Воспитание

Почему нельзя ругать ребенка-жадину?

Дети спокойно играют в песочнице, и вот вдруг вскрик вашего малыша раздается на весь двор и портит идиллическую картинку: «Отдай, моя машинка! Отдай быстро!», вы судорожно подбегаете и пытаетесь объяснить малышу, что нужно делиться с др

Дети спокойно играют в песочнице, и вот вдруг вскрик вашего малыша раздается на весь двор и портит идиллическую картинку: «Отдай, моя машинка! Отдай быстро!», вы судорожно подбегаете и пытаетесь объяснить малышу, что нужно делиться с друзьями, что Арман (Ваня, Азиз) поиграет и отдаст игрушку, но все тщетно – ваше чадо упорствует и делиться «добром» не желает, и все родительские увещевания остаются без внимания… Что делать? Нужно ли «переделывать» маленьких Скруджей в Робин Гудов? Попытаемся разобраться в этой щепетильной ситуации вместе.

Если вы видите, что малыш вопит всякий раз, когда маленький сосед по игровой площадке пытается взять его машинки, ведерки или грабельки, и понимаете, что кроха делиться никак не желает, несмотря на ваши воспитательные беседы, мол, что его перестанут звать друзья поиграть, обзовут жадиной, то поймите одну простую истину. В возрасте 2-3 лет малышу незнакомо братское чувство и понятие альтруизма, он не понимает, как можно отказаться от СВОЕЙ вещи ради ДРУГОГО, пусть даже и друга. Оказывается, это норма!

Ребенок-жадина: плохо или хорошо?

Примерно в возрасте 2 лет или чуть старше малыш понимает, что есть те предметы, которые находятся только в его распоряжении. Это может быть игрушка, кровать, еда, одежда, и он вполне справедливо считает все это «богатство» сугубо своим. Правда, кроха в таком возрасте думает, что все эти предметы – частица его самого, в отличие от нас, взрослых. И когда он видит, что кто-то посягает на «его территорию», то считает, что начинают владеть им самим, как этим предметом, лишая собственного «Я». Именно в 2-3-летнем возрасте у малыша формируется понимание собственного «Я», когда он уже постепенно отделяется от мамы на психологическом уровне и начинает выстраивать свои границы, как личность. Малыш чувствует себя частью целого с тем, что есть у него самого, и даже то, что находится «вне» его, включает в свои границы собственности.

Как себя вести, если ребенок жадничает?

Через некоторое время, по мере взросления, ребенок поймет, что все, что у него есть – так и останется вместе с ним, даже если кто-либо возьмет его вещи на время.

Но все же, дайте крохе возможность «почувствовать» свои вещи в буквальном смысле – пусть он обнимает свои игрушки, контролирует их взглядом, если кто-то позаимствует их. Поймите, для него это то же самое, как для нас, когда берут нашу одежду, косметику или расческу.

Видя, что ребенок начинает капризничать – не думайте, что это проявление детского эгоизма, это его утверждение о том, что все вещи должны быть при нем, чтобы почувствовать себя «целым».

Не стыдите малыша за его жадность, иначе он попросту лишается вашей поддержки и чувствует себя ущемленным. Дайте ему возможность самостоятельно принимать решения, говорите о том, что знаете, как непросто делиться и отдавать свои игрушки. Поддерживая ребенка и уважая его чувства, вы помогаете ему пройти эту фазу развития своего «Я».

Понимая, что это важный момент в его воспитании, родителей, конечно, будет интересовать вопрос, как его адаптировать к реальности, ведь в жизни все не совсем так просто.

Мы хотим воспитать малыша щедрым, социально значимым и способным делиться с окружающими. Для этого стоит объяснить ему как можно проще, что ценится в обществе, а что вызывает негативное отношение. Вы должны быть уверены, что даже если сейчас все сказанное вами трудно для детского восприятия, то все равно в его головке отложатся эти разъяснения, и они пригодятся ему чуть позднее.

Наверное, каждый родитель обращал внимание на то, что дети, которые понимают, что означает «мое», не совсем знают, что есть еще и «другое». Такое незнание и влечет за собой конфликты: не делясь своими вещами, ребенок посягает на чужие. Почему так получается?

