empty image Дети - тоже люди. Похвала
10 минут - 09.06.2015, 14:28
empty image

Дети - тоже люди. Похвала

10 минут - 09.06.2015, 14:28

Мой предыдущий пост про слово «молодец» вызвал некоторый спор. Как же так – не хвалить детей? Ведь это им придает уверенности в себе, мотивирует на дальнейшие успехи. И так хочется малышу сказать, какой же он молодец, когда видим его успехи.

 

Предлагаю опять спроецировать взрослый мир на детский, а детский на взрослый.

 

Какая же похвала мне приятна? Что мне хочется услышать от близких, когда я делаю что-то хорошее. Например, я готовлю званый ужин. Очень люблю готовить сложные интересные блюда. И вот представим – гости едят мои сложные интересные блюда и говорят мне «Ой, ну ты молодец!» «Ничего не скажешь – молодец ты Катька, наверное, поваром хочешь быть!» Разве это я хочу услышать? Нет! Мне не так интересно, что они думают обо мне. Я хочу услышать комментарии к моей работе. Хочется услышать, как великолепно сочетается эта ягодная кислинка соуса к этому мясу, что в плов можно было чуть больше добавить зиры, что мятная нотка в чечевичном супе весьма кстати. А еще мне приятно, когда задают вопросы – а как у тебя получается такое сочное мясо? Расскажи рецепт вон того салата. При этом я чувствую себя важной и хочется совершенствовать свое мастерство. Иногда просто достаточно того что я вижу как с аппетитом едят, не успевая даже ничего сказать. А что было бы, если хвалили не мою работу, а меня? Полдня лепила манты? - Молодец! Два дня пекла торт? – Молодец! Нарезала салатик? – Молодец! Сварила магазинные пельмени? – Ну не молодец ли?

 

Чувствуете разницу? Когда похвала и критика направлена на работу – она мотивирует на дальнейшие успехи, когда на личность – мотивирует делать только то, в чем ты уверен, что обязательно получится. 

 

А во взрослом мире «молодец» так и вовсе приобретает негативную окраску. «Молодец» почти как «ясно» заканчивает любой диалог. А иногда «молодец» и вовсе означает весь мат и ругательство, что только можно придумать: «Милый, я тут сдавала назад на твой машине и случайно не заметила забор»… «Молодец» - отвечает милый….

 

Наши дети все молодцы. Они все делают успехи. Каждый день они чему-то учатся и делают что-то новое. Они сами вначале переворачиваются на бок, потом садятся, потом начинают ходить, потом начинают рисовать, считать и читать. Сами. Они это делают независимо от того хвалите вы их или нет. У них внутренняя мотивация познавать мир и делать свои собственные открытия. И вот их мама начинает постоянно хвалить и тогда мотивация с познания мира и своих возможностей уходит в желание быть хорошим, услышать заветное «молодец». Получается зависимость от внешней оценки.

 

Психологи провели эксперимент. Одну группу студентов постоянно нещадно хвалили и эти студенты стали очень неуверенные в себе. И в дальнейшем, даже те ответы, которые они знали наверняка, они давали в вопросительной форме. Они очень легко отступали от своего мнения, и их было просто убедить в другой точке зрения.

 

- Сколько будет 2+2?

- Четыре, - отвечает уверенный ребенок. И радуется тому, что он дал правильный ответ.

 

А неуверенный ребенок отвечает вопросом «Четыре?». И только после «молодец, правильно», радуется, что дал правильный ответ. 

 

Конечно, похвала придает силы и уверенность в своих силах, но действует сиюминутно, очень точечно, здесь и сейчас. А в постоянном - приводит к неуверенности в себе и зависимости от внешней оценки. Как наркотик - здесь и сейчас кайф, а в целом очень уж погано все.

 

Очень сложно удержаться от похвалы и от заветного слова-паразита «молодец». И каждый раз, прежде чем похвалить ребенка, я просто держу в голове, каким я хочу его видеть взрослым.

 

Помимо всего этого ущерба, что несет похвала, постоянная оценка еще крадет у ребенка радость совершения открытий. Ведь уже важнее услышать что он «хороший», чем радоваться действию.

 

Часто очень похвала приводит к творческому тупику. Дети начинают делать только, что они умеют наверняка – каждый день рисуют один и тот же домик, один и тот же цветочек, и собирают одинаковые замки, так как открывать что-то новое страшно – а вдруг там он будет «не молодец»?

 

Чем же заменить похвалу и это слово «молодец»?

 

1. Ничем. Просто улыбка, кивок. Если ребенок не требует внимания к своей работе, то и не надо лезть со своим «молодец».

 

2. Благодарностью. Когда ребенок сделал что-то полезное – вынес мусор, помыл посуду, накрыл на стол – спасибо! Это учит ребенка относиться с благодарностью и к другим людям. Вот тут тоже можно спроецировать на взрослую жизнь. Если приносит стакан воды взрослый, то мы ему говорим «спасибо», а если ребенок, то почему-то «молодец». А потом требуем - «Что нужно сказать тете? Спа-си-бо». Откуда взяться этому спасибо, если ему всегда за это говорили «молодец».

 

3. Просто озвучить увиденное. Ты нарисовал дом, облако и цветочек. Ты собрал пирамидку. Иногда детям нужно чтобы просто заметили их успех. Безоценочно.

 

4. Озвучить свои эмоции. Это как с похвалой блюда – идиотско слышать «молодец» вместо «вкусно», ведь так? Так вот и тут выразить свои собственные чувства – «я очень рада, что ты мне помог», «мне нравится твой рисунок», «я считаю это гениально».

 

5. Задать вопросы. Это самый крутой способ, я считаю. А почему ты выбрал именно эти цвета, когда рисовал? А как ты думаешь, кто мог бы жить в этом домике? А куда бежит этот зайчик? А на что это похоже? Скорее всего, ребенок и не подбирал специально цвета, и не знает, куда бежит зайчик. Но вопросы к его работе позволят ему задуматься, расширить рамки, включить воображение и научат задавать себе вопросы и находить ответы. Кстати, этот метод вопросов действует и во взрослом мире. Наверное, все слышали, что лучший способ наладить отношения со свекровью – побольше у нее спрашивать. Спрашивать о детстве мужа, семейный рецепт сырников, спрашивать совета по уходу за ребенком. И пусть вы никогда не последуете ее советам и приготовите сырники по-своему, но вопросы дают чувство важности.

 

И что же, совсем никогда не хвалить? Никогда-никогда не говорить ребенку, что он хороший и молодец? Говорить! Конечно, говорить! Но когда это никак не связано, с его действиями и с его успехом. Просто его обнять, поцеловать и сказать, как гордитесь им, какой он у вас молодец, какой он хороший, добрый, щедрый, внимательный и талантливый, как вы верите в него и как сильно-сильно его любите. Я уверена, что только в этом случае похвала придаст силы, уверенности в себе и не навредит его становлению. 

 

 

*Язык и стиль автора сохранены

 


Menu
×