Откровения бортпроводницы. Мифы и реальность


Откровения бортпроводницы. Мифы и реальность


Здравствуйте дорогие мамочки (ну и возможно папочки) этого замечательного сайта! Давно хотела написать следующий пост в свой блог, но никак не могла найти для этого подходящий момент. Как и у любой новоиспеченной мамочки у меня практически нет свободного времени, так как всё оно уходит на моего сыночка, которому недавно исполнилось полгода! Сейчас сынок уснул наконец-то, поэтому выдалась свободная минутка…

 

И так, начнём. Я долго думала, какую выбрать тему для своего нового поста и решила рассказать вам о своей профессии, которой я посвятила 7 лет жизни, перед тем, как уйти в декретный отпуск. Возможно, кто-то в моём рассказе увидит какие-то ответы на вопросы, которые его интересовали, кто-то посмотрит на эту профессию другими глазами, кто-то развеет мифы и стереотипы, которые привязались к ней. Я постараюсь раскрыть эту тему как можно шире и буду предельно откровенна!

 

Я – бортпроводница (или как раньше называли - стюардесса)

 

Нет ничего романтичнее полета в небесах. Возможно, по этой причине специальность бортпроводника всегда так притягивала молодежь. К тому же в сознании большинства из нас сложился устойчивый образ стюардессы – молодой, красивой, стройной, невозмутимой и всегда улыбающейся девушки. Но для меня, стать бортпроводницей – никогда не было мечтой. В университете я училась на переводчика, а свою будущую профессию мечтала связать с искусством. И толи судьба, толи воля случая, но в один прекрасный день, когда я сидела на парах в университете, пришёл одногруппник и начал рассказывать о том, что он устроился в авиакомпанию и уже прошёл обучение на бортпроводника. Помню, что меня тогда подкупил его рассказ о том, что обучение проводится в течение месяца, в городе Амстердам, а потом проходит практика в Лондоне… (я родилась и выросла в маленьком городке Казахстана и на тот момент дальше, чем на Иссык-Куль никуда не выезжала) и я решила поехать в офис авиакомпании и оставить своё резюме.

 

Через месяц мне позвонили и пригласили на первое собеседование. Это было интервью на английском языке… и мне не составило никакого труда его пройти, т.к. я хорошо владела английским. После этого я справилась и со вторым и третьим турами, в которых проверялось умение принимать правильные решения в той или иной ситуации, умение работать в команде и многое другое. В общем, собеседования были позади и теперь тем, кто их прошёл, предстояло прохождение полной медкомиссии и сбор всяческих справок и документов, (по-моему, для меня самым сложным из всего этого была медкомиссия, потому что проверяли всё настолько досконально, что я уж стала подумывать, что нас готовят в космонавты). Ну и вот, наконец, после кучи затраченных нервов, времени и денег (первоначальное прохождение медкомиссии – за свой счёт), нас собрали в группу из 15-ти человек, выдали билеты и толстенную книгу на английском языке, по которой нам предстояло обучаться, дали последние указания и отправили домой, паковать чемоданы. А через несколько дней, мы, ещё «зелёные», но уже уверенные в себе будущие бортпроводники, с горящими глазами, улетели в город мечты… в Амстердам… в котором и началась наша новая жизнь! Не буду описывать, как проходило обучение. Скажу в двух словах, что было не просто, т.к. не было рядом ни одного учителя, кто мог бы объяснить какие-то непонятные авиационные термины на русском языке, и до всего приходилось доходить своим умом. Плюс ко всему в Алмате нас предупредили, что те, кто завалят финальный экзамен, будут потом выплачивать компании немалые деньги, которые она затратила на обучение и проживание там. Поэтому все учились ответственно, и в итоге не было ни одного, кто бы провалил экзамены. Потом была практика в Лондоне, но там мы были чуть меньше недели. После возвращения домой, мы ещё какое-то время проходили обучение сервису и безопасности, получали форму и лётные документы. Потом начались стажёрские полёты… и честно признаться, после трёх месяцев работы я поняла, что это не моё… вся романтика этой профессии мгновенно улетучивалась, когда я стала буквально приползать домой, не чувствуя ног, когда я мечтала о своей тёплой постельке во время длительных ночных перелётов, когда весь самолёт спит, а ты из последних сил, со спичками в глазах сидишь и борешься со сном, когда я становилась свидетелем того, как порой без причины оскорбляли и унижали моих коллег, пассажиры с явно низким уровнем культуры и воспитания, да и наконец когда самолёт стал практически моим домом и у меня совершенно не осталось времени на друзей, родных… ну и в какой-то степени на личную жизнь…

