Школьное обучение

Как учить детей с СДВГ?

“Его батарейка не садится целый день”, “настроение сына/дочери как американские горки - то вверх, то вниз”, “ребенок все время отвлекается” — все это говорит родителям о том, что у школьника синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ). Поговорим о том, как обучать таких детей.
Как учить детей с СДВГ?
“Его батарейка не садится целый день”, “настроение сына/дочери как американские горки - то вверх, то вниз”, “ребенок все время отвлекается” — все это говорит родителям о том, что у школьника синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ). Поговорим о том, как обучать таких детей.
Как учить детей с СДВГ?
“Его батарейка не садится целый день”, “настроение сына/дочери как американские горки - то вверх, то вниз”, “ребенок все время отвлекается” — все это говорит родителям о том, что у школьника синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ). Поговорим о том, как обучать таких детей.
28.09.2021, 02:52
Изменено: 25.09.2022, 09:25

Торжественная линейка, посвященная началу учебного года, давно уже позади. Ученики начальных классов столкнулись с ожиданием и реальностью, поскольку родители утверждали, что учеба — это весело и просто, а на деле оказалось скучно, неинтересно и сложно. Однако не все “сорванцы” хотят быть прилежными учениками. Некоторые в силу своей гиперактивности не могут сконцентрироваться на учебном процессе. Что делать, если ребенок вертится на уроках и срывает занятия?

Поговорим о детях с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Как научить такого ребенка не отвлекаться и мотивировать его на учебу?

СДВГ у детей

“Мой сорванец не может усидеть на месте”, “ребенок постоянно отвлекается”, “сын невнимательный”, “дочь, отвечая на вопрос, начала лаять” — все это признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности или СДВГ - поведенческое расстройство, связанное с нарушением нервной системы у детей. Чаще всего СДВГ проявляется в процессе школьного обучения или на подготовительном этапе. Однако первые симптомы начинают давать о себе знать уже в два года. Ближе к 3 годам и до 6 лет появляются более характерные признаки. Заболеванию больше подвержены маленькие мужчины. Однако у девочек тоже могут диагностировать СДВГ. Мальчикам/девочкам, страдающим СДВГ, свойственна:

  • Недисциплинированность

Учителя утверждают, что ребенок, весь урок стоит на голове, срывает занятия и не слушает педагогов.

  • Невнимательность

Школьник не сконцентрированный и несосредоточенный. Берется за дело, быстро перегорает и откладывает все на потом. Любит поболтать даже если учитель делает замечание.

  • Гиперактивность

Батарейка наследника/наследницы не садится, а его/ее энергия неиссякаема.

  • Импульсивность

Создается впечатление, что перед тем, как дать ответ, он/она не думает. Отвечает то, что первое пришло в голову.

Все эти проявления мешают ребенку и отличают его от сверстников. У педагогов такое поведение вызывает негативную реакцию. Родители задаются вопросом: “Ребенок постоянно отвлекается на уроках - что делать?”. Диагностировать СДВГ могут только компетентные и квалифицированные врачи - психиатр и невропатолог. Обучением детей занимаются школьные педагоги, а вот лечением либо дефектолог, либо психолог.

Как учить детей с СДВГ?

Причины возникновения СДВГ

Заболевание распространено среди детей от 4 до 17 лет, но точные причины его возникновения неизвестны. Ученые склонны к тому, что синдром возникает из-за наследственности. В большинстве случаев, при диагностике ДНК родителей, именно эта версия и подтверждается. Однако СДВГ может настигнуть ребенка из-за:

  • тяжелого течения беременности;

  • угрозы прерывания беременности;

  • преждевременных или затяжных родов.

Патологическое состояние может возникнуть, если беременная женщина позволяла себе в период интересного положения запрещенные вещества, принимала медикаментозную терапию, злоупотребляла курением и алкоголем.

Симптомы гиперактивности

Врачи разделяют симптомы СДВГ на две подгруппы: гиперактивность и импульсивность, а также дефицит внимания.

Рассмотрим каждый из них. К гиперактивности и импульсивности относится:

  • суетливость (постукивание/покачивание ногами или руками);

  • ерзанье на стуле (школьнику сложно усидеть на стуле во время урока);

  • бесцельная двигательная активность;

  • все игры проходят с шумом и криком;

  • постоянно в движении;

  • чрезмерная разговорчивость;

  • трудности в ожидании своей очереди;

  • выкрикивает ответы;

  • перебивание сверстников, одноклассников или даже взрослых.

Как учить детей с СДВГ?

