Развитие

Личный опыт мамы: Казахский обряд «Қырқынан шығару» (40 дней ребенку)

Казахский обряд "Қырқынан шығару" (40 дней ребенку) является самым священным обрядом в жизни ребенка.
Личный опыт мамы: Казахский обряд «Қырқынан шығару» (40 дней ребенку)
Казахский обряд "Қырқынан шығару" (40 дней ребенку) является самым священным обрядом в жизни ребенка.
Личный опыт мамы: Казахский обряд «Қырқынан шығару» (40 дней ребенку)
Казахский обряд "Қырқынан шығару" (40 дней ребенку) является самым священным обрядом в жизни ребенка.
20.11.2018, 14:31
Изменено: 29.04.2024, 03:27

До сорока дней окружающий мир считается небезопасным для младенца, поэтому он должен быть под особой заботой и вниманием. В этот период ребенку не стригут ногти и не убирают волосы. Вы задавались вопросом: «Почему»? Знаем ли мы значения этого обряда? Насколько изменился обряд в современном Казахстане? Как правильно мы его проводим? Хочу поделиться информацией и рассказать немного о своем опыте. Думаю, для будущих мам этот пост будет очень полезным.

 

Обряд считается исключительно женским. До сорока дней ребенка купают каждый день, чередуя: в соленой воде, чтобы ребенок был выносливым, чтобы в будущем раны и царапины заживали быстрее; мылом – убивают бактерии; и в воду, куда добавляют отвары трав, как череда или ромашка, они улучшают кожу.

Pandaland Image

Мальчикам обряд выполняют раньше (37-38 дней), чтобы он был сильным и смелым, а девочкам позже (41-42 дня), чтобы она  была прилежной и спокойной, также считается, что за нее калым будет большой. Прежде чем купать ребенка, на дно тары кладут серебряные изделия, как серьги, кольцо, браслеты и т.д. Серебро у казахов считается символом чистоты, к нему не приближаются злые духи. Однако сегодня вместо украшений мы в основном кладем монеты номиналом 20-50 тг, а некоторые - 100 тг. Как мне известно, в разных областях есть свои нюансы, например, в южных регионах Казахстана в воду кладут еще асык, если мальчик иукрашения, если девочка. Pandaland Image

В эту чашу наливается 40 ложек чистой воды. Каждая женщина, наливая воду на ребенка ложкой, говорит хорошие пожелания. В конце, оставшееся серебро женщины делят между собой. Затем малышу убирают ногти и волосы. В основном это делают многодетные мамы и женщины, которые являются примером. Женщине, которая брила волосы, дарили золото весом побритых волос. Их заворачивали в белый кусок ткани, и как оберег вешали возле колыбельной, а ногти закапывали далеко, чтобы человеческая нога не наступала. Но сегодня волосы хранят, чтобы «показать, когда он вырастет». Ногти в моем случае, мы сожгли.

Pandaland Image

До сорока дней ребенка одевали в "ит көйлек", специальную рубашку. После всех ритуалов древние казахи заворачивали сладости в эту рубашку и завязывали на шею собаке, и дети бегали за псом, дабы достать сладости. Я еще слышала, что "ит көйлек" обычно дают женщинам, которые не могут иметь детей или потеряли ребенка. Собственно, мы так и сделали. После окончания праздника всем гостям дарили подарки, особенно "кіндік шеше". Кстати, "кіндік шеше" играет особую роль в жизни малыша. Зачастую казахи выбирают названую вторую маму по особым характеристикам, как "смелая, честная, добропорядочная" и сейчас очень популярно "шустрая". Есть такое суеверие, что характер "кіндік шеше" передается ребенку. Названая вторая мама является почетным гостем, она приносит подарки, как ребенку, так и маме.

В этом обряде также осуществляется "ат кою" и "азан шакыру". Аксакал или мулла читали молитву и три раза произносили в ухо ребенку его имя. И, конечно, дают бата.

Ребенка нельзя показывать до сорока дней и выводить на улицу, чтобы уберечь от дурных глаз. В наше время весь ритуал проводится днем взрослыми, в кругу апашек, татешек, тем самым они дают возможность молодым "поздравить" вечером.

Я очень рада, что этот обряд сохранился и до сих пор передается следующему поколению. Конечно, изменения есть. Вам не подарят целого коня или барана, как делали наши предки. Не думаю, что в городе кто-то найдет собаку и привяжет на шею рубашку младенца. Ну и современные дети вряд будут бегать за ней. Главное, на мой взгляд, суть обряда осталась. Значит, мы еще не потеряли наши ценности, наши традиции.

Menu
×