Малыш в таком возрасте еще не умеет учитывать чужие интересы и уважать желания людей. Он еще не может контролировать свои внезапные порывы завладеть тем или иным предметом, пусть даже и без разрешения хозяина. Он не расстроится из-за его плача и вряд ли тут же вернет позаимствованную игрушку при первом родительском замечании. Но, шаг за шагом, при вашем чутком отношении и постоянном объяснении, что нужно спрашивать разрешение («Можно я поиграю с машинкой и верну, пожалуйста? Ты же не обидишься?»), любопытному непоседе станет ясно, что есть и другие дети, которые также хотят владеть своими вещами, как и он сам.

Любопытно, но факт: есть детишки, которые ведут себя несколько по-другому.

Pandaland Image

Дети-альтруисты: норма или отклонение?

Точно в таком же возрасте, они ведут себя, как альтруисты, легко отдают свои вещи, еду, игрушки другим деткам. Повод ли это думать, что их личность формируется неверно? Стоит ли волноваться и что делать, если ребенок чересчур щедр? Не кажется ли это проявлением слабости характера и тем, что малыш не умеет отстоять свои границы?

Специалисты считают, что нет поводов для волнений, ведь такие детишки по-другому утверждают свое «Я». Они вдохновляются уверенностью в других вещах. Вполне вероятно, что они подпитываются похвалой и общей поддержкой мамы и папы. Это и есть их «собственность», что им так необходимо. Малышу достаточно знать, что он – самый добрый и умный, и ему не нужны игрушки, чтобы заполнить свою «территорию».

Тут есть свои плюсы и минусы. Да, ваш малыш умеет быть великодушным, и не ассоциирует себя с материальными вещами, но иногда он так ведет себя, чтобы угодить родителям, поддерживая их желание гордиться им. Такому крохе, чаще всего, сложнее будет постоять за себя, когда он находится в одиночестве и учитывать свои интересы он станет в последнюю очередь.

Стоит постараться достичь баланса: поддерживайте его великодушие и щедрость, но объясняйте, как важно уважать и свои желания.

5 способов помочь ребенку почувствовать себя увереннее

  1. Не стоит заставлять его отдавать свои игрушки (вещи, одежду, еду и т.д.), для начала уточните его собственное мнение. Вдруг ему тяжело одалживать любимый предмет. Но, конечно, возможно, он с удовольствием поделится им, только еще не знает, как лучше это сделать или боится, что вещь к нему больше не вернется. Просто скажите малышу: «Твой дружок обязательно вернет тебе игрушку, как только наиграется с ней, будь спокоен». Как только игрушку вернут в том же состоянии, в каком отдавали, не скупитесь на похвалу, скажите, какой ваш сын (дочь) молодец, пусть чадо понимает, что он совершил хороший поступок.
  2. Если ребенок тяжело расстается с вещью, сделайте этот процесс более приятным: скажите ему, что он может обменять свою игрушку на ту, которую предложит дружок, или дети могут сделать игрушки «неразрывными»: «Можно моя Барби покатается в твоей машине? Ей понравится, она покатается и вернется ко мне». Таким образом, Барби отдана, да и машинкой дружок поделился, все довольны.
  3. Отправляясь в гости, обязательно берите свой «капитал» игрушек. Большая вероятность, что в гостях будет много всяких забавных вещиц, которые понравятся малышу, а маленький хозяин легче пойдет на обмен, если увидит, что гостю тоже есть, чем поделиться.
  4. Скажите своему малышу, что при уходе, он может свои игрушки забрать, ведь 2-3-хлетние детки еще не понимают, что так можно сделать, и он станет волноваться при обмене, боясь, что его игрушки останутся в «гостях» навсегда.
  5. Если вы замечаете, что ребенок в гостях ведет себя, как жадина, не порицайте его действия прилюдно, при этом сравнивая с другими детишками. Просто скажите, что да, сейчас ему трудно делиться, но это временно и не акцентируйте свое внимание на поведении крохи. Спустя некоторое время он сам начнет делиться своими вещами, и произойдет это совсем скоро.

Сегодня читают

Сегодня читают

Топовые новости

×