Первый учебный месяц подходит к концу. Дети потихоньку начинают грызть гранит науки. Однако не все родители могут похвастаться тем, что сыну или дочери учеба дается легко. Программа сейчас сложная и не каждый школьник способен щелкать ее как семечки. Проблемы могут начаться с самого первого дня, когда ребенок только становится учеником. Если первоклассник 6-7 лет говорит вам о том, что ему трудно дается чтение, он не любит книги и вообще у него не получается писать без ошибок, это не повод отмахиваться и говорить, что все пройдет. Родителям нужно быть начеку и вовремя реагировать, чтобы решать трудности с учебой на корню. Если сложности с учебой только усугубляются, то нужно смотреть вглубь проблемы, чтобы исключить “дислексию” и “дисграфию”.
Об этих двух диагнозах мало кто знает в Казахстане, ведь большинство педагогов проводят параллель: тяжело дается школьная программа — значит ребенок ленится, одноклассники издеваются над “неуспевающим” сверстником, а родители огорчаются, что их сын/дочь не вырастет гением.
Однако дислексия и дисграфия никак не отражаются на умственных способностях ребенка, но мешают чтению и письму.
Pandaland расскажет о том, что такое дисграфия и дислексия, как проявляется дефект и как его вылечить.
Дислексия и дисграфия у детей
Обычно синдром дисграфии и дислексии ставится детям в том случае, если у них имеются специфические проблемы с чтением и письмом. Чаще всего дисграфия и дислексия у детей диагностируется в школьном возрасте, когда ребенок идет в первый класс. Однако родители могут заметить нарушения и раньше, в процессе изучения алфавита или цифр.
Дислексия (dyslexia) - специфическое нарушение, выраженное затрудненным чтением, а дисграфия — это нарушение письма. При этом школьник, страдающий дислексией и дисграфией, интеллектуально развитый, его речь и способность к обучению не отличается от сверстников. Ребенок дислексик с трудом преобразовывает слова в мысли и наоборот. По утверждениям ученых, дислексики мыслят образами.
Не многие родители знают, что такое дисграфия и дислексия у детей, поэтому, начитавшись информации в интернете, они приписывают своим наследникам/наследницам своеобразные заболевания. Например, когда эти диагнозы были еще мало изучены, они считалась специфической формой аутизма. К счастью, наука не стоит на месте и с годами аутизм и дислексию/дисграфию разграничили. Дети, испытывающие сложности с чтением и письмом, не имеют проблем со слухом, зрением, речью, а также с воображением, ассоциативным мышлением и интеллектом в целом. Что нельзя сказать про детей-аутистов. Однако никто до сих пор не может сказать, почему же некоторые сообразительные дошкольники 5-6 лет и младшеклассники 6-7 лет имеют проблемы с чтением. Одни ученые считают, что проблема связана с мозжечком. По их мнению, какой-то сбой в части головного мозга не дает соединять буквенный символ и звук. По другой версии, проблема кроется в нарушениях правого и левого полушария. Ну, а третья часть ученых, выдвигает теорию, что трудности вызваны зрением. По их версии, ребенок-дислексик не может видеть обоими глазами. Однако все эти три группы исследователей приходят к единому мнению, синдром нарушения чтения и письма нужно лечить.
У этого заболевания есть еще одно интересное названия - дислексия “болезнь гениев”. Среди людей, страдающими дислексией, есть те, кто получил широкую известность в разных сферах деятельности. Их имена вошли в историю науки и искусства:
-
Альберт Эйнштейн - физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики;
-
Майкл Фарадей — английский физик-экспериментатор и химик;
-
Владимир Маяковский - русский советский поэт;
-
Ханс Кристиан Андерсон - датский писатель, получивший всемирную известность благодаря сказкам;
-
Чарльз Чаплин - киноактер, кинорежиссер, сценарист и композитор.
У современных киноактеров, режиссеров, бизнесменов и изобретателей тоже нередко встречается “болезнь гениев” - дислексия:
-
Стив Джобс - американский предприниматель и изобретатель;
-
Дженифер Энистон - американская актриса, кинорежиссер и продюсер;
-
Том Круз - американский актер, режиссер и кинопродюсер;
-
Стивен Спилбергт - известный кинорежиссер, сценарист и продюсер;
-
Гай Ричи - британский популярный кинорежиссер;
-
и многие другие.
Что такое дислексия и дисграфия у детей?
Дисграфия и дислексия - частичное расстройство овладения письма и чтения. Однако интеллект и слух работают бесперебойно.
