Школьное обучение

Дислексия и дисграфия у ребенка

Каждый пятый ученик начальной школы имеет проблемы с чтением и письмом, но не все родители знаю, что это может быть серьезное нарушение, которое требует коррекции. Расскажем в статье про дислексию и дисграфию.
Дислексия и дисграфия у ребенка
Каждый пятый ученик начальной школы имеет проблемы с чтением и письмом, но не все родители знаю, что это может быть серьезное нарушение, которое требует коррекции. Расскажем в статье про дислексию и дисграфию.
Дислексия и дисграфия у ребенка
Каждый пятый ученик начальной школы имеет проблемы с чтением и письмом, но не все родители знаю, что это может быть серьезное нарушение, которое требует коррекции. Расскажем в статье про дислексию и дисграфию.
27.09.2021, 07:21
Изменено: 02.12.2021, 12:20

Первый учебный месяц подходит к концу. Дети потихоньку начинают грызть гранит науки. Однако не все родители могут похвастаться тем, что сыну или дочери учеба дается легко. Программа сейчас сложная и не каждый школьник способен щелкать ее как семечки. Проблемы могут начаться с самого первого дня, когда ребенок только становится учеником. Если первоклассник 6-7 лет говорит вам о том, что ему трудно дается чтение, он не любит книги и вообще у него не получается писать без ошибок, это не повод отмахиваться и говорить, что все пройдет. Родителям нужно быть начеку и вовремя реагировать, чтобы решать трудности с учебой на корню. Если сложности с учебой только усугубляются, то нужно смотреть вглубь проблемы, чтобы исключить “дислексию” и “дисграфию”.

Об этих двух диагнозах мало кто знает в Казахстане, ведь большинство педагогов проводят параллель: тяжело дается школьная программа — значит ребенок ленится, одноклассники издеваются над “неуспевающим” сверстником, а родители огорчаются, что их сын/дочь не вырастет гением.

Однако дислексия и дисграфия никак не отражаются на умственных способностях ребенка, но мешают чтению и письму.

Pandaland расскажет о том, что такое дисграфия и дислексия, как проявляется дефект и как его вылечить.

Дислексия и дисграфия у детей

Обычно синдром дисграфии и дислексии ставится детям в том случае, если у них имеются специфические проблемы с чтением и письмом. Чаще всего дисграфия и дислексия у детей диагностируется в школьном возрасте, когда ребенок идет в первый класс. Однако родители могут заметить нарушения и раньше, в процессе изучения алфавита или цифр.

Дислексия (dyslexia) - специфическое нарушение, выраженное затрудненным чтением, а дисграфия — это нарушение письма. При этом школьник, страдающий дислексией и дисграфией, интеллектуально развитый, его речь и способность к обучению не отличается от сверстников. Ребенок дислексик с трудом преобразовывает слова в мысли и наоборот. По утверждениям ученых, дислексики мыслят образами.

Не многие родители знают, что такое дисграфия и дислексия у детей, поэтому, начитавшись информации в интернете, они приписывают своим наследникам/наследницам своеобразные заболевания. Например, когда эти диагнозы были еще мало изучены, они считалась специфической формой аутизма. К счастью, наука не стоит на месте и с годами аутизм и дислексию/дисграфию разграничили. Дети, испытывающие сложности с чтением и письмом, не имеют проблем со слухом, зрением, речью, а также с воображением, ассоциативным мышлением и интеллектом в целом. Что нельзя сказать про детей-аутистов. Однако никто до сих пор не может сказать, почему же некоторые сообразительные дошкольники 5-6 лет и младшеклассники 6-7 лет имеют проблемы с чтением. Одни ученые считают, что проблема связана с мозжечком. По их мнению, какой-то сбой в части головного мозга не дает соединять буквенный символ и звук. По другой версии, проблема кроется в нарушениях правого и левого полушария. Ну, а третья часть ученых, выдвигает теорию, что трудности вызваны зрением. По их версии, ребенок-дислексик не может видеть обоими глазами. Однако все эти три группы исследователей приходят к единому мнению, синдром нарушения чтения и письма нужно лечить.

У этого заболевания есть еще одно интересное названия - дислексия “болезнь гениев”. Среди людей, страдающими дислексией, есть те, кто получил широкую известность в разных сферах деятельности. Их имена вошли в историю науки и искусства:

  • Альберт Эйнштейн - физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики;

  • Майкл Фарадей — английский физик-экспериментатор и химик;

  • Владимир Маяковский - русский советский поэт;

  • Ханс Кристиан Андерсон - датский писатель, получивший всемирную известность благодаря сказкам;

  • Чарльз Чаплин - киноактер, кинорежиссер, сценарист и композитор.