Дефициту внимания присущи такие симптомы:

  • невнимательность;

  • не сконцентрированность (отвлекается на уроке);

  • отстраненное поведение (делает вид, что не слышит, даже если обращаетесь к нему напрямую);

  • сложности с выполнением поручений (домашнее задание или просьба мамы);

  • сложности с организацией задач;

  • избегание заданий, требующих умственных усилий;

  • потеря предметов, необходимых для учебного процесса (книга, ручка, тетрадь);

  • фокусы концентрации (отвлекается во время уроков или при выполнении заданий);

  • забывчивость.

Однако все эти симптомы могут проявляться как у ребенка с СДВГ, так и простого школьника без каких-либо расстройств нервной системы.

Как учить детей с СДВГ?

Специалисты, прежде чем ставить диагноз, спрашивают у родителей о всех деталях. Если вышеперечисленные симптомы возникают до 12 лет и длятся более полугода, а также проявляются и в стенах школы, и дома, то это может говорить все-таки о СДВГ. Если ваш ребенок отвлекается, то, возможно, он делает это не по своей воли. Сходите на прием к врачу и проконсультируйтесь со специалистом.

Обучение детей с СДВГ

Не все учителя знают о СДВГ, поэтому жалуются родителям на то, что их ребенок постоянно отвлекается на уроках, мешает проведению занятий и не хочет вникать в суть предмета. Родители хватаются за голову и начинают читать мораль сыну или дочери, что такое поведение не подобает в школе. Однако ребенок с СДВГ не в силах держать и контролировать свои повадки без помощи специалиста, родных и педагогов.

Ученику с СДВГ сложно привыкнуть к школьной жизни, поскольку его “особенности” не позволяют следовать прописанным школьным правилам. На уроках нужно соблюдать тишину и слушать нового авторитетного взрослого - учителя, ровно сидеть за партой, не вставать до окончания урока, выполнять задания и не разговаривать с одноклассниками во время занятий.

Педагоги из-за незнания синдрома воспринимают невнимательность и гиперактивность за плохое воспитание. Порой к таким детям применяют строгую дисциплину, но это может только усугубить ситуацию. Держа школьника в “ежовых рукавицах”, педагоги и родители добьются только обратного: ребенок замкнется в себе или станет агрессивным.

Как учить детей с СДВГ?

Родителям, знающим об “особенностях” ребенка, следует заранее проговорить все правила поведения в стенах школы. Если вы знаете, что ваш ребенок отвлекается из-за СДВГ, то следует поговорить с учителем. Не все школы готовы принять в обычный класс ученика с гиперактивностью. Такому ребенку нужно уделять больше внимания. А в процессе обучения пользоваться игровыми приемами, чтобы вызвать у него интерес к учебе. Обычные общеобразовательные школы не готовы поддерживать учеников с СДВГ и создавать условия для их обучения. В таких случаях у детей падает самооценка, и усугубляется синдром.

Как помочь ребенку с СДВГ учиться?

  • Если вы хотите помочь ребенку с СДВГ, то нужно создать правила, которые помогут структурировать его деятельность.

  • Чтобы гиперактивный школьник чувствовал себя в комфортных условиях, нужно подобрать индивидуальную программу обучения. Обычно дети с СДВГ любят арт-терапию (делать что-то своими руками). Если для обычного ученика начальных классов занятия, состоящие из объяснения материала учителем и выполнения заданий — это норма, то для детей с диагнозом СДВГ — невыносимо сложно.

  • Школьник с такой особенностью предпочитает познавать новую информацию через творчество. Например, изучать флору и фауну, прогуливаясь в лесу, а не зубря темы по учебнику.

  • Ученикам, страдающим синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, тяжело привыкать к разным обстановкам, поэтому все занятия должны проходить в привычном для него месте и по сформированному графику.

  • Нельзя забывать о том, что дети очень гиперактивны и не могут подолгу сидеть на одном месте. Им необходимы небольшие пятиминутки для физических разминок.

Как учить детей с СДВГ?

Как правильно учить гиперактивных детей?

Родители и педагоги должны работать сообща, только совместная работа поможет ребенку “утихомирить” свою “особенность”. При комплексной, слаженной работе симптомы СДВГ уйдут на второй план и уже во взрослой жизни не будут так заметны окружающим. Вот небольшой список советов для родителей и учителей, которые хотят организовать школьный процесс для детей с СДВГ:

  • Меньше рутинной работы. Мальчику/девочке с диагнозом СДВГ наскучивают однотипные задания, если он/она уже знает принцип их решения. Детям с СДВГ нужно снижать одинаковые задания на 30%, в том числе и домашнюю работу. Если ребенок уже понял тему, то не стоит требовать от него решить еще 20 примеров. Помимо этого, нужно позволить ребенку, страдающему синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, рисовать или делать какие-то записи в черновики. Тем самым ребенок отвлечется и не будет беспокоить своими вопросами и разговорами соседа по парте. При этом такое отвлечение внимания никак не повлияет на восприятие информации.