 

Но у меня был контракт с работодателем и мне некуда было деваться, поэтому для себя, я тогда, 19ти-летняя девушка, решила, что отработаю положенное время и  уйду… наивная… тогда я и подумать не могла, что эта работа так меня затянет и станет такой родной… аж на 7 долгих лет…

 

Итак, теперь постараюсь описать некоторые аспекты моей профессии. Попробую  подробней дать ответы на вопросы, которые мне часто задавали люди, мечтающие устроиться на эту работу или просто интересующиеся авиацией и конкретно профессией  бортпроводника. Думаю, что удобней будет, если далее я буду вести повествование в виде интервью – буду писать наиболее важные и интересные вопросы и сразу давать на них ответы.

 

Несмотря на видимую простоту профессии, компетентный бортпроводник должен иметь не только солидный запас знаний и практических навыков, он должен обладать сильным, решительным характером. Вместе с этим, такие качества как контактность, выносливость и терпимость помогут в общении с пассажирами. Более того, бортпроводник должен уметь быстро принимать решения, сдержанно и спокойно вести себя в экстренных ситуациях, так как именно его спланированные действия помогут спасти жизни пассажиров.

 

Возраст бортпроводника

 

Точно сейчас сказать не смогу, но если не ошибаюсь, принимают на эту работу с 20ти лет (когда устраивалась я, условия были немного другие) и дальше особых ограничений нет, т.к. у нас летает и молодёжь и женщины в возрасте… такого понятия, как пенсия, в нашей стране для бортпроводника даже и не существует,… летай, мол, пока здоровье позволяет…

 

Рабочий день бортпроводника

 

 У бортпроводников привычного всем понятия “рабочий день” нет вообще, даже приблизительно. График полётов (в зависимости от авиалиний) предусматривает короткие и длительные полёты с короткими стоянками или настоящим маленьким “отпуском” между полётами. Длительность командировки может варьироваться от 1 до 5 дней. В это время экипаж живёт в гостиницах и, в принципе, может делать всё, что не противоречит правилам авиакомпании о нахождении на эстафете (то есть в длительной командировке). Но сразу скажу, что работая бортпроводником, человек должен быть готов к жизни на колёсах. В месяц нужно провести около 100 часов в небе, а максимальный отдых между рейсами, если ты находишься дома, должен составлять 12 часов (при чём в эти 12 часов входит время, которое ты тратишь на то, чтобы добраться из аэропорта домой и потом обратно на работу), так что можете себе представить, как мало времени остаётся на отдых и на все остальные дела, которые неумолимо копятся, пока ты отсутствуешь дома.

