Воспитание

Гений детской психологии: какой матерью была Мария Монтессори

Информация противоречива, а действия сына - однозначны
Гений детской психологии: какой матерью была Мария Монтессори
Информация противоречива, а действия сына - однозначны
Гений детской психологии: какой матерью была Мария Монтессори
Информация противоречива, а действия сына - однозначны

Доподлинно про жизнь великого детского психолога, основателя методики, знаменитой во всем мире, Марии Монтессори известно и много, и нет. Ее личная жизнь долгое время оставалась тайной, тогда, как общественная, была у всех на виду.  Спустя годы открылось многое, что обросло мифами и домыслами. Часто сведения рознятся. Наиболее противоречивой выглядит информация о детстве сына Марии, о том - когда и при каких обстоятельствах она отдала его в чужие руки, как и кем воспитывался мальчик и до какого возраста он был вдали от матери – разные источники дают разную же информацию.

 

Если для вас личность человека неотделима от его профессиональной деятельности и может перекрыть все достижения и успехи, давайте разбираться вместе. Нам тоже интересно.

Итак, личность Марии с самого детства проявлялась ярко и неординарно. Ей было недостаточно обучения в женской школе вещам далеким от науки – музыке и изобразительному искусству –  в Италии конца девятнадцатого века дела обстояли именно так: мальчиков обучали техническим наукам, девочек – быть благовоспитанными, не более.  Настольной книгой маленькой Марии был учебник по математике. Когда родители переехали ради нее в Рим – возможностей учиться здесь было больше - она поступила в школу для мальчиков вопреки устоям. Позже, когда она решила стать врачом (хотя мать с самого начала пророчила ей преподавательский путь), то так же поступила в Университет, сокурсниками в котором, были исключительно мужчины. С этого момента факты начинают расходится: кто-то уверяет, что отец Марии был настроен консервативно относительно ее обучения и порвал с ней связь, и, мол, поэтому со второго курса Марии пришлось идти работать в больницу, где она впервые столкнулась с детьми с умстенными отклонениями и осознала, что при верной методике работы с ними, часть из них можно было бы излечить, кто-то уверяет, что отец вовсе не разрывал с ней отношений, а, напротив, сопровождал ее каждый день в Университет – такие были в то время порядки. Тем не менее, первый камень метода Монтессори был заложен именно тогда, когда Мария доказывала себе и всему миру, что стоит не меньше своих однокурсников. Чтобы избежать насмешек она оставалась учиться во внеурочное время, в морге же, на практических занятиях, специально курила – ее мутило от запаха формальдегида.

Фото: pinterest.ru

В студенческое время Мария активно боролась за права женщин и словом, и своим примером. В 1896 году она стала первой женщиной-врачом в истории Италии и, первая же из женщин, имела степень доктора наук. Она посвятила себя работе с нервными болезнями и умственной отсталостью.

Соратником, а позже и возлюбленным Марии, стал Джузеппе Монтессано – выходец из знаменитой аристократической семьи. Некоторое время они вместе с Марией возглавляли клинику в Риме и не задумывались о женитьбе. Когда же она забеременела, мать Джузеппе выступила против этого брака. Ребенок должен был родиться незаконнорожденным, что кидало тень на репутацию Марии – какой бы эмансипированной она ни была, предрассудки того времени были еще достаточно сильны. К тому же Мария была амбициозна, работа у нее была в приоритете. Джузеппе предложил Марии следующее: отдать мальчика на воспитание своим дальним родственникам в деревню, дать ему свою фамилию (чего так и не случилось – сын Марии и Джузеппе известен как Марио Монтессори) и тем самым снять с Марии тень позора. Сам же он дал ей клятву никогда не жениться на другой женщине и хранить ей верность до конца жизни. Мария согласилась. В 1898 году она родила сына и отдала ребенка родственникам Джузеппе. Спустя год или два он женился на другой женщине.

Если верить западным источникам, в то время у Марии случился сильный экзистенциальный кризис. Мария ушла не только из клиники, но и медицины. В своем докладе в Турине она заявила, что умственная отсталость детей является проблемой не только медицинской, но и воспитательной. Ей доверили возглавить Ортофренический институт, где Мария воплощала в жизнь свою методику занятий с детьми. Результаты спустя некоторое время показали, что дети, которые занимались по методике Монтессори, опережали по навыкам письма счета и чтения своих здоровых сверстников. Перед Марией встала проблема общего низкого уровня образования в Италии. Она продолжила обучение, чтобы в последствии работать с обычными детьми.

Мария с головой ушла в разработку своей методики, время от времени навещая сына и представляясь ему тетей. Только когда умерла ее мать, а по другой версии – когда Марио напрямую спросил не является ли Мария ему матерью – догадался по каким-то признакам, она забрала его к себе. Сына она еще долгое время представляла всем, как своего племянника или приемного сына и только в конце жизни официально призналась, что является его матерью и передала все свои дела.

Фото: pinterest.ru

В то время Мария уже открыла так называемый «Детский дом», где обучала обычных детей из малообеспеченных семей. Марио стал ее компаньоном и последователем. Труды матери получили широкую огласку и известность в мире во многом благодаря его усилиям.


Позже, уже его дочь писала об отце:

«…но всё то, что он любил, было незначительным по сравнению с его любовью к матери и её работе. Это была всеохватывающая любовь, преобладающая над всем остальным в его жизни. Его преданность ей была осознанным и свободным выбором, а не результатом его сыновьей привязанности. Он жил для неё, с ней, но не через неё. Самое удивительное в этом человеке было то, что, не имея классического академического образования, он во всей полноте понимал направление её мысли. Интуитивный ум и открытость души позволяли ему быть на одном уровне с ней и её идеями, развивающимися с невероятной скоростью, более того, иногда он даже опережал её, заставляя её двигаться быстрее. Ничто из того, что она вычислила, разработала или установила, не было для него неожиданностью.

Благодаря ему её обошло одиночество, с которым часто сталкиваются гении, и в развитии своих мыслей она никогда не останавливалась. Но он был не просто рупором для скандирования её идей: он помогал ей формулировать их и придавать им форму, позволяя ей развивать свой уникальный ум до конца. Чем старше она становилась, тем большую часть её работы он брал на себя: организовывал курсы, экзаменовал студентов, читал лекции и т. д. Он справился со всеми нюансами и неожиданными трудностями во время учебных курсов.

Ограждая её от таких практических мелочей, он давал ей возможность полностью сконцентрироваться на работе. Он давал ей не только свой отклик, но и новые идеи. С годами их идеи всё более сближались. Без него она бы столкнулась с лавиной непонимания, духовного одиночества, ей было бы очень трудно без его поддержки бороться за чистоту своей работы.

Он понимал, что его энтузиазм и вера в её видение космического пути развития человечества стали её опорой. Он продолжил её борьбу после её смерти. Несмотря на все трудности и интриги, он продолжал бороться за ребёнка – творца человека.

Марио Монтессори, мой отец, был необыкновенным человеком».


Это письмо, кажется, может стать жирной точкой в вопросе была ли Мария Монтессори хорошей матерью. Вероятно, больше да, чем нет. Или же Марио оказался невообразимым человеком, имеющим всепрощающее и действительно любящее сердце.  

Menu