05.10.2018 15:48

«Замуж за казаха»: о каких обрядах должна знать новоиспеченная невеста?

Руководство по применению для тех, кто готовится стать келин.

В 21-м веке большинство казахских традиций канули в лету, однако свадебным обрядам в разных регионах Казахстана пытаются следовать все. Кто-то может посчитать, что традиции —  это пережиток времени, но эта поражающая красота и самобытность казахских обрядов подкупают и завораживают. Богато украшенный сәукеле, ярко красный шымылдық и пушистые золотистые баурсаки возвышающиеся на праздничном столе — прекрасная картина, не так ли?Такой микс вызывает теплое чувство ностальгии и возвращает к давно забытым корням. Давайте вспомним всеми любимые свадебные традиции казахского народа. Казахские свадебные обряды состоят из нескольких циклов: 

Құда түсу 

Пока еще молодой человек со своими родителями приезжает в дом избранницы для знакомства с родителями невесты. Сватов торжественно принимают дома, накрывают богатый дастархан, а самого главного представителя сватов называют — Бас құда. В современном мире многие родители предпочитают встречаться и знакомиться в ресторанах.

Сырға салу 

Следующим шагом после сватовства считается «Сырға салу». Невесте в домашней обстановке надевают сережки и после этого обряда девушка считается официально засватанной. Родители уже называют друг-друга «құда» и «құдағи».

Қалың мал 

Когда уже вся официальная сторона окончена, то следуя традициям сторона жениха должна уплатить родителям невесты «қалың мал». Если раньше калым давали скотом, то сейчас его дают деньгами. В каждом регионе своя определенная «ставка»: есть те, кто не приветствует этот обряд и обходится без уплаты. Цены на калым варьируются от 100 000 до 2 000 000 тенге. Те, кто строго придерживаются традиций знают, что даже при оплате калын мал есть свои тонкости. На западе Казахстана в качестве подарка родители жениха приносят в дом невесты  пять конвертов — «қаделер» (подарки): в одном — «қалың мал», во втором дары за молоко матери — «сүт ақы», в третьем усопшим и живым — «өлі-тірі», в четвертом «мал бауыздар» и «ошақ қазар» в пятом.

Қыз Ұзату

Қыз ұзату является традицонными проводами невесты. Той проводит сторона невесты. Жених, бас құда и құдалар в количестве 5-7 человек приезжают за невестой и привозят с собой подарки, в этот момент отец невесты тоже дарит новоиспеченным родственникам подарки в виде «киіт»(одежду). В конце тоя невесту уводят под «қыз сыңсу», отдают құдалар, и девушка уезжает со сватами в дом жениха. На западе родители невесты не присутствуют на свадьбе жениха. Родители прощаются со своей дочерью на «Қыз ұзату» и видятся только через несколько месяцев.

Келін түсіру

Келинки и абысынки, старшие рода и друзья выходят на встречу невесте, которая прибывает в красном платке и за красным «шымылдық» (занавесь, расшитая национальными узорами), ее вводят в дом и усаживают с другими девушками. Порог невесте принято переступать правой ногой. Встречающие всегда осыпают невесту «шашу»(конфеты, баурсаки, сладости). Девушка заходит домой и ее в отдельной комнате освещают огнем «отқа табындыру», в аулах взрослые ажешки читают молитвы и дают девушке «бата» (благословление).

Беташар  

Беташар — буквально переводится как открытие лица. Девушку предварительно покрывают белым платком, заменив красный девичий платок, в котором она пришла из отчего дома, она становится на шкуру жертвенного барашка. Певец-импровизатор становится перед невестой и запевает песню «Беташар»,  характеризуя в стихах почтенных родственников и призывая новоиспеченную келін сделать «салем беру» (поздороваться, сделать поклон), в ответ на это родственники, коллеги, друзья мужа дарят «көрімдік». В конце певец с помощью домбры скидывает платок с лица невесты. После этого свекровь подходит к новоиспеченной невесте и целует ее, желая счастья и благополучия.

Есть еще один любопытный обряд. Сторона жениха перед беташар находят состоявшуюся келинку (здоровую, с детьми) снимают с нее белый платок и надевают на новую келин. Нельзя брать платок у замужней девушки, которая не имеет и не может иметь детей. Это считается плохой «ырым», то есть приметой.

Келін Шәй

Келін шәй — как первое испытание молодой келин в доме мужа. Родственники собираются дома у мужа «келіннің қолынан шәй ішуге». Обряд наливания чая, как и сәлем беру у каждого региона свой. На юге и востоке принято наливать половину пиалушки, так как такое отношение характеризуется как уважительное. На западе чай должен быть очень горячим и крепким.

Құдалық

Через несколько дней после свадьбы проводят «құдалық». Родственники невесты приходят в дом жениха с подарками и отмечают родство и образование новой семьи. Также с подарками семья невесты привозит ее приданное «төсек орын», обычно это спальный гарнитур, техника, посуда и так далее. Кудалар более тесно знакомятся друг с другом за большим дастарханом.


Поделиться