Как мы уже говорили, раньше дислексия и дисграфия относилась к разделу аутизма, но в 1877 году немецкий терапевт Адольф Куссмауль выделил эти два диагноза как отдельные патологии. После него на проблему нарушения письма и чтения у детей, как на самостоятельную патологию, обратили внимание и другие ученые. В 30-е годы XX века психологи, дефектологи и педагоги приступают к изучению этих дефектов. У каждого из специалистов есть свои определения терминов “дисграфия” и “дислексия”.
Доктор педагогических наук, профессор Лалаева Раиса Ивановна проделала большую и фундаментальную работу по изучению нарушений чтения и письмо у детей. Лалаева определяет дисграфию и дислексию следующим образом:
Дисграфия - частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Дислексия — это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением, при сохранном слухе, зрении, интеллекте и регулярном обучении.
Ее объяснения наиболее точно подходят современным представлениям о патологическом состоянии - нарушении письменной речи и чтения. В зарубежной литературе понятие дислексия соотносится с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), поскольку у некоторых детей этот синдром может наблюдаться.
Причины дислексии и дисграфии
Причинами этих нарушений могут быть:
-
генетическое развитие, то есть патология передается по наследству;
-
доминирование правого полушария над левым;
-
нарушение равновесия между правым и левым полушарием;
-
черепно-мозговые травмы;
-
тяжелые инфекции;
-
нарушение родовой деятельности;
-
осложнения при беременности;
-
неблагополучие окружающей среды;
-
дефицит общения - “синдром изоляции”. Влияние неблагоприятной обстановки в семье или взаимоотношений с родителями.
Как понять, что у ребенка дислексия и дисграфия?
Ребенок дислексик при чтении допускает следующие ошибки:
-
пропуск звуков;
-
добавляет в слова лишние звуки;
-
искажение слов;
-
пропуск начальных слогов;
-
переставляет буквы местами, заменять их другими или не прочитывает слова.
Кроме того, дислексиков выделяет низкая скорость чтения. У младших школьников страдает способность восприятия на слух определенных звуков. Дети дислексики могут испытывать трудности в использовании звуков в речи, при чтении и пересказе. В пред школьном и младшем школьном возрасте могут быть нарушения при различии парных согласных букв: “Б-П”, “Д-Т”, “В-Ф”, “Г-К” и другие. Ученики начальных классов, испытывающие сложности с чтением и письмом, скрепя сердцем выполняют домашнюю работу по русскому языку. Школьникам тяжело дается изложение, чтение или пересказ.
У детей дисграфиков возникают сложности с письменной речью. На занятиях в школе или при выполнении домашней работы они допускают грамматические ошибки в больших количествах. Школьники забывают о существовании заглавных букв, знаков препинания и вообще не особо стараются выводить буквы красиво. Выражение: “как курица лапой”, четко описывает почерк дисграфиков.
Дисграфия и дислексия у старших школьников проявляется так:
-
в письменных работах придерживаются принципа: “краткость сестра таланта”;
-
они выражают свои мысли кратко, без описания и особых объяснений, но и в тех предложения допускают грамматические ошибки.
Зачастую дислексики и дисграфики отказываются посещать уроки русского языка и литературы, ведь эти предметы им даются с трудом.
Дети замыкаются в себе, чувствуют себя ущербными. Такое состояние может довести до депрессии. Масло в огонь подливают одноклассники, которые глумятся над дефектом сверстника. В более взрослом возрасте дисграфикам тяжело дается написание поздравительного сообщения. Люди с этим дефектов стараются найти работу в которой не придется сталкиваться с написанием текстов, ведением документации и сдачей отчетов. Дети-дисграфики путают буквы в написании. Например, буква “З” и “Э” или “Р” и “Ь” для них похожи. Также они не обращают внимание на то, что “Ш” и “Щ” это две разные буквы. Выполнение домашней работы, в которой требуется написание текста, занимает у них много времени. Если ученик не в настроении, то это можно будет понять по его почерку. Родители и педагоги смогут определить у ребенка нарушения письма, по почерку и его специфическим грамматическим ошибкам.
Симптомы дисграфии и дислексии
Заботливые родители хотят знать, как распознать эти патологии, чтобы раньше начать решать проблему. О наличии дефектов у ребенка можно понять с дошкольного возраста:
-
запоздалая речь;
-
трудности при запоминании стихотворений;
-
трудности при запоминании текстов детских песен;
-
трудности в воспроизводстве ритма (вы хлопаете ладошками или топаете ногами, а ребенок не способен повторить за взрослыми);
-
моторная неловкость (шатается из стороны в сторону);
-
нарушение мелкой моторики;
-
плохая словесная память;
-
путаница в написании и произношении букв (молоток - мотолок - потолок -коломот);
-
проявляет “синдром изоляции” - отстраняется от сверстников.
