Развитие

ВНЕДРЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

Инклюзивное образование, актуальная и важная тема современного общества, становится все более приоритетной в нашей образовательной среде.
ВНЕДРЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ
Инклюзивное образование, актуальная и важная тема современного общества, становится все более приоритетной в нашей образовательной среде.
ВНЕДРЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ
Инклюзивное образование, актуальная и важная тема современного общества, становится все более приоритетной в нашей образовательной среде.
18.09.2023, 10:36
Изменено: 26.04.2024, 03:50

Сегодня мы беседуем с педагогом-психологом Волковинской Елизаветой Михайловной, специалистом в области внедрения инклюзивного образования в школы.

 

Пожалуйста, расскажите о себе и вашем опыте работы в области подготовки учителей к инклюзивному образованию.

 

Я являюсь методистом и педагогом-психологом одной из школ города Алматы Алмалинского района КГУ ОШ 75 им.Ш.Кудайбердыулы, которая с 2016 года реализует инклюзивную практику.

С 2016 года по настоящее время на регулярной основе я как методист Алмалинского района провожу семинары, тренинги и консультации специалистов Службы психолого-педагогического сопровождения, в том числе заместителей директоров школ, социальных педагогов, педагогов-психологов, специальных педагогов (дефектологов), логопедов, педагогов-ассистентов и учителей школ. А также делюсь опытом работы на Международных конференциях, Республиканских и Городских семинарах, вебинарах.

Важнейшей и актуальной темой нашего общества на данном этапе развития остается обучение детей с особыми образовательными потребностями.

 

Каким детям нужны особые образовательные потребности (Далее – ООП)?

 

Практически каждого сотого рожденного ребенка в Казахстане согласно наблюдениям специалистов можно отнести к детям с особыми образовательными потребностями.

Министерство просвещения Республики Казахстан совместно с Национальным научно-практическим центром развития специального и инклюзивного образования выделили основные категории детей с особыми образовательными потребностями:

  • Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  • Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  • Дети с нарушением речи (логопаты);
  • Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • Дети с умственной отсталостью;
  • Дети с задержкой психического развития;
  • Дети с нарушением поведения и общения;
  • Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью);
  • Дети, страдающие депрессивными расстройствами;
  • Дети с языковым барьером.

 

Какие основные цели и задачи ставит перед собой программа подготовки учителей для работы с детьми с ООП?

 

Первоочередной задачей перед каждым педагогом, который никогда не работал с ребенком с ООП встает, конечно, принятие этого ребенка вне зависимости от диагноза.

Какие ключевые компетенции и навыки вы стремитесь развить у учителей в рамках программы подготовки?

 

Не делать быстрых выводов. Уметь ждать и мыслить позитивно, а также обучить учителей активным методам работы с детьми с особыми образовательными потребностями, которыми часто пользуюсь сама в практической деятельности работая с детьми с ООП. Такими как:

  1. Снятие страха – «Ничего страшного...»
  2. Скрытая инструкция – «Ты же помнишь, что...»
  3. Авансирование – «У тебя получится...», «Ты сможешь...»

И многие другие методики.

Навыки, которые продвигаем в рамках работы с детьми - это помощь ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность; акцент на достижения ребенка, а не неудачи; доносим мысль, что ошибки явление нормальное и нужное; формирование веры в успех; концентрация внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать..., сможешь и сейчас); предоставление ребенку возможности делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения.

Самый яркий ключевой момент - толерантность, затем уже и все остальное приходит с опытом.

Какие вызовы или трудности возникают у учителей в процессе внедрения программы?

 

Самые главные трудности возникают не при работе с ребенком, а с его родителями. Некоторые родители предъявляют очень завышенные требования к своему ребенку, не осознавая и не принимая собственное дитя. Также обучение ребенка с ООП является командной работой: не только каждый должен отвечать за себя, но и действовать сообща.

