Родительство

Смартфон вместо друга: как использование гаджетов провоцирует конфликт детей и родителей

Редакция Pandaland.kz разбирается в вопросе гаджетов для детей: насколько это вредно и когда уже можно дать телефон ребенку.
Смартфон вместо друга: как использование гаджетов провоцирует конфликт детей и родителей
Редакция Pandaland.kz разбирается в вопросе гаджетов для детей: насколько это вредно и когда уже можно дать телефон ребенку.
Смартфон вместо друга: как использование гаджетов провоцирует конфликт детей и родителей
Редакция Pandaland.kz разбирается в вопросе гаджетов для детей: насколько это вредно и когда уже можно дать телефон ребенку.
13.03.2024, 07:02
Изменено: 27.04.2024, 16:02

Некоторое время назад в США компанией Common Sense Media было проведено исследование, в ходе которого выяснилось, что 38% американских детей начинают пользоваться гаджетами раньше, чем  произносят свое первое слово. 

Новые технологии не просто «пришли» в нашу жизнь, но и стали огромной частью рутины. Если раньше Академия педиатрии советовала исключить гаджеты для детей младше 2-х лет, то позже и она пересмотрела свое мнение, опустив планку до 18 месяцев. 

 

“Разумеется, контроль со стороны родителя очень важен. Но я против тотального контроля. С ребенком нужно разговаривать, его нужно учить понимать, что хорошо, а что плохо. Жизнь сильно поменялась. То, что сегодня ребенок знаком с гаджетами и умеет с ними обращаться – это только плюс. Роль родителя здесь – уравновесить их использование”, – рассказывает Алена Виноградова, мама троих детей.  

В противовес ей выступает Эльмира Галымжан. Женщина воспитывает дочь:

“Я не поощряю использование гаджетов детьми. Если только по делу – для изучения какой-либо информации. Без гаджетов сейчас, к сожалению, никуда. Но я считаю, что до 14 лет они должны быть под строгим запретом”. 

Эльмира уверена – перед выходом в Интернет дети должны научиться анализировать информацию, которую оттуда возьмут. В наблюдениях за подрастающим поколением она с грустью отмечает, что те не пытаются вникнуть в тему, изучить, что говорят люди по ту сторону экрана, выявить, что из их слов правда, а что – ложь. Из-за этого сильно страдает аналитический склад ума. 

Алена не видит в гаджетах такой серьезной проблемы и больше склоняется к тому, что контроль за тем, что дети смотрят и читают, кого слушают, в принципе распространяется не только на планшет и ноутбук, а на все окружение ребенка. 

“Проблема не в телефонах, а в родителях, которые за неимением времени суют гаджеты в руки детям, чтобы те не мешались под ногами”. 

По мнению женщины, умение быстро обучаться компьютерным программам и осваивать новые технологии упростит детям работу в будущем, поскольку гаджеты проникли всюду.  

Однако, обе матери сходятся в одном: современные дети стали куда меньше читать, а из-за недостаточного объема информации в школе постоянно занимаются поиском дополнительной – в Интернете. 

В последнее время широкое распространение получил термин «эффект Google». Он объясняет, почему люди сегодня перестали запоминать даже базовую информацию – виной тому возможность всегда вбить запрос в поисковик и узнать все, что нужно.

 

В вопросе пользы и вреда гаджетов сомневаются не только родители, эксперты – нейропсихологи и нейробиологи – путаются не меньше. 

Одно из исследований, например, доказало, что только наличие включенных гаджетов в комнате с детьми до 3-х лет уже оказывает негативное влияние на них, создавая в пространстве «фоновый шум». Он мешает ребенку сконцентрироваться на своем занятии, рассеивая внимание и делая менее вовлеченными в процесс. 

При этом другое исследование, проводимое Стэнфордским университетом, показало, что гаджеты в значительной мере помогли детям из малообеспеченных детей преодолеть проблемы с задержкой в развитии. Речь идет о тех малышах, которые уже к 18-ти месяцам начинают отставать по темпу развития от своих сверстников на несколько месяцев. 

 

После проведения этого эксперимента ученые предложили родителям больше сконцентрироваться не на критике современных технологий, а на умении их правильно применять. Отметив, что, в первую очередь, важно выбирать качественный контент, и, разумеется, дозировать время пользования.

Еще одно неоднозначное наблюдение было сделано Э. Тоффлером, который отметил, что нынешнее поколение детей имеет «клиповое мышление». То есть они лучше воспринимают информацию, которая показана в виде коротких и ярких образов, быстро сменяющих друг друга. Как пример, TikTok и Reels в Instagram. 

Эти дети отличаются способностью к многозадачности, умением быстро обрабатывать и усваивать информацию, а также более оперативно принимать решения. Однако, вместе с тем, у них чаще диагностируется СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивность, которые не дают сконцентрироваться на одной задаче и выражаются импульсивностью действий – и повышенная тревожность.  

Еще один фактор, который волнует многих, – зависимость детей от компьютерных игр. И это действительно существенная проблема, которой страдают от 5 до 10% людей в СНГ. Однако, причина тому не столько сами гаджеты, сколько попытки уйти от проблем реальной жизни и компенсировать свои неудачи с помощью мелких побед. Игры помогают в этом, поскольку стимулируют выработку дофамина – гормона удовольствия. В конечном итоге это может привести к депрессии, социальной изолированности и повышенной агрессивности человека. При этом, другие исследования выявили, что видеоигры улучшают развитие зрительно-моторной координации и пространственного восприятия. 

 

Возглавляющая в университете Висконсина-Мэдисон Когнитивную лабораторию развития и медиа Хизер Киркорян так комментирует проблему использования гаджетов детьми:

“Степень, в которой родители сами увлечены электронными устройствами, может быть причиной нарушения их взаимодействия с ребенком. Что будет, если, например, я нахожусь на полу с ребенком, но в то же время проверяю свой телефон каждые пять минут? То, как много родители играют в предметные игры, сколько и как разговаривают со своими детьми, является очень мощным предиктором того, как дети будут развиваться”. 

В конфликте родителей, детей и гаджетов важна золотая середина. Согласно рекомендациям экспертов, мы подготовили памятку для родителей об оптимальном времени использования смартфонов и планшетов в течение дня. 

До 2 лет:    Не рекомендуется

2-5 лет:    1 час

6-10 лет:    1-1,5 часа

11-13 лет:    1,5-2 часа

14-17 лет:    2-2,5 часа 

 

Автор – Александра Виноградова

Menu
×