Нерожавший партнер
Я Айгерим. Я панически боялась родов. (Привет, Айгерим!).
Подозреваю, что есть какая-то проблема в родовом древе, что-то типа генетической памяти или фантомные боли из прошлой жизни. Как ни крути, роды для меня были темой запретной, пугающей и чем-то вроде службы в армии – не всем дано, но большинство проходило. То есть желательно, но не обязательно.
Беременность, толкание малышей по ту сторону пуза, роды и разговоры о них вызывали у меня смятение и панику.
Почти все мои сестренки как минимум по разу побывали в роддомах. Вот, одна из них прибегает в 7 утра и прикладывает мою ладонь к своему животу, чтобы я почувствовала толчки ее мальчика. Вот другая пишет в уотс ап как ее дезорганизовал токсикоз. И ты такой сидишь запуганный и думаешь: «Пурке вы обсуждаете это со мной?».
Этим летом двоюродная сестренка удумала рожать. Ей потребовался партнер на роды. Мать свою она пожалела, муж самоустранился, апеллируя, что нечего ему там смотреть, старшая сестра ушла в запой пропала на работе.
Идти на роды мужчине или нет - решает только семья. Статьи про ласковые слова, нежный обезболивающий массаж, разговоры о том, как они ждут малыша, во время схваток, по-моему, преувеличены. Роды – это реальная такая работа. Не самая приятная, ответственная и сложная.
Из доверенных лиц кандидата в матери нашего округа осталась только я. Причем то, что роды будут в Караганде, а я живу в Астане, плюс факт того, что ни беременности, ни родов у меня еще ни разу не было, будущую мамочку не остановили.
На семейном совете сестренка стукнула ослабевшим кулаком по столу и закрыла тему надрывным: «Пойдет Айгера - я ей доверяю. Если что-то случится, то она нас с ребенком отобьет и из роддома вытащит». Что сказать? Это огромная честь для меня – пришлось как-то мысленно собраться и готовиться.
Что интересно, никаких справок у меня не потребовали, «мамочкину школу» посещать не заставляли. Даже инструктажа не было! Так, по фильмам о дикой природе что знала и из атласа «Хьюман бади». На всякий случай, посмотрела документальный фильм о родах, чтобы не испугаться.
Месяц до родов мы созванивались каждый день, я ездила в командировки, просила пузень подождать, потому не могу такое зрелище пропустить.
Потом как-то все успокоилось, лежу дома поле тренировки, ноги вхлам, отдыхаю. Звонит часов в 10 вечера сестренка, голос тревожный: «Айгера, ну, если ты занята или не можешь, то ты это, сиди дома, а я пойду рожу. Воды отошли». Сон и негу как рукой сняло, тревожный чемоданчик (*содержимое будет описано ниже) в руки и на вокзал. Помню только споры с таксистами, нервы, ночная тряска в дороге Астана-Караганда, медитация, мои крики в телефон, чтобы без меня не начинали. Остальное как в тумане.
Будьте либо рядом с роженицей, когда все начнется и ее повезут в роддом, либо запланируйте так туда добраться, чтобы не пришлось «лететь».
Если вы партнер и роды со дня на день, то в Боровое/Каркаралинск/на Капшагай отдыхать лучше все-таки не уезжать.
Помню, что влетаю в приемный покой (вы можете заходить спокойно, кричать, что Шаяхметова рожает и без вас она этого сделать не может, не надо. Женщины там работают стрессоустойчивые, хоть кричи, хоть плачь - одностепенно).
Ваши данные очень тщательно и меееедленно записывают в журнал, потом провожают в гардероб. Там нужно достать свой «тревожный чемоданчик» и надеть на себя заранее приготовленные: светлые штаны, футболку, резиновые сланцы. Я еще бандану нацепила - типа «в нашем родильном доме все стерильно – нигде нет даже волоска».
Все свои вещи упаковала в сумку и оставила в гардеробе. По запарке и сотовый телефон туда же сдала. Меня потом из родильной палаты не выпускали – типа «разлогинишься», говорят, назад не пустим. Пришлось соврать, что на рингтоне у меня «кызыл орик» и если родня начнет звонить - весь роддом на уши поднимем. Телефон назад отбила и пришла к сестренке и ее бремени. У них уже процесс раздельного восприятия пошел.