Расскажу на конкретном примере, как внедряется ребенок с ООП в нашей школе. Первое что происходит - это, конечно, поступление ребенка в школу. Затем в Службу психолого-педагогического сопровождения передают из администрации школы сообщение, что поступил ребенок с ООП в такой-то класс, пожалуйста, изучите особенности данного ребенка. И передают заключение ПМПК (Психолого-медико-педагогической комиссии), где уже прописаны рекомендации как начать работать с ребенком с ООП и какие образовательные услуги должен получать ребенок.

Например, в заключении ПМПК прописано: учеба по адаптированной общеобразовательной программе, изменение способов и критериев оценивания результатов обучения, занятия с логопедом, психологом. Уже понятно, что делать каждому участнику, реализующему инклюзивное обучение. То есть педагогам, преподающим данному ребенку, надо адаптировать по его уровню знаний календарно-тематическое планирование (КТП) и разработать дополнительный материал к уроку с внесением пометок в краткосрочное планирование (КСП). А также оценивать его собственные достижения, не приравнивая его к остальному классу, в котором он будет учиться.

Дополнительно, или до уроков, или после уроков, в зависимости от смены обучения, также этот ребенок будет посещать коррекционные занятия у логопеда и психолога по утвержденному графику. Что не маловажно об особенностях ребенка должны быть информированы все участники процесса обучения (директор, администрация, учителя, дети в классе и их родители). Важно донести правильную информацию и вести постоянную просветительскую работу.

На ваш взгляд, как обеспечить эффективное взаимодействие между учителями, родителями и специалистами в рамках инклюзивного образования?

 

Прежде всего, грамотно создать командную работу на всех уровнях обучения.

 

Есть ли какие-нибудь ресурсы для учителей, которые желают углубить свои знания и навыки в области инклюзивного образования?

 

На постоянной основе проводятся курсы повышения квалификации от Управления образования города Алматы, Национально-практического центра, существует много частных организаций, которые ведут просветительскую работу по инклюзивному образованию.

 

Возможно, вы хотите что-то добавить из своей практики, с чем сталкиваются школы, работающие с детьми с ООП?

 

Работающие специалисты постоянно сталкиваются с какими-либо проблемами, трудностями. Нет проблем у того кто не работает.

Конкретный пример, поступает девочка в первый класс, проблемы с речью поставлен диагноз ЗПР (задержка психического развития), плюс есть легкая степень ДЦП (детский церебральный паралич). Уровень знаний ребенка хороший, даже наравне с общим классом. Школьные предметы, такие как математика, русский язык даются легко, проблему вызывает занятия спортом (физическая культура).

На специальном сайте я нашла упражнения из комплекса лечебной физкультуры (ЛФК) которые подходили этой девочке и предложила их учителю физкультуры, который поддержал идею внедрения данной программы. Девочка с удовольствием начала ходить и на этот предмет тоже. Проблему с речью решали чуть дольше так как развивать словарный запас, пополнять его гораздо сложнее, учить выстраивать развернутые не односложные предложения заняли почти 4 года, но в 5 классе с девочки полностью сняли все диагнозы и уже на общих основаниях ребенок проучился до 8-го класса.

Одним из важных направлений современного образования является обеспечение интеграции и социализации детей с особенностями обучения и развития. Работа в сфере коррекции и инклюзивного образования нацелена на следующие цели:

  • Коррекция различных аспектов развития у детей с особенностями обучения, предоставление им квалифицированной помощи в освоении учебных программ.
  • Поддержка детей с особенностями обучения в освоении учебного материала, стимулирование их всестороннего развития с учетом их возраста, индивидуальных потребностей и социальной адаптации.

Задачей учителя в данном контексте является не только передача академических знаний, но и обучение детей навыкам успешного функционирования в мире и обществе.

 

Подводя итог, отметим что, не смотря на то, что предстоит еще много работы, можно смело утверждать, что в нашей стране внедрение инклюзивного образования идет полным ходом. И уже есть яркие и вдохновляющие примеры позитивного влияния на коррекцию и адаптацию детей с особыми образовательными потребностями.

Menu
×