Развитие

«Я намерен основать свою IT платформу, которая облегчит жизнь очень многим людям»

– делится своими мечтами Алдияр, который в свои 16 лет уже неоднократно участвовал в серьезных соревнованиях по робототехнике.
«Я намерен основать свою IT платформу, которая облегчит жизнь очень многим людям»
– делится своими мечтами Алдияр, который в свои 16 лет уже неоднократно участвовал в серьезных соревнованиях по робототехнике.
«Я намерен основать свою IT платформу, которая облегчит жизнь очень многим людям»
– делится своими мечтами Алдияр, который в свои 16 лет уже неоднократно участвовал в серьезных соревнованиях по робототехнике.
05.07.2023, 00:50
Изменено: 01.05.2024, 05:52

В рамках статей о школьниках, мы уже рассказали о нескольких удивительных и вдохновляющих учениках, которые уже с ранних лет проявляют свои таланты и стремятся к достижению своих целей. Сегодня мы расскажем еще об одном молодом и амбициозном парне по имени Алдияр. 

Оразалин Алдияр, ученик Haileybury Almaty School, увидев прямой эфир IT-форума в США, был поражен стремительным развитием технологий и решил, что тоже хочет внедрять инновации, которые меняют весь мир. Вскоре, Алдияр начал изучать искусственный интеллект (ИИ) и использовать его в своих проектах. Помимо своего увлечения IT сферой, Алдияр является многократным победителем в олимпиадах по математике и физике, соревнованиях по робототехнике, увлекается киберзащитой, имеет второй разряд по шахматам и свободное время посвящает игре на домбре, занятиям по баскетболу и джиу-джитсу. Но обо всем по порядку. 

 

 

-Алдияр, ты участвовал в олимпиадах BPHO и UKMT, на которых занял призовые места. Расскажи, как они проходят. Верил в свою победу?

-Олимпиады BPHO и UKMT – это интернациональные олимпиады, которые проходят в Англии. UKMT – это олимпиада по математике, где я выиграл золото. BPHO – это олимпиада по физике. Данная олимпиада проводилась дважды в этом году, одна из них была онлайн, где я так же одержал победу. Вторая олимпиада была письменной, где наши итоговые работы отправляли в Англию. Эта олимпиада была сложнее всего, но и на ней я смог прорваться и взять серебро. Благодаря своей кропотливой работе и непрерывной подготовке, я был уверен в своей конечной победе.

Помимо олимпиад я больше года занимался дебатами и также участвовал во многих соревнованиях, проходил в финальные этапы и набирал высокие баллы. Но самое главное – благодаря подготовке к дебатам у меня развились навыки, без которых в жизни не обойтись, например, критическое мышление и умение выступать публично.

 

 

-Как и почему робототехника стала твоим серьезным увлечением, настолько серьезным, что сейчас ты даже стал капитаном команды по робототехнике? 

-Около 2 лет назад в школе открыли лабораторию по робототехнике. Мы с друзьями заинтересовались и пришли заниматься. Изначально, наш ментор дал нам простые детали, чтобы мы попробовали что-то смастерить и запрограммировать. Было сложно, но в дальнейшем мы очень увлеклись и все стало получаться. Мне особенно нравилось строить сложные механизмы и потом их программировать, чтобы робот выполнял задачи самостоятельно. Я и мои друзья продолжили заниматься и дальше начали выступать на серьезных соревнованиях. Бывало, мы выигрывали, а бывало, что и проигрывали, но вне зависимости от результата хотелось участвовать снова и снова, и мы всегда с нетерпением ждали следующих соревнований.

 

 

 

-Что тебе особенно нравится в соревнованиях по робототехнике? Были какие-то интересные ситуации на соревнованиях в Англии и Турции, которые надолго остались в твоей памяти?

-В соревнованиях по робототехнике мне больше всего нравится сообщества команд. Все участники команд, несмотря на соперничество, всегда готовы помогать друг другу. Если у кого-то не работает база робота, то он может спокойно попросить поддержки у другой команды, и в большинстве случаев они действительно помогут. Также всегда можно попросить у других команд инструменты и запчасти. Эта система полезна всем, так как вы не лимитированы ресурсами вашей команды и, соответственно, сможете добиться лучшего результата.

