Сообщество

Пока мы не видим: как тренды красоты провоцируют классовое неравенство, расизм и дискриминацию женщин

Пока мы не видим: как тренды красоты провоцируют классовое неравенство, расизм и дискриминацию женщин
Пока мы не видим: как тренды красоты провоцируют классовое неравенство, расизм и дискриминацию женщин
31.03.2024, 18:32
Изменено: 21.04.2024, 15:21

В отличие от начала 2000-х годов, когда доминировали всего три субкультуры – готы, эмо и панки, сегодня в цифровом пространстве есть свыше 20-ти трендов, затрагивающих внешний вид женщин и их образ жизни.

Но знали ли вы, что эти безобидные короткие ролики касаются куда более серьезных тем, чем вы могли предположить?

 

Что значит быть красивой?

Говоря о наиболее популярных трендах, нельзя не упомянуть эстетику Clean girl, или по-русски “Чистой девушки”, прародительницей которой считаются тренды That girl – “Та самая девушка” и Pinterest girl – “Девушка из Пинтерест”.

Звучит достаточно безобидно, ведь ее сторонницы ведут здоровый образ жизни, воспевают саморазвитие и продуктивность. Но эстетика чистых девушек – это нечто большее, чем буквальная чистота.

Во–первых, она требует, чтобы вы выглядели идеально с головы до ног в любое время суток и при этом создавали впечатление, будто не потратили на это и секунды своего времени. К тому же тренд выделяется поразительным отсутствием разнообразия. Под хэштегами “#cleangirl” и “#cleangirlaesthetic” вам встретятся лишь европеоидные худые девушки с элегантной внешностью.

С учетом этого термин “чистая” сам по себе начинает приобретать более проблематичный смысл и означать, что любой, кто остается за пределами демографической группы худых, молодых, белых женщин с идеальной кожей и образом жизни — то есть азиатки, афро– и латиноамериканки, женщины с проблемной кожей и лишним весом — автоматически становятся “грязными”.

Часто эта эстетика подвергается обвинениям в навязывании комплексов девушкам по поводу их возраста, телосложения и расы.

 

Дискриминация по классовой принадлежности и навязывание “правильного” образа жизни

Отличительной чертой Clean girl является легкий образ жизни. Утром эти девушки не спеша едят тост с авокадо и идут на пилатес, днем занимаются чтением книг и изучением языков, а вечером, чтобы расслабиться, включают медитации.

Набор, конечно, утрированный, и тем не менее ни один из роликов Clean girl не показывает, чтобы девушка тратила время на работу. Иронично, но вместе с этим вся их уходовая продукция, в принципе, как и одежда – исключительно от дорогих брендов.

Весь образ жизни Clean girl предполагает, что вы не пачкаетесь: использование только личного автомобиля, походы в дорогие салоны красоты и рестораны, закупка экологически чистых продуктов и многое-многое другое нереально для тех, кто не достаточно богат.

Таким образом, сюда напрашивается вывод – чтобы быть “чистой” нужно быть богатой и при этой не работающей.

В зарубежных статьях эту культуру обвиняют по сути в пропаганде абсолютно бесполезного образа жизни и возведении в культ безукоризненно спокойного, практически безэмоционального поведения.

 

Жертва – самый популярный образ для женщины?

В противовес чистой и аристократичной Clean girl выступают представительницы эстетики Mob wife – “жены мафиози”, и Slavic girl – “славянские девушки”. Если первые полностью повторяют образ жен криминальных авторитетов Италии и Латинской Америки, то вторые – образы жен членов группировок и банд советского периода.

Интересно, но многие пользователи сети уверены, что внезапно появившийся образ Mob wife является маркетинговым ходом создателей сериала “Клан Сопрано”, которые выпустили продолжение спустя 10 лет, в честь годовщины кинокартины. И это еще раз доказывает то, насколько удобно устроены социальные сети, чтобы влиять на наш образ мысли.

Только недавно все с ужасом вспоминали женщин, выживавших в условиях постоянной стрельбы, резни, разборок группировок и страха смерти, порой от руки родного мужа или сына, а порой более мучительного– от их врагов. Сегодня же каждая вторая женщина восхищается образами роковых дам того времени, воспевая их солидный образ жизни, наполненной богатством.

Тем не менее, в сети появляется все больше недовольных женщин, которые либо сами пережили ужасы того времени, либо знают, как их переживали старшие женщины в их семье:

“Mob wife – это не винтажная шуба, а слезы от жестокости близкого”, – комментируют пользователи TikTok.

“Может мы прекратим делать вид, что девушки, встречающиеся с парнями из группировок имели такую классную и богатую жизнь? Они выживали в нищете и постоянно подвергались насилию со стороны мужчин. Почему вы романтизируете жертв криминального мира, вместо того, чтобы ужасаться их судьбы?”

Это лишь три тренда, гуляющих по интернету сегодня, но и на их примере можно заметить, как сильно они играют образами женщин, часто подкладывая пользовательницам недостижимые для большей части населения стандарты красоты и образа жизни, а порой и вовсе романтизирующих жертв насилия.

 

Автор – Александра Виноградова

Menu
×