Сообщество

“Женщина – мать народа”: как казашки развивали образование и сохраняли культурное наследие

“Женщина – мать народа”: как казашки развивали образование и сохраняли культурное наследие
“Женщина – мать народа”: как казашки развивали образование и сохраняли культурное наследие
30.03.2024, 07:55
Изменено: 21.04.2024, 22:36

Женские имена, внесшие вклад в развитие и сохранение казахской культуры, упоминаются крайне редко. Причина тому не столько отсутствие этих имен, сколько утрата исторических источников, сохранивших их.

Редакция Pandaland рассказывает о казашках, которые не только оставили за собой великие произведения, но и сохранили творчество своих предков в тяжелые времена репрессий.

 

Улбике Жанкелдыкызы

Улбике Жанкелдыкызы – акын и домбристка, родилась в 1825 году в Сырдарьинском районе, называемом сегодня Кызылординской областью. Девушка была не только талантливыми композитором, но и одной из основательниц кайыма – песенных состязаний акынов.

Об этом упоминал казахский поэт, мыслитель и этнограф Машхур Жусип:

“Родоначальниками песенных состязаний кайым являются Кудерикожа и девушка Улбике. До них не было ни кайыма, ни айтыса. До них были пословицы, стихи…»”

Талант Улбике проявился еще в раннем возрасте под покровительством бия Есмырзы. В 13 лет она переезжает в местность Аулие-ата, нынешний Тараз, а в 15 лет начинает вступать в состязания с такими признанными и опытными акынами, как Майлы кожа, Мадели кожа, Серали кожа и др. Из исторических источников известно, что многие проигрывали состязания с ней, в связи с чем девушка быстро завоевала статус непобедимой.

По этому поводу Машхур Жусип Копеев говорил так:

“Совсем юным мальчиком Кудери кожа хотел было состязаться с Улбике. Отец его (акын Еркошек кожа) сказал: «Сын мой, если ты хочешь состязаться с Улбике, то вначале поезжай в Бухару и поучись года три. А сейчас ты еще сыроват».

В советский период имя девушки было предано забвению. Вновь оно было упомянуто лишь в 2002 году, после публикации статьи в газете “Егемен Казахстан”, в которой рассказывалась ее история. И казахским, и русским ученым пришлось приложить немало усилий, чтобы восстановить ее наследие.

Из него до сегодняшнего дня сохранилось около тысячи куплетов, или по-другому около 20 айтысов, а также некоторое количество стихов. В одном из них Улбике писала:

“...Я не могу найти себе подобных!”.

Жизнь девушки закончилась трагически – от рук собственного мужа. На совете биев, где решалось, сколько кунов должен будет заплатить мужчина за ее смерть, акын Кудери предложил назначить размер в 3 куна. Согласно своду законов «Жеті жарғы», это было равноценно куну за хана или предводителя войска. Тем не менее, совет утвердил это решение, продемонстрировав то, насколько значимой личностью была Улбике, выросшая в семье простолюдин.

 

Мариям Хакимжанова

Во времена советской власти сохранить национальную идентичность было задачей не из легких. Многие литературные и художественные произведения подвергались уничтожению. Хакимжанова Мариям, родившаяся в 1906 году в селе Кобланды, Костанайская область, была одной из тех значимых личностей, сохранивших культурное наследие казахского народа.

Несмотря на то, что ее муж был осужден и расстрелян во времена репрессий, Мариям, будучи членом Союза писателей Казахстана, продолжала заниматься поддержкой казахского языка и литературы. Игнорируя постоянные доносы, обыски и клеймо “жена врага народа”, она активно участвовала в собирании казахского фольклора — легенд, сказок, пословиц и поговорок —, и популяризации творчества акынов, жырау и жыршы.

Помимо этого женщина переводила зарубежные произведения на казахский язык и сама писала стихи. Одна из самых знаменитых работ – поэма о Маншук Маметовой. Ее собственные произведения в дальнейшем были переведены на китайский, узбекский, кыргызский, белорусский и другие языки.

Мариям Хакимжанова также являлась младшим научным сотрудником Института языкознания и литературы АН КазССР, старшим редактором Республиканской книжной палаты, литературным сотрудником журнала «Жаңа өмір» и старшим редактором Казахского государственного литературного издательства.

Была дважды награждена орденами “Знак Почета”. Позже, устроив в Москве декаду, посвященную казахскому языку, получила медали “За трудовое отличие” в благодарность за развитие казахского искусства и литературы.

 

Назипа Кулжанова

Первая казахская женщина-журналист Назипа (Сагызбаева) Кулжанова появилась на свет в 1917 году в Тургае – историческом городе Костанайской области. Она стала первой женщиной-исследовательницей в Казахстане и имела звания этнографа, педагога и переводчика.

Назипа посвятила свою жизнь популяризации казахского языка и литературы, искусства: проводила литературно-музыкальные вечера, участвовала в постановке театральных представлений, переводила казахские произведения на русский и русские на казахский, занималась разработкой учебников и книг и была главным специалистом по подготовке казахской азбуки.

Ведущая тема ее работ, публикуемых в журналах «Қазақ», «Айқап», «Сарыарқа», «Қызыл Қазақстан» и «Әйел тендігі», затрагивала жизнь казахстанских женщин. Не стесняясь, она открыто освещала все проблемы, с которыми они сталкивались в повседневной и общественной жизни.

В одной из своих работ Назипа написала:

«Женщина — мать народа. Только образованная, умелая, свободная женщина способна вывести свой народ на уровень передовых народов».

Подчеркивая влияние, которое оказала девушка на общественность в свое время, поэт С. Торайгыров посвятил ей поэму под названием «Знакомство». В ней Назипа помимо непомерной честности и отзывчивости, обладала деловитостью, которая встречалась редко у мужчин, с которыми поэт работал.

 

Автор – Александра Виноградова

Menu
×