Семейная психология

Анализируем это: детский рисунок семьи

Как рисунок может помочь понять, что творится у ребенка в голове
Анализируем это: детский рисунок семьи
Как рисунок может помочь понять, что творится у ребенка в голове
Анализируем это: детский рисунок семьи
Как рисунок может помочь понять, что творится у ребенка в голове
05.03.2019, 09:55
Изменено: 08.04.2024, 14:24

Детские мысли, чувства, переживания – часто загадка для родителей. Вовремя заметить, что ребенку нужна помощь – близких или психолога – поможет простой рисунок.

Как это делается?

Рисунок, который ребенок сделал когда-то раньше не подойдет: этот метод диагностики, как и все в психологии, требует присутствия, внимательности, правильных вопросов.

1. Выделите час времени, когда вы ни на что не будете отвлекаться

2. Дайте ребенку лист белой бумаги А4, хорошо отточенные цветные карандаши

3. Возьмите себе такой же набор для рисования

4. Предложите ему нарисовать свою семью

5. Садитесь так, чтобы ребенок не мог заглянуть в ваш рисунок, а вы могли

6. Отмечайте: кого он нарисовал первым, где задумывался, какие эмоции были на лице во время изображения каждого из членов семьи, возгласы и комментарии, стирал ли что-то или пытался затереть.

Pandaland Image


Что дальше?

Когда рисунок закончен, поговорите с ребенком. Спросите, например:

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

6. Кто из них самый несчастный? Почему?

Pandaland Image


Интерпретация. Советы:

1) Мы не будем играть в психоанализ и пытаться интерпретировать рисунок и ставить диагноз - важно узнать смысл нарисованного от самого ребенка, а не выдумывать. Ваша задача - просто наладить с ним контакт, рисунок здесь выступает в роли посредника, проводника. При чутком и деликатном разговоре ребенок сам все расскажет.

2) Необходимо сдержаться от критики, комментариев! Будьте внимательны, постарайтесь на время отключиться от роли родителя и стать просто любопытным взрослым.

3) Попробуйте понять, какие чувства испытывает ребенок к отдельным членам семьи, почему кто-то из них не нарисован, если это имеет место, что означают различные детали рисунка — птицы, зверушки.

4) По возможности избегайте прямых вопросов - например, «почему ты не нарисовал бабушку?», не настаивать на ответе, так как это может вызвать тревогу, защитные реакции – ребенок закроется.

5) Оставайтесь в позиции любопытного, ничего не знающего про данную семью взрослого.


Pandaland Image


Важно: не проваливайтесь в собственные мысли и чувства, не стыдите и не вините себя, если вам не нравится то, что вы видите и слышите – оставайтесь внимательным к своему ребенку. Не критикуйте качество исполнения и художественные способности!

Часто более продуктивными и комфортными бывают проективные вопросы, например: «Если бы вместо птички был нарисован человек, кто бы это был?». «Если бы эти двое сейчас соревновались, кто бы победил?», «Кого мама возьмет с собой?» и т.д. – исходя из вашей конкретной ситуации.

Помните! Вам не нужно ставить диагноз и лечить! Вам не нужно оправдываться и защищать позицию, что вы хорошие родители и у вас в семье все нормально – все так и есть. Вы достаточно хорошие. В этом тесте нужно только быть внимательным и попробовать взглянуть на мир семьи глазами ребенка.

Еще вопросы

Можно предложить юному художнику решить 6 ситуаций (три из них направлены на выявление негативных чувств в отношении членов семьи, три на выявление пози-тивных):

1. Представь себе, что имеешь два билета в цирк/кино/игровую комнату. Кого бы ты позвал пойти с тобой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто это?

3. Ты строишь из конструктора дом, и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь «X» билетов в кино/цирк (билетов меньше на один, чем членов семьи). Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты там хотел жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но в семье на одного человека больше, чем надо для игры. Кто не будет играть?

Поделитесь с ребенком

Расскажите про свой рисунок, какая семья была у вас в детстве, кто был для вас самым близким. Не стесняйтесь говорить о своих чувствах, которые появились в процессе, старайтесь делать это не в виде обвинения или похвалы, а просто от своего лица. Например:

1) Я тревожусь за тебя - ты мне кажешься таким одиноким на этой картине. Вместо: ты меня тревожишь своим одиноким видом.

2) Мне радостно оттого, что у тебя столько близких вокруг. Вместо: ты радуешь меня своим рисунком.

И последнее, если вас что-то испугало или встревожило в рисунке или разговоре, не пытайтесь тут же воздействовать на ребенка, исправлять свое или его поведение. Лучше просто обнимите его, скажите, что вы рядом и всегда готовы помочь. И сходите вместе с ним и с рисунком к детскому психологу – он вас успокоит и направит ваши усилия в нужное русло.

Популярные статьи и новости

Menu
×