы в:

  • Google Science Fair
  • Technovation Challenge
  • FIRST Global Challenge
  • VEX Worlds Middle School Championship
  • Research Science Institute (RSI)

Дильназ Камалова: Как я поступила в Гарвард, Стэнфорд и Принстон?

Поездки, которые включали в себя данные соревнования, были покрыты организаторами мероприятий, школой или другими индивидуальными спонсорами, с которыми сотрудничала моя команда.

Эссе

Я начала думать о теме эссе в начале лета до своего выпускного класса, но села за написание лишь в августе.

Дильназ Камалова: Как я поступила в Гарвард, Стэнфорд и Принстон?

Хотелось бы поделиться некоторыми советами и мыслями, которые сопровождали меня в течение данного процесса:

  • Важно не казаться тем, кем ты не являешься! Не мудрите с научными терминами, литературными приемами, не давите на жалость и не хвастайтесь.
  • Важно находить золотую середину, чтобы не жаловаться и не писать плохо о других.
  • Вступление – важная часть, но не менее важно заключение!
  • Самые хорошие вступления приходят тогда, когда вы их не ищите.
  • Не пытайтесь найти необычную тему. Нам всегда говорят, что нужно отличиться и это действительно так, но отличиться можно не только найдя тематику эссе. Тема, затронутая мной, была упомянута не раз, но я ее рассмотрела под другим углом.
  • Плагиат в любом его проявление не приветствуется!
  • Помимо основного эссе, возможно, вам предстоит написать еще несколько сочинений в свободной форме. Заранее посмотрите, какие темы эссе потребуются для поступления, и группируйте их по смыслу.

Дильназ Камалова: Как я поступила в Гарвард, Стэнфорд и Принстон?

  • Думайте об эссе в фоновом режиме. Размышляйте о теме во время приема пищи, ищите вдохновение извне, гуляйте, смотрите фильмы, читайте книги.
  • Постарайтесь найти оценку от третьего лица. Для этой роли подойдут друзья или другие знакомые, которые готовы вам в этом помочь.
  • Для написания эссе вам могут пригодиться следующие источники:
  1. College Essay Guy
  2. Randy Levin, College Application Essays: Stand Out, Get In
  3. @aizhankul

Рекомендательное письмо

В казахстанских школах учителя и ребята испытывают трудности при поиске человека, который смог бы написать рекомендательное письмо.

Дильназ Камалова: Как я поступила в Гарвард, Стэнфорд и Принстон?

Я обратилась к учителю точных и гуманитарных наук (тренер по робототехнике и бывший учитель по английскому языку), поскольку эти люди хорошо меня знали.

Совет!

  • Заранее обратитесь к педагогу с просьбой написать для вас рекомендательное письмо.  
  • Направьте учителя по содержанию, поскольку не все педагоги знакомы со структурой написания рекомендательного письма.
  • Отправьте и переведите статьи, в которых есть подробная информация о рекомендательном письме.
  • Выбирать учителя английского языка, даже если он плохо вас знает, не очень хорошая стратегия. Хорошее знание языка не означает, что письмо будет правильно написано. Главный критерий, на который вы должны опираться, насколько близок учитель и как хорошо он вас знает.
  • Если у вас есть другие люди, которые могут дать вам рекомендацию, допустим, научный руководитель, обратитесь также к нему.
  • При обращении к педагогу практично иметь «Brag Sheet» - документ, который содержит информацию:
  1. каким учеником вы были
  2. чем вы занимаетесь/увлекаетесь
  3. какие у вас достижения
  • Расскажите в письме о том:
  1. почему вам нравится предмет данного педагога
  2. что вы изучили о себе за время изучения его или ее предмета
  3. какие у вас цели и надежды
  4. и прочее

Общие советы

  • Важно определиться, почему вы хотите поступить в зарубежный ВУЗ:
  1. потому что друзья подали документы в американский университет
  2. потому что ваши родители навязали идею о поступлении
  3. вы хотите поступить в топовый университет, потому что это индикатор успеха
  • Самостоятельная подготовка – возможна. У меня не были ни менторов, ни других консультантов которые бы помогали на протяжении всего процесса. Я сама была ответственна за то, что проводила исследование о поступлении, выбирала университеты и заполняла заявки. Были люди, которые помогали на определенных этапах.
  • Не сравнивайте себя с остальными. Если ваши результаты по экзаменам или другим аспектам хуже или лучше моих, это не показатель, что у вас меньше шансов на поступление в топовые университеты.
  • Огромный фактор играет удача.
  • Оценки, баллы, достижения не должны влиять на вашу самооценку. Все это ни в коем случае не является показателем вашей интеллектуальной способности.

Фото: Sputnik Казахстан, unsplash.com, rawpixel.com

Menu
×