Что взять партнеру на роды:
- сменная одежда – штаны и футболка белого цвета,
- обувь с резиновой подошвой (после просмотренного вчера фильма подумалось, что «калёш» тоже под это описание подходит, но нет, рек крови там не будет, мокасы или сланцы подойдут),
- влажные салфетки для себя и крем для рук без отдушек, можно детский (руки моешь часто, кожа сушится),
- перекус – снэки, фрукт. Роженице не до еды, ей родить бы благополучно, а вы-то не обязаны голодать, под утро мысль о том, чтобы поесть овладевает так, что хочется пробраться в ординаторскую и уничтожить тормозок кого-нибудь из врачей,
- книжку – почитать, если пузовладелица задремлет или почитать ей вслух (одна моя сестра читала другой сестре во время схваток Гарри Поттера, ну, как вариант),
- воды без газа, сок (летом особенно),
- жевательную резинку – когда тянет спать, вроде отвлекающего маневра,
- сейчас бы я уже взяла с собой термокружку с кофе (на следующих родах буду более подготовленной, надеюсь, что после этой статьи и вы, дорогой будущий партнер).
Еще могут сказать, что нужны мягкие одноразовые пеленки, если роженица не взяла их с собой, когда ложилась в роддом. Мне в два часа ночи сказали, это было так «мило» с их стороны. Возьмите пачку - возможно, их придется менять неоднократно,
Родовая палата.
В родовой палате могут находиться аппарат с лампой, куда выкладывают новорожденного, аппарат для прослушивания сердцебиения комочка, фитбол, шведская стенка, скромный арсенал мебели - кушетка, либо кровать, стол, стул.
Кстати, рожать можно стоя, держась за перекладину шведской стенки. Внизу резиновый коврик. Кто и как будет ребенка ловить и какой процент удачного лова мне никто прокомментировать не смог. Решили рожать лежа на кушетке, прижав левое бедро к животу.
Развлечений в родовой плате никаких, только странный постер, где роженица принимает всякие позиции, которые я, девушка регулярно занимающаяся фитнесом, и то не смогу принять с первого раза. Видимо, для этого нужен необъятных размеров живот, как на плакате?
Сперва сидели, интеллигентно общались. Когда начались схватки, мою сестренку словно подменили. Сильная по характеру молодая женщина превратилась в девчонку, не совсем адекватную, которая еле перебирала ногами, а на лице ее такая боль отображалась, что мне на секунду подумалось, что не племянница у меня сейчас будет, а чужой… ее нужно было как-то отвлечь. Фильм не посмотришь, еды не дают. Единственным выходом стало предложение гонять по палате из стороны в сторону наперегонки. Ну, как гонять - сестренка плелась, а я бегала и кричала ей, что она «слабак» и «черепаха». Тяжелее всего было сдерживаться и не крикнуть: «Не боись! Я сто раз так делала!». Не делала и понятия не имею, как это делается.
Схватки длились до пяти утра. Это такие адские спазмы, которые повторяются сперва в полчаса раз, потом раз в 10 минут и потом каждые пять минут.
Во время схваток происходит сокращения мышц матки и раскрытие шейки матки, чтобы ребенок мог родиться. По рассказам бывалых, это больнее, чем сами роды.
Заблаговременно мы обсудили, будем принимать обезболивающее или нет. Хлопнули по рукам и забили на сникерс, что все сделаем сами (ага, особенно я). Но к моменту, когда роды начались, сестренка кричала басом, что ей невыносимо и просила сделать укол. Признаться, я чуть не сдалась. Но хоть и препараты сейчас современные, я где-то читала, что любой препарат, введенный матери, попадает и ребенку. Поэтому сделала две пощечины по воздуху, на уровне носа и прикрикнула, чтобы не симулировала, а лучше бы продолжила дышать и «ловить» схватки. Это типа надо тужиться, когда схватка, а в перерывах отдыхать (ну, да, а как же, коктейльчика не хватало с цветным зонтиком… отдыхать...).