  • Главное не упаковка, а содержимое. Гиперактивные дети не способны красиво и без помарок оформлять домашнюю или классную работу. Учителям при проверке тетрадей следует обращать внимание ни на “грязь” в тетрадке и зачеркнутые слова, а на содержание работы.

  • Меньше объема. Ученика/ученицу с таким диагнозом может напугать объем заданий. Если на уроке предполагается небольшой срез, то лучше не сразу выдавать все количество заданий, а частями. Например, разделить задания по карточкам и выдавать по мере их выполнения.

Как учить детей с СДВГ?

  • Ветер в голове. Дети часто забывают о том, что их просил учитель или родитель, поэтому нужно акцентировать вниманием именно на этом. Если в задании важно сделать какие-то подпункты, то подойдите и напомните ученику. Они склонны забывать о вещах. Если на уроке нужен циркуль, то напомните об этом несколько раз, запишите в дневнике и попросите родителей проконтролировать этот процесс.

  • Ребенок отвлекается на уроках - что делать? Педагогу лучше посадить ученика на первую парту, поближе к себе. Если младшеклассник забыл, что нужно делать и в его глазах растерянность, то учитель направит внимание в нужную сторону. Также можно прикоснуться к его руке, чтобы он переключил свое внимание на педагога и вспомнил о заданиях.

  • Следите за временем. Дети, у которых диагностирован этот синдром, плохо ориентируются во времени, поэтому могут не успеть закончить работу. Учитель может самостоятельно напоминать о том, сколько у класса осталось времени для сдачи или же обратиться отдельно к школьнику. Также мальчика/девочку можно научить пользоваться таймером или песочными часами, чтобы они фиксировали время.

Как учить детей с СДВГ?

  • Импульсивность. Для такого синдрома характерна импульсивность. Если учитель задает какой-то вопрос, то ребенок может не выдержать и выкрикнуть ответ. Можно ввести в классе систему табличек, где каждый будет писать свой ответ на заданный вопрос. Кроме того, можно придумать систему поощрения, если ученик сможет сдержать свою импульсивность, то будет раздавать тетради.

  • Эмоциональность. Такие дети очень ранимы и могут обидеться, если их, например, не позвали играть в мяч. Учитель может организовать новую игру, распределив между всеми учениками роли, и показать, что играть сообща лучше.

  • Любой промах можно превратить в успех. Не всегда ребенок может преуспевать во всех областях. Если у ребенка что-то не получается, и он теряет авторитет среди одноклассников, то нужно найти ту сферу, в чем он силен.

Как учить детей с СДВГ?

  • Ни минуты на месте не сидит. Малыши с этим заболеванием нуждаются в постоянном движении. Они не могут спокойно высидеть весь урок и выпустить свой пар на перемене. Можно всем классом организовать небольшую физзарядку посреди урока.

  • Меняем фокус внимания. Учителя, не знающие характерные особенности ребенка, пытаются изменить поведение ученика и контролируют его двигательную активность. Этого делать не нужно, вы тратите много усилий не на то. Ребенок во время движений очень хорошо запоминает информацию, поэтому сделайте акцент на другом и перестаньте его шпынять за активность.

  • Хвалите школьника. Выискивайте те качества, за которые ребенка можно похвалить. Дети с синдромом чаще слышат слова критики. Лучше избегать таких ситуация. Отметьте то, как он хорошо выполнил задание, не перебил отвечающего одноклассника.

Рекомендации по работе с детьми с СДВГ

Когда ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности попадет в новою для него среду, в школу, то у него могут возникнуть проблемы с организованностью, внимательностью и дисциплинированностью. Чтобы ребенок чувствовал себя в своей тарелки, нужно подготовиться и создать для этого условия. Облегчить работу педагогам и жизнь детям с СДВГ могут инклюзивные службы, но они есть далеко не во всех учебных заведениях. Поэтому предлагаем ознакомиться еще с один небольшим списком рекомендаций, который поможет учителям при работе с такими детьми:

  • Определение нагрузки. Прежде чем нагружать ребенка, нужно посмотреть, на что он способен. Первое время смотрите на то, как он справляется с заданиями, какую нагрузку выдерживает, сколько затрачивает времени, как быстро устает. По этим факторам педагогам будет легче планировать урок.

  • Установите правила и дисциплину. Учитель может продумать правила, которые подойдут как для гиперактивного ученика, так и для всех остальных. Правила лучше несколько раз проговорить, уточнив, какое “вознаграждение” будет за прилежное поведение. Листик с дисциплинарными правилами можно разместить на стенде, чтобы школьники могли их перечитать и не забыть.

Помните, как бы вам не было трудно работать с гиперактивными детьми им приходится в несколько раз сложнее. Не злитесь и не вымещайте зло на детях, постарайтесь найти к ним подход и заинтересовать учебным процессом.

Фото: pexels.com

Menu
×