У современных киноактеров, режиссеров, бизнесменов и изобретателей тоже нередко встречается “болезнь гениев” - дислексия:

  • Стив Джобс - американский предприниматель и изобретатель;

  • Дженифер Энистон - американская актриса, кинорежиссер и продюсер;

  • Том Круз - американский актер, режиссер и кинопродюсер;

  • Стивен Спилбергт - известный кинорежиссер, сценарист и продюсер;

  • Гай Ричи - британский популярный кинорежиссер;

  • и многие другие.

Что такое дислексия и дисграфия у детей?

Дисграфия и дислексия - частичное расстройство овладения письма и чтения. Однако интеллект и слух работают бесперебойно.

Как мы уже говорили, раньше дислексия и дисграфия относилась к разделу аутизма, но в 1877 году немецкий терапевт Адольф Куссмауль выделил эти два диагноза как отдельные патологии. После него на проблему нарушения письма и чтения у детей, как на самостоятельную патологию, обратили внимание и другие ученые. В 30-е годы XX века психологи, дефектологи и педагоги приступают к изучению этих дефектов. У каждого из специалистов есть свои определения терминов “дисграфия” и “дислексия”.

Доктор педагогических наук, профессор Лалаева Раиса Ивановна проделала большую и фундаментальную работу по изучению нарушений чтения и письмо у детей. Лалаева определяет дисграфию и дислексию следующим образом:

Дисграфия - частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Дислексия — это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением, при сохранном слухе, зрении, интеллекте и регулярном обучении.

Ее объяснения наиболее точно подходят современным представлениям о патологическом состоянии - нарушении письменной речи и чтения. В зарубежной литературе понятие дислексия соотносится с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), поскольку у некоторых детей этот синдром может наблюдаться.

Причины дислексии и дисграфии

Причинами этих нарушений могут быть:

  • генетическое развитие, то есть патология передается по наследству;

  • доминирование правого полушария над левым;

  • нарушение равновесия между правым и левым полушарием;

  • черепно-мозговые травмы;

  • тяжелые инфекции;

  • нарушение родовой деятельности;

  • осложнения при беременности;

  • неблагополучие окружающей среды;

  • дефицит общения - “синдром изоляции”. Влияние неблагоприятной обстановки в семье или взаимоотношений с родителями.

Как понять, что у ребенка дислексия и дисграфия?

Ребенок дислексик при чтении допускает следующие ошибки:

  • пропуск звуков;

  • добавляет в слова лишние звуки;

  • искажение слов;

  • пропуск начальных слогов;

  • переставляет буквы местами, заменять их другими или не прочитывает слова.

Кроме того, дислексиков выделяет низкая скорость чтения. У младших школьников страдает способность восприятия на слух определенных звуков. Дети дислексики могут испытывать трудности в использовании звуков в речи, при чтении и пересказе. В пред школьном и младшем школьном возрасте могут быть нарушения при различии парных согласных букв: “Б-П”, “Д-Т”, “В-Ф”, “Г-К” и другие. Ученики начальных классов, испытывающие сложности с чтением и письмом, скрепя сердцем выполняют домашнюю работу по русскому языку. Школьникам тяжело дается изложение, чтение или пересказ.

У детей дисграфиков возникают сложности с письменной речью. На занятиях в школе или при выполнении домашней работы они допускают грамматические ошибки в больших количествах. Школьники забывают о существовании заглавных букв, знаков препинания и вообще не особо стараются выводить буквы красиво. Выражение: “как курица лапой”, четко описывает почерк дисграфиков.

Дисграфия и дислексия у старших школьников проявляется так:

  • в письменных работах придерживаются принципа: “краткость сестра таланта”;

  • они выражают свои мысли кратко, без описания и особых объяснений, но и в тех предложения допускают грамматические ошибки.

Зачастую дислексики и дисграфики отказываются посещать уроки русского языка и литературы, ведь эти предметы им даются с трудом.

Дети замыкаются в себе, чувствуют себя ущербными. Такое состояние может довести до депрессии. Масло в огонь подливают одноклассники, которые глумятся над дефектом сверстника. В более взрослом возрасте дисграфикам тяжело дается написание поздравительного сообщения. Люди с этим дефектов стараются найти работу в которой не придется сталкиваться с написанием текстов, ведением документации и сдачей отчетов. Дети-дисграфики путают буквы в написании. Например, буква “З” и “Э” или “Р” и “Ь” для них похожи. Также они не обращают внимание на то, что “Ш” и “Щ” это две разные буквы. Выполнение домашней работы, в которой требуется написание текста, занимает у них много времени. Если ученик не в настроении, то это можно будет понять по его почерку. Родители и педагоги смогут определить у ребенка нарушения письма, по почерку и его специфическим грамматическим ошибкам.