Задача партнера: следить за теми, кто подходит к роженице. К сестренке все время норовились подойти разные люди, которых там не стояло, и цокать языками, сдавленным шепотом что-то комментировать. После вопроса «Вы ее лечащие врачи?» желающих посмотреть на женщину в предродовых муках поубавилось. Рассосались по соседним палатам – там еще две женщины отдавали долг Родине.
Еще нужно пополнять запас воды, следить за состоянием по внешним признакам, поддерживать зрительный и словесный контакт.
Ближе к родам, когда ходить тяжело, можно дать роженице опереться на вашу руку и водить ее по коридору или палате. Также может быть так. Что введут стимулирующую систему и женщина будет ходить со стойкой для системы. У одной сестренки стойка была без колесиков, то есть она как старуха с клюкой переставляла стойку - потом делала шаг, переставит - шаг… За крепкую теплую руку держаться куда гораздо приятнее.
Постойте-ка, еще важно суметь отличить, когда еще терпимо, а когда уже надо звать на помощь. Мы попали в ситуацию, как мальчик с волками. Кричали: «Хелп, хелп!», а все оказалось ложным алармом. А вот когда нам реально нужен был врач или акушерка, то все как сквозь землю чай пить провалились.
Кстати, ни в коем случае нельзя поддаваться какой-либо панике, подключаться к голодовке, митингу, если что-то подобное там же, на месте, произойдет. Будущая мать на стреме, все время думает, что ее обманывают, хотят навредить ей или ребенку. А если еще врачи осматривают ее, потом вздыхают или цокают языками, то может совсем потерять контроль над собой. Если прислушаться, врачи вообще могут обсуждать, по сколько скидываться заведующей на день рождения или делиться рецептами, а матерь это все на свой счет лежит и принимает. Слышит-то она почти все, а вот понимает через слово, потому что кричит и ей суть разговора не слышно…
Заранее спросите, где стоять во время родов. У нас толпа набежала и было похоже на то, когда в офис в обед привозят суши и каждый старается поближе устроиться у стола кушетки. Интуитивно встала у изголовья и не пожалела об этом. Не знаю, фронтальный ракурс меня, наверное, застиг бы врасплох и потом бы меня нашли в углу, зареванную, обнимающей свои колени. По виду и звукам это больно, не зря ведь говорят, что по ощущениям, как если бы человек испытал 20 переломов костей одновременно.
Обсудите заранее, будете ли вы перерезать пуповину новорожденному. Я заранее не обговорила и в момент родов напрочь про киндик-материнскую роль забыла, стояла с каменным лицом и повторяла: «Поднажми, мать! Еще чуток!». Все та же ловкая акушерка сделала все быстро, без шума.
Сами роды прошли быстро, я даже испугаться как следует не успела. Ребенка обтерли, положили матери на грудь. После забирают взвешивать, оценить параметры.
После родов неонатолог предлагает вкатить укол малышу, просит подписать согласие. Заранее погуглите, что будут колоть вашему племяннику/племяннице/ соседу. Нам дали витамин К, предотвращающий кровотечения. Немного обескураженная мать может сопротивляться или излишне подозрительно уточнять состав и действие препарата. До сих пор осталось загадкой, почему все эти расписки не берут заранее.
Перед днем Х много читала форумов, статей и большинство материалов и мнений настолько «вылизаны», романтичны. Главный критерий, по которому вас могут выбрать в партнеры – это доверие роженицы и, самое главное, доверие роженицы. Все. Если она вам доверяет – никуда не денешься.
Все эти «желание и готовность партнера принять участие в сакральном», «обязательная невидимая связь между роженицей и партнером», «моральная устойчивость», а также наличие сертификата о прохождении курса молодого десантника вовсе не обязательны. Если вас выбрали – значит это кому-нибудь нужно.
Рожать я все так же боюсь, но значительно меньше. Какое-то таинство это и чудо – поэтому так или иначе увиденное влияет на тебя. А еще в процессе страх обрел уточняющий момент - поняла, что больше, чем сами роды, меня беспокоят маленькие дети. Ведь не знаешь, с какой стороны к нему подступиться, боишься навредить или сделать больно. Надеюсь, что со своим ребенком не сробею.
*Язык и стиль автора сохранены