 

 

Зарплата бортпроводника (это, по-моему, самый большой и не совсем правильный миф)

 

В целом, мировой средний уровень бортпроводников достаточно высок (от $3000), но наша отечественная авиация всё ещё “в хвосте плетётся”, и я считаю, что для такой вредной для здоровья и опасной работы, которая каждый день связана с огромным риском, у нас довольно таки низкие зарплаты. Честно сказать, порой так обидно становилось, когда слышала от знакомых, которые работали в офисе, как все нормальные люди, с 9 утра, до 6ти вечера, спали спокойно по ночам дома, отдыхали на все календарные праздники, не гробили своё здоровье и не рисковали своей жизнью, имели зарплаты гораздо больше, чем у бортпроводников… и, кстати, это не только меня удивляло… но и коллег из европейских авиакомпаний… так как отношение к этой профессии у них совершенно другое…

 

 

Плюсы профессии

 

  - Возможность увидеть мир. Если эстафета позволяет, и ты остаёшься заграницей на несколько дней, то можно поехать на море или на экскурсию,  устроить грандиозный шоппинг или просто остаться в гостинице отдохнуть и набраться сил.

 

 - Общение с людьми, многофункциональность (ведь часто я выполняла обязанности и психотерапевта, и медсестры, и няньки… и т.д. в зависимости от ситуации), быстрая, постоянная смена обстановки, отсутствие рутины, как в офисах. 

 

 - Работа в многонациональном коллективе, где нет закреплённого экипажа и ты можешь постоянно общаться с новыми людьми.

 

 - Общение с известными людьми… или проще говоря, приближённость к звёздам. Думаю, что каждый человек, в глубине души хотел бы оказаться хотя бы в одном помещении со своим каким-нибудь кумиром, к примеру, а у бортпроводников таких возможностей куча… и не только оказаться в одном помещении, но и поговорить, сфотографироваться… кстати, многие звёзды, в самолётах становятся самыми обыкновенными людьми, с которыми приятно общаться, а их звёздностью даже и не пахнет!

 

 - А еще сами бортпроводники подшучивают, что из-за недостатка воздуха на борту самолета бортпроводницы всегда выглядят моложе своих лет, как бы застревают в одной возрастной категории и не стареют… невероятно, но это так… у нас летает много девушек, которые выглядят гораздо моложе своих лет.

 

 

Минусы профессии

 

 - Главный минус – нагрузка на организм (болезни вен из-за постоянной работы на ногах, низкое давление из-за ранних явок на рейс). 

 

 - Частая смена часовых поясов, после которых организму очень трудно адаптироваться в той или иной стране.

 

 - Постоянный недосып. Ночные длительные перелёты, во время которых бортпроводникам запрещается спать и, борясь со сном, необходимо держать в голове большой объём важной информации и уметь применить её в чрезвычайных ситуациях (оказание неотложной медицинский помощи, драки, угроза полёту).

 

 - Постоянная проверка на стрессоустойчивость… вот положа руку на сердце, скажу, что не оправдываю своих некоторых коллег, которые действительно порой ведут себя вызывающе и по-хамски, но иногда такие пассажиры встречаются и начинают на ровном месте винить тебя во всех грехах, выливают на тебя столько негатива и грязи, что хочется взять мегафон и громко им сказать: «Люди, да поймите же вы пожалуйста, что мы такие же люди, как и вы и от нас здесь мало, что зависит… мы только выполняем определённые функции непосредственно на борту самолёта, и мы не можем отвечать за многие вещи, которые от нас не зависят, например, за то, что на улице туман и вылет запрещают, мы не можем выкинуть из кабины пилотов, сесть за штурвал и повести самолёт только из-за того, что кто-то опаздывает на важную встречу, мы не можем отвечать за разнообразие питания, которого кому-то иногда не достаётся (я имею ввиду разнообразие), потому что его загружают точно пополам и если вы хотите себе какое-то особенное питание, закажите его заранее, когда будете покупать билет… это входит в стоимость билета, мы не можем отвечать за то, что изначально планировался один тип самолёта, но в какой-то момент что-то произошло и его поменяли на другой… не мы же это решаем, люди… и нам так же, как и вам, совсем не в радость сидеть и ждать вылета, когда идёт задержка… и если вы сидите и ждёте вылета в аэропорту, то мы точно так же сидим и ждём вылета либо в пустом самолёте, либо в офисе (но мы в это время не отдыхаем, как некоторые пассажиры с ехидством подмечают иногда, а сидим на стрёме, потому, что в любой момент что-то может измениться и дадут разрешение на вылет…), вот только, дорогие люди, после этих наших с вами совместных ожиданий, нам ещё предстоит работа, а вы можете спокойно сесть и отдыхать в самолёте, ну и многое другое.» Знаете, за 7 лет работы бортпроводником я только единственный раз была втянута в очень неприятную ситуацию и то, только потому, что к моему несчастью в салоне бизнес класса попался пьяный националист, который сначала заявил мне: «Вот ТЫ сКоКа получаешь? Тыщу баксов, наверное, вот и отрабатывай эту тыщу!» А потом и вообще посоветовал мне: «Дуть в СВОЮ Россию, и не занимать тут рабочее место» А так, даже если у коллег назревали какие-то конфликтные ситуации, я всегда старалась вмешаться и всё мирно урегулировать… но хоть нас на работе и учили не воспринимать всё близко к сердцу, нервную систему я себе, конечно, хорошенько подпортила…