Симптомы дисграфии и дислексии

Заботливые родители хотят знать, как распознать эти патологии, чтобы раньше начать решать проблему. О наличии дефектов у ребенка можно понять с дошкольного возраста:

  • запоздалая речь;

  • трудности при запоминании стихотворений;

  • трудности при запоминании текстов детских песен;

  • трудности в воспроизводстве ритма (вы хлопаете ладошками или топаете ногами, а ребенок не способен повторить за взрослыми);

  • моторная неловкость (шатается из стороны в сторону);

  • нарушение мелкой моторики;

  • плохая словесная память;

  • путаница в написании и произношении букв (молоток - мотолок - потолок -коломот);

  • проявляет “синдром изоляции” - отстраняется от сверстников.

В младшем школьном возрасте могут возникнуть:

  • трудности с распознаванием слов;

  • трудности с правильным держанием ручки;

  • замена слов сложных по смыслу (ребенок пытается выразить свою мысль более простыми словами);

  • трудности с запоминанием фраз (абзац, прочитанный несколько раз, сложно пересказать);

В среднем школьном звене у ребенка:

  • низкий уровень чтения;

  • плохой и нечитаемый почерк;

  • неправильное произношение и написание слов и словосочетаний.

В старших классах школьник испытывает сложности в написании текстов (сочинение, изложение). Домашнюю или классную работу старшеклассник дислексик и дисграфик выполняет размеренно, никуда не спеша. У ребенка могут возникнуть трудности в адаптации. Например, при смене учителя.

Обзор дисграфических и дислексических ошибок младших школьников

Существуют типичные дисграфические и дислексические ошибки, на которые стоить обратить внимание родителям:

  • Смешение оптически сходных букв: п-н, с-о, и-ш, л-м;

  • Ребенок пишет так как слышит. Дислексики не всегда правильно различают звуки, поэтому при произношении и в письменной речи можно увидеть: шележка (селедка);

  • Дислексикам тяжело дается написание диктантов, поскольку у некоторых из них нарушен фонематическое восприятие. Гласные, согласные, звонкие и глухие смешиваются между собой. Например, дерево (терево), морковь (лорпофь);

  • Ребенок может бегло читать, но при письменной работе пропускать буквы или слоги или же их не дописывает;

  • Школьник, страдающий этими дефектами,не умеет передавать мягкость слов в письме: кормить (корьмить), съесть (сесть);

  • Дисграфик может слитно писать непроизвольные предлоги и разделять приставки от слов. К примеру, в доме (вдоме), придомовая территория (при домовая территория).

Кто ставит диагноз дисграфия и дислексия?

В последние годы дисграфия и дислексия у младших школьников стала частым явлением. Согласно мировым статистическим отчетам, каждый пятый ребенок имеет дисграфические и дислексические проблемы. Такие дефекты без помощи компетентного специалиста не исправить. Нарушение чтения и письма будут настигать вашего ребенка и в среднем, и в старшем звене. У мальчиков патология встречается чаще, чем у девочек. Детям дисграфикам и дислексикам тяжело постигать азы наук. Сами родители избавить ребенка от дефекта не смогут. Школьника нужно отдать в руки специалистов - педагога-логопеда и психоневролога.

На занятиях логопед развивает полушария головного мозга, учит произносить, понимать и записывать правильно звуки. Психоневролог выявляет в чем кроется причина дефектов и уже потом назначает медикаментозную терапию. Если у ребенка, например, имеются проблемы со слухом, то требуется консультация другого врача - отоларинголога (Лор-врача).

Лечение дислексии и дисграфии

Чем раньше у ребенка диагностируются дефекты, тем эффективнее будет проходить коррекция. Методы лечения разрабатываются исходя из формы нарушения и особенностей. Педагог-логопед индивидуально подбирает коррекционную программу, подходящую под случай ребенка. Нельзя точно сказать,сколько времени уйдет на коррекцию, так как у всех разные степени патологического состояния.

Коррекция дисграфии и дислексии: игры-упражнения

Помимо занятий с логопедом можно уделить внимание и коррекции в домашней обстановке. Родители заранее готовят материал, а потом предлагают ребенку сыграть в развивайки:

  • Придумайте несколько слов и разбейте их на слоги. К примеру, алфавит (ал-фа-вит), мыло (мы-ло) и так далее;

  • Каждый слог напишите раздельно на листке бумаги, а затем вырежьте;

  • Предложите ребенку собрать слова из этих слог.

Вторая игра будет направлена на строение предложения по порядку.

  • Подберите картинку, где ребенок катается на велосипеде или роликах.

  • Попросите школьника, чтобы он по порядку расписал на чем катается мальчик/девочка на картинке по следующей форме:

    Алмаз катается на ____ (роликах)
    Алмаз катается на ____ (роликах) с ____ (другом)

    Алмаз катается на ____(роликах) с ____ (другом)_____ (быстро)

Не пускайте ситуацию на самотек. Если вы заметили у своего ребенка нарушения или вам об этом сообщил школьный учитель, то лучше обратиться за консультацией к врачу. Ранее диагностика заболевания даст лучший результат в лечении.

Здоровья вашим детям!

Фото: pexels.com, unsplash.com

Menu
close banner icon