В младшем школьном возрасте могут возникнуть:
-
трудности с распознаванием слов;
-
трудности с правильным держанием ручки;
-
замена слов сложных по смыслу (ребенок пытается выразить свою мысль более простыми словами);
-
трудности с запоминанием фраз (абзац, прочитанный несколько раз, сложно пересказать);
В среднем школьном звене у ребенка:
-
низкий уровень чтения;
-
плохой и нечитаемый почерк;
-
неправильное произношение и написание слов и словосочетаний.
В старших классах школьник испытывает сложности в написании текстов (сочинение, изложение). Домашнюю или классную работу старшеклассник дислексик и дисграфик выполняет размеренно, никуда не спеша. У ребенка могут возникнуть трудности в адаптации. Например, при смене учителя.
Обзор дисграфических и дислексических ошибок младших школьников
Существуют типичные дисграфические и дислексические ошибки, на которые стоить обратить внимание родителям:
-
Смешение оптически сходных букв: п-н, с-о, и-ш, л-м;
-
Ребенок пишет так как слышит. Дислексики не всегда правильно различают звуки, поэтому при произношении и в письменной речи можно увидеть: шележка (селедка);
-
Дислексикам тяжело дается написание диктантов, поскольку у некоторых из них нарушен фонематическое восприятие. Гласные, согласные, звонкие и глухие смешиваются между собой. Например, дерево (терево), морковь (лорпофь);
-
Ребенок может бегло читать, но при письменной работе пропускать буквы или слоги или же их не дописывает;
-
Школьник, страдающий этими дефектами,не умеет передавать мягкость слов в письме: кормить (корьмить), съесть (сесть);
-
Дисграфик может слитно писать непроизвольные предлоги и разделять приставки от слов. К примеру, в доме (вдоме), придомовая территория (при домовая территория).
Кто ставит диагноз дисграфия и дислексия?
В последние годы дисграфия и дислексия у младших школьников стала частым явлением. Согласно мировым статистическим отчетам, каждый пятый ребенок имеет дисграфические и дислексические проблемы. Такие дефекты без помощи компетентного специалиста не исправить. Нарушение чтения и письма будут настигать вашего ребенка и в среднем, и в старшем звене. У мальчиков патология встречается чаще, чем у девочек. Детям дисграфикам и дислексикам тяжело постигать азы наук. Сами родители избавить ребенка от дефекта не смогут. Школьника нужно отдать в руки специалистов - педагога-логопеда и психоневролога.
На занятиях логопед развивает полушария головного мозга, учит произносить, понимать и записывать правильно звуки. Психоневролог выявляет в чем кроется причина дефектов и уже потом назначает медикаментозную терапию. Если у ребенка, например, имеются проблемы со слухом, то требуется консультация другого врача - отоларинголога (Лор-врача).
Лечение дислексии и дисграфии
Чем раньше у ребенка диагностируются дефекты, тем эффективнее будет проходить коррекция. Методы лечения разрабатываются исходя из формы нарушения и особенностей. Педагог-логопед индивидуально подбирает коррекционную программу, подходящую под случай ребенка. Нельзя точно сказать,сколько времени уйдет на коррекцию, так как у всех разные степени патологического состояния.
Коррекция дисграфии и дислексии: игры-упражнения
Помимо занятий с логопедом можно уделить внимание и коррекции в домашней обстановке. Родители заранее готовят материал, а потом предлагают ребенку сыграть в развивайки:
-
Придумайте несколько слов и разбейте их на слоги. К примеру, алфавит (ал-фа-вит), мыло (мы-ло) и так далее;
-
Каждый слог напишите раздельно на листке бумаги, а затем вырежьте;
-
Предложите ребенку собрать слова из этих слог.
Вторая игра будет направлена на строение предложения по порядку.
-
Подберите картинку, где ребенок катается на велосипеде или роликах.
-
Попросите школьника, чтобы он по порядку расписал на чем катается мальчик/девочка на картинке по следующей форме:
Алмаз катается на ____ (роликах)
Алмаз катается на ____ (роликах) с ____ (другом)
Алмаз катается на ____(роликах) с ____ (другом)_____ (быстро)
Не пускайте ситуацию на самотек. Если вы заметили у своего ребенка нарушения или вам об этом сообщил школьный учитель, то лучше обратиться за консультацией к врачу. Ранее диагностика заболевания даст лучший результат в лечении.
Здоровья вашим детям!
Фото: pexels.com, unsplash.com