 

- Ну и ещё один немаловажный минус: после работы бортпроводником сложно становиться офисным работником, так как привыкаешь к абсолютно другому графику работы и ритму жизни.

 

 

Качества, которые должны быть у бортпроводника

 

Ответственность и ещё раз ответственность, высокая стрессоустойчивость, хорошие физические данные, крепкое здоровье, холодный ум для того, чтобы быстро принять важное решение в критической ситуации, приветливость и любовь… да-да! Любовь к людям. Без неё никуда! Надолго Вас без этого не хватит…

 

Ну вот, что-то я разошлась, пора бы уже и честь знать.

 

Сейчас, как я уже говорила, я нахожусь в декретном отпуске, но моё рабочее место сохраняется за мной в течение трёх лет… так что у меня всё ещё есть возможность окунуться в этот увлекательный, но в то же время очень сложный и опасный мир авиации. Я задумываюсь сейчас, хотела бы я туда вернуться… честно… пока такого желания не возникало. Иногда нападает, конечно, ностальгия… скучаю по любимым городам, по коллегам и друзьям, по смене обстановки, но с другой стороны понимаю, что теперь, когда у меня есть своя семья, вряд ли смогу от них далеко и на долго улететь.

 

Я благодарна этой профессии за всё, что она мне дала: за все страны и города, которые я увидела, за все эмоции которые я пережила, за всех хороших людей, которых я встретила, за грандиозный опыт, который я получила, за мой закаленный характер, самостоятельность и умение преодолевать трудности… самое главное, я благодарна этой профессии за любимого мужа! Нет, мой муж не пилот и не бортпроводник, он вообще не имеет отношения к авиации (про него я возможно расскажу подробней в следующих постах), но если бы я не была бортпроводницей, у меня бы не было коллеги, который косвенно стал человеком, благодаря которому мой муж случайно меня нашёл! И теперь у нас замечательная семья и чудесный сынок, которого мы безумно любим. (Фото правда с нового года, просто пока нет новых фотосессий втроём)

 

 

Я всем хочу пожелать мира, добра, оптимизма, чистого неба над головой… и чтобы любая чёрная полоса в вашей жизни, всегда становилась взлётной!

 

P.S. Несколько дней назад первый раз после рождения сына полетела на самолёте как пассажир, и когда самолёт стал разгоняться, взлетать и набирать высоту (а это всегда был мой самый любимый момент), такая грусть в сердце защемила, ком в горле встал и слёзы навернулись на глазах… даже сейчас пишу это и почему-то опять на глазах навернулись слёзы.

 

И всё-таки я скучаю по небу. Оно меня покорило…

 






Поделиться:


Популярные блоги






Виктория  Вдовенко
Виктория Вдовенко

Всего постов — 2

Марк

4 года 1 месяц


 9 578
+0