empty image Казахстанские понты дороже всех денег мира
10 минут - 27.05.2015, 11:43
empty image

Казахстанские понты дороже всех денег мира

10 минут - 27.05.2015, 11:43

Этот пост был задуман и написан «по следам» статьи «Европейская свадьба: казахам и не снилось» в целях проведения разъяснительной работы среди читательской аудитории (ну, толику ради смеха, ага).

 

Часть первая, маркетинго-финансово-экономическая (и немного космическая).

 

Думаю, тут стоило бы начать с претендующего на определенную оригинальность тезиса - за последние 10-15 лет казахская свадьба как вид культурно-массового досуга рядовых (и не только рядовых) жителей страны одержала убедительную и безоговорочную победу над всеми прочими зрелищами, а именно: театральными постановками, концертами классической музыки, оперой с балетом и даже шоу-программами от Димы Билана вкупе с кинопрокатом, нафаршированным голливудскими блокбастерами и бессмысленной и беспощадной кинопродукцией «мэйд ин Раша».

 

Не верите? Тогда просто попробуйте сравнить среднегодовое количество гостей казахских свадеб и совокупную аудиторию любого из обозначенных выше видов досуга категории «народный культ-масс». Первую цифру можно получить на основе собственного оценочного суждения, подкрепленного количеством приглашений на свадьбы за прошлый год и помноженного на примерное число остальных жителей страны (то бишь, полная целевая аудитория казахских свадеб). По второй цифре автору было лень наводить справки у Гугла, но, к примеру, годовая аудитория кинопроката в стране довольно сильно уступает количеству людей в оной же – т.е. средний казахстанец ходит в кино примерно один раз в полтора года, в отличие от 3-5-10-15 посещений очередной казахской свадьбы в год (тут автор судит по частоте приглашений на свадьбы, получаемых его родителями).

 

Для того, чтобы разобраться в причинах такого феноменального успеха казахской свадьбы, следует привести одну избитую истину – казахские понты дороже всех денег мира (и уж точно всех денег в Казахстане). На языке экономистов «понты» принято называть «позиционными благами» (positional goods). Не вдаваясь в излишние подробности (за которыми можно проследовать, например, сюда, отметим лишь то, что смысл и назначение производства и потребления позиционных благ в виде пышных и дорогих торжеств по образу и подобию аристократических приёмов «в лучших домах Лондона и Парижа» образца начала 19-го века (в основном свадьбы, но то же самое происходит и с празднованиями рождения детей, всяческих юбилеев и даже на похоронах) – это передача сигналов окружающим нас людям (включая тех, кого мы специально не приглашаем на свадьбы), что мы настолько богаты и при этом щедры (но больше всё же богаты, очень богаты), что нас совершенно не затрудняет выкладывать по 50-100 тысяч долларов за, по сути, мегаломанический званый ужин («хлеб») на 200-300-500 персон с бонусами («зрелища») в виде приглашенных музыкантов, мастериц танца живота, подающих надежды юных дарований в лице детей многочисленных родственников (творческие амбиции большинства которых не выдерживают конкуренции с противоположным полом в период разгула пубертатных гормонов) и, конечно же, фамильярных до неприличия и довольно опереточных по своим типовым амплуа конферансье.

 

Как широко известно в узких кругах экономистов с хорошим образованием (к которым автор скромно причисляет и себя), Первая Заповедь Экономики гласит – «на свете не существует такой вещи, как бесплатный обед». Собственно, определение предмета экономики как «науки о наилучшем распределении ограниченных ресурсов в условиях безграничных потребностей» является простейшим следствием из этой Первой Заповеди.

 

Так вот, если причины существования феномена казахской свадьбы понятны многим, то для анализа его последствий без знания основ макроэкономики уже не обойтись – попробую привести сжатый и упрощённый анализ ситуации.

 

Совокупное здоровье и мощь любой современной экономики отражается показателем под названием «валовый внутренний продукт», он же «ВВП». Есть три основных способа его подсчёта и два способа его выражения (итого аж шесть вариантов), но для простоты и для конкретного случая экономики Казахстана можно дать такую формулу:

 

все расходы семейных бюджетов (т.е. совокупное потребление)

+

все расходы на покупку и обустройство земельных участков, домов, зданий и оборудования (т.е. совокупные инвестиции)

+

все государственные расходы (т.е. расходная часть государственного бюджета)

+

все вернувшиеся в страну нефтедоллары (т.е. чистый экспорт)

 

Так как любая часть экономики связана с любой другой её частью (вспомним пример сообщающихся сосудов), то получается, что каждый лишний доллар, потраченный семьями на разные сомнительные цели (например, чтобы впечатлить троюродную бабушку из далёкого аула голыми плечами и животами городских развратниц-танцовщиц), лишает эти самые семьи одного доллара инвестиций в будущее («инвестиции – это отложенное потребление») – например, в виде покупки собственной квартиры для молодожёнов. При этом наличие собственного жилья значительно повышает шансы на долгосрочный успех брака с появлением здорового и умного потомства (т.е. будущих налогоплательщиков), общество обретает ещё одну стабильную ячейку, работодатели – исполнительных и мотивированных наёмных работников, а государство – надёжных налогоплательщиков.

 

Каждую неделю в стране проводятся десятки и сотни пышных свадеб, за год их набегает несколько десятков тысяч, каждая стоимостью от 10 до 100 тысяч долларов. Выходит, что инвестиционная часть экономики страны недополучает из-за этого десятки, а то и сотни миллионов долларов, зато повышается социальная напряжённость от скученного проживания двух-трёх поколений семей, годами ютящихся в городской квартире (с неизбежными последствиями в виде повальных разводов в течение 2-3 лет после заключения брака).

 

Для справки: не так давно Индия (которую старшее поколение помнит по фильмам как страну нищих Ромео и Джульетт) вывела на орбиту планеты Марс полноценный космический аппарат, что обошлось ей «всего» в 70 млн. долларов – или около полутора тысяч казахских свадеб средней степени пышности в валютном эквиваленте. Значит, если бы захотели, на сэкономленные от свадеб деньги мы могли бы хоть каждый месяц забрасывать на Марс свои собственные «КазСаты» (пусть даже индийского производства) – глядишь, с такими успехами в космосе физика и математика снова могли бы стать престижными школьными предметами...

 

Продолжение следует.

Текст составил Монти Пайтон

 


Популярные статьи и новости

Menu
×