У нас с командой такие случаи были очень часто. Например, когда мы были на одних из наших первых соревнований, которые проходили в Турции, у нас возникло несколько проблем с роботом. Не работали shooter, intake и код. Мы не знали, как можно все быстро починить. Но к нам подошли члены других команд, увидели, что у нас проблемы. Они вежливо поинтересовались, что случилось, и сказали, что у них была похожая ситуация. Несмотря на тот факт, что у нас будет игра против них, они все равно помогли нам, и подсказали одному из наших программистов, что не работало в коде. Это меня очень удивило, и я в тот момент понял, что это очень круто, когда команды готовы помогать друг другу, несмотря на конкуренцию.

Кстати, на днях тоже прошли соревнования по робототехнике, и наша команда заняла первое место! Мы были очень рады!

 

 

-Среди твоих разнообразных увлечений есть киберзащита. Как возник интерес к этой сфере? В рамках этого увлечения ты что-то читаешь, занимаешься на онлайн-курсах, как ты узнаешь новое в сфере кибербезопасности?

-Около года назад я нашел один телеграм-канал, на котором рассказывали о разных концептах в киберзащите. Меня удивило их разнообразие. В то время я уже был очень сильно погружен в IT, изучал разные протоколы и темы, и киберзащита казалась мне не такой далекой, так как там часто использовались термы и концепты, которые я уже знал. Меня это сильно заинтересовало, и я погрузился в изучение. Начал я с разных YouTube-каналов и телеграмм-сообществ. Учил разные методы, которые часто используются хакерами по всему миру, даже установил Virtual Machine и Linux: так было удобнее практиковаться.

Однако сложность заключалась в том, что на тот момент практики у меня было маловато, я не знал, с чего начинать. Смотреть YouTube каналы и делать самому – это разные вещи. Мне помог сайт TryHackMe, который я нашел совершенно случайно. На нем много бесплатных и платных курсов по киберзащите, но самое главное – можно все это практиковать в то время, пока вы учитесь. Они предоставляют вам компьютер, вебсайт, сервера, которые вы можете изучать, находить слабости в системе и потом использовать или улучшать. Я, конечно, заинтересовался еще больше, прошел несколько курсов, благодаря чему значительно улучшил свои навыки. Сегодня я не так часто посещаю этот сайт и меньше интересуюсь киберзащитой, однако слежу за новостями в этой сфере и, бывает, смотрю разные лекции.

 

-Расскажи о своих STEM проектах. Доводилось использовать в них ИИ?

-В своих последних STEM проектах я всегда использовал ИИ. Например, у меня были проекты по распознаванию лиц. Там я использовал Arduino и Python, чтобы открывать замок, если человек опознан. Также использовал ИИ, когда делал свою версию виртуального ассистента. Вообще с применением ИИ я создал много проектов, но их я делал больше для саморазвития.

 

 

-Ты был менеджером сообщества на форуме CEVF в Алматы в июне этого года, на котором было много IT-гигантов из разных стран, инновации каких компаний замотивировали тебя к дальнейшему освоению IT-сферы?

-На форуме действительно было очень много компаний. Мне лично понравились идеи компании Zypl AI, которые используют ИИ в сфере финансов. Я решил изучить эту тему глубже и даже устроился к ним работать, чтобы помогать с проектами. Еще я работал в компании «Перспектива», которая занимается видео регистрацией с использованием ИИ, делал модели классификации транспорта, там я работал около полутора месяцев и успешно завершил несколько проектов.

Также на форуме присутствовало много IT-гигантов, но у них не было своих стендов. Одним из них был Astana hub – один из лучших национальных акселераторов IT-стартапов. Я общался с представителем из этой организации. Он рассказывал про разные стартапы, какие возможности есть для начинающих проектов на стадии разработки. Меня это сильно увлекло, и я решил начать свой большой IT-проект, чтобы испытать себя в этой сфере.

 

 

-Ты намерен после окончания университета основать свой проект в сфере ИИ и IT. Уже есть идеи относительно того, каким он будет?

-Да, я правда хочу основать свой ИИ/IT-проект, но планирую начинать во время обучения в университете. Я еще не уверен, каким он будет, но точно знаю, что я буду использовать ИИ, чтобы предоставлять сервисы людям и странам, где эти сервисы плохо развиты или отсутствуют. Это может быть сфера медицины, финансов или социальная. Я уверен, что благодаря этому, можно будет облегчить жизнь очень многим людям.

Menu
×