Забота о здоровье ребенка или 'освобождение от физкультуры'? Беседа с опытным специалистом Забота о здоровье ребенка или "освобождение от физкультуры"? Беседа с опытным специалистом
14 минут - 23.10.2015, 14:08
Забота о здоровье ребенка или 'освобождение от физкультуры'? Беседа с опытным специалистом

Забота о здоровье ребенка или "освобождение от физкультуры"? Беседа с опытным специалистом

14 минут - 23.10.2015, 14:08
Мои родители спортсмены, и в нашей семье к режиму, правильному питанию и к спорту всегда было особое отношение. Папу я вообще могу назвать послом здорового образа жизни, так как он посвятил 30 лет тренерству, и сколько его помню, всегда был не безразличен к грамотному спортивному воспитанию молодежи. Недавно, обращаясь к папе за очередным советом по поводу своих сыновей  и как правильно подобрать спортивную секцию, случилась интересная беседа, и я подумала, почему бы эту беседу не сделать доступной и для многих родителей, читающих Панду. В общем, вышло вполне информативное интервью.

-Сколько лет вы тренируете детей, подростков и взрослых?

- Работаю тренером более 30 лет в целом, из них - более двадцати занимаюсь с детьми и подростками.

-Будучи ученицей, не понимала, почему родители оформляют, так называемые,«липовые» медицинские справки для освобождения от физкультуры, чтобы оградить любимых деток от лишней нагрузки ведь это такое удовольствие – бегать, прыгать, играть в волейбол! Как вы к этому относитесь, и почему сложилось так, что физкультура считается второсортным,недооцененным предметом в школе?

- Однозначно отношусь отрицательно. Это большая ошибка родителей. Ну а второстепенным предметом в школе считается не только физкультура, все предметы, кроме тех, которые входят в ЕНТ, считаются второстепенными, и ничего сейчас с этим не сделаешь. Но физкультура в школе сейчас три раза в неделю. Вот эти три урока, три часа родителям надо максимально использовать для ребенка. Если разделять детей городских и сельских детей, то ни для кого не секрет, что сельские дети более здоровы физически, они больше двигаются, у них больше работы по хозяйству, больше нагрузки, они больше находятся на свежем воздухе. У городских детей этого нет, поэтому физкультура для таких детей - архиважный момент.

-Есть ли разница в физической подготовки детей нынешних и детей лет 20 назад?

-Ну можно сказать, что ощутимой разницы нет, если взять 20-летний промежуток. Но если взять период до 87-88 года, то разница чувствуется. Те дети уже другие.Потому что, в советское время работали спортивные школы, добровольно-спортивные общества, для детей было создано очень много спортивных секций, большинство учителей физкультуры были связаны с детско-юношескими спортивными школами. Дети всегда были заняты, выбор секций был достаточно большой. Кроме того, спортивные школы всегда собирали детей из школ во время летних и зимних каникул на оздоровительные, учебно-тренировочные сборы. Зимой – 10 дней, летом – до месяца. Это давало хорошую зарядку для учебного года.

-Что дает элементарная физкультура ребенку?

-Двигательная активность в любой форме заложена в человеке Всевышним. Многие годы мы наблюдаем за возвращением космонавтов из космоса, радуемся. И видим, что даже на неделю нахождения в космической невесомости мышцы космонавтов атрофируются,и они не могу стоять на ногах, не говоря уже о том, чтобы двигаться.

Говоря о детях, все родители радуются, когда грудной ребенок начинает двигаться, махать ручками, ножками, ползает, делает первые шаги. Потом ребенок начинает бегать, прыгать, кувыркаться, все прекрасно. Далее,если ребенок ходит в детский сад – это очень хорошо. Там у них расписан весь день, есть подвижные игры, приучают к режиму, учат основным двигательным упражнениям.Потом, детей готовят к школе. На этом двигательная активность, которая была доступна, заканчивается. Начинается учеба в школе, родители все переворачивают,кардинально меняют, на первый план выходит получение знаний.

А забота о здоровье ребенка уходит на дальний план. Начинается учеба, выполнение домашнего задания на завтра, если ребенок отстает, занимается с репетитором, ну а если остается свободное время, то там начинаются игры на сотках, планшетах, интернет. По сути, у ребенка не остается времени на прогулки, игры или спортивные секции. Это длится на протяжении всех школьных лет. Как следствие этого начинаются отклонения в состоянии здоровья. Различные сколиозы, сердечно-сосудистые отклонения,отклонения в зрении, лишний вес, или наоборот, слишком худые дети. Родители считают, что летом за один месяц где-тона отдыхе, на море или дома, можно поправить здоровье. Это не решает проблемы и не заменяет ежедневных,регулярных занятий круглый год, когда ребенок занимается какими-то физическими упражнениями, играми, или в секциях. Знания бесспорно нужны, но не во вред здоровью. Родителям надо стараться, чтобы дети хотя бы посещали уроки физкультуры. Может быть, они не очень качественны сейчас, но все-таки, это один выход, который можно использовать.

Ведь физкультура формирует правильную осанку,двигательные навыки, хорошее кровообращение, сердечно-сосудистую систему,координацию, выносливость, укрепляет иммунитет и повышает сопротивляемость организма к различным простудным и инфекционным заболеваниям. По данным ВОЗ и Министерства Здравоохранения Казахстