08.05.2019 18:10

Как помочь ребенку полюбить физическую культуру?

Советует специалист по гармоничному развитию детей Сергей Асташкевич

В конце апреля в столице прошла Международная научно-практическая конференция “Интеграция академического и социально-эмоционального обучения как фактор развития человеческого капитала XXI века”. Своим опытом поделились директора школ, педагоги, школьные психологи, руководители управления образования, эксперты по социально-эмоциональному обучению. А у нас появился шанс задать вопросы специалистам международного уровня.

Мы поговорили с Сергеем Асташкевичем - педагогом с 27-летним стажем, экспертом в области фитнеса, мастером спорта, руководителем клуба «Развитие», специалистом по гармоничному физическому развитию детей.

Что такое гармоничное физическое развитие?

Прежде всего это комплексное развитие с учетом индивидуальных и физиологических особенностей детей разных возрастов. У нас есть пять основных физических качеств - скорость, сила, выносливость, гибкость, ловкость. И для гармоничного развития в занятиях нужно задействовать все системы организма, все мышцы и развивать все качества. Особенно это важно в возрасте формирования, для детей 3-7 лет. С учетом возрастных особенностей формирования тела и должна строиться программа, плюс индивидуальный подход к каждому подопечному.

Как помочь ребенку полюбить уроки физической культуры?

Все начинается с раннего детства. Если до школы ребенка не ограничивают в активности, дают возможность двигаться, не пичкают гаджетами и телевизором, то сама природа будет помогать ему развиваться. В возрасте от 4 до 7 лет дети готовы бегать, прыгать целый день, и если их не тормозить, то желание двигаться постепенно перерастет в потребность. Если все время уделялось физическому развитию, то придя в школу ребенку уже будет нравится заниматься. А если ребенок до школы большую часть времени сидел, читал, занимался, мало двигался, находился в компьютере, в детский сад и обратно — на машине, то у него не сформируется нужно привычки.

Что делать, если ребенок не хочет заниматься в спортивной секции?

Заинтересовать. Это значит - создать комплексную последовательную ситуацию. Все должно быть в пределах разумного. У каждого ребенка есть какие-то особенности – кто-то быстрый, кто-то сильный, кто-то любит командные игры – все это нужно учитывать при выборе секции или занятий. Важно, чтобы эта спортивная деятельность помогала развивать и остальные качества. и помните, в самом начале важно заниматься ни чем, а у кого! Найти тренера, который не будет подавлять или ломать ребенка, который поможет найти сильные стороны и развить слабые, который не будет потакать своим или родительским амбициям. Вот это важно, а какой при этом будет вид спорта – дело десятое.

Если ребенок аутсайдер в командных играх, как ему помочь?

Никак. Каждый человек должен развиваться индивидуально. Если тренер грамотный, он каждому ребенку может найти то место, которое  ему максимально подойдет в конкретной игре. Учитываются особенности ребенка. Взять, например, футбол – там много позиций. Надо исходить из возможностей ребенка, а не тянуть его к каким-то своим целям. И если он окажется на своем месте, то начнет получать положительную подпитку – у него будет получаться и впоследствии он, может быть, даже обгонит других. Тех, кто на старте был более талантливым. Потому что талант – это прежде всего работа. Часто люди стартуют с какими-то высокими способностями, но не работают над ними, и тогда у работящего есть шанс обойти талантливого. Люди, которые больше усилий прикладывают – переигрывают талант.

Что делать родителям, если у них физически слабый ребенок?

У каждого ребенка свои физические особенности. Один ребенок отжимается 10 раз, другой 20 раз. И что? Кто-то из них слабый, а кто-то — сильный? Об особенностях детей я люблю говорить  предметно. Возможно, физическое развитие было не совсем корректное, но все дети по своей природе (плюс минус) одинаковые. Кто-то немного опережает в развитии, кто-то отстает. Дети могут на год-полтора отличаться друг от друга по параметрам  физического развития. Но это всего лишь физиология и анатомия. 

Сейчас заниматься спортом модно - все бегают, ходят в тренажерный зал. Отразилась ли эта мода на школьниках?

Мода в том и заключается, что все, что происходит вокруг, цепляет людей. Если у школьника, к примеру, родители бегают, друзья бегают, есть высокая вероятность ему самому начать. И это здорово, что люди становятся более активными.

 

Вокруг много людей, которые в школе не любили физкультуру, а сейчас участвуют в соревнованиях, увлекаются спортом. Почему так происходит?

В моей практике были люди, которые никогда не занимались спортом. Они были очень интеллектуально развитыми с очень неразвитым телом. И у них был запрос: “Я не владею телом, и понимаю, что у меня от этого физические или эмоциональные проблемы, помогите мне”. Кто-то в 30 лет приходит, кто-то раньше. Занимаясь физической культурой, люди делают свою жизнь более гармоничной. А нелюбовь к спорту в детстве может быть связана с давлением родителей или нечуткой работой тренера. Часто дети получают большую нагрузку в интеллектуальной сфере, а на развитие тела не обращают внимание.

Хватает ли уроков физкультуры для гармоничного развития  школьника?

Обычно программа в школах хорошо прописана. И если занятия проходят правильно, по схеме, то  этого вполне достаточно для физического развития. Чем младше ребенок, тем больше должно быть уроков физкультуры — формирование тела и здоровья происходит именно в детском возрасте. И не только на уроках физкультуры, но и  на всех остальных занятиях. Дети 1-2 класса должны за время одного урока сделать минимум три физкульт минутки и одну физкульт паузу с полноценными упражнениями. Это, кстати, помогает и в обучении, и в переключении внимания. В финской системе образования, например, во время урока физическую активность детей не ограничивают -  можно ходить, сидеть, лежать.

Влияют ли занятия спортом на успеваемость на других уроках?

Физическую составляющую никто не отменял - физкультура помогает делать детей более усидчивыми и успешными. Любая двигательная активность, систематическая, а не разовая – однозначно положительно влияет на учебу.

Фото: depositphotos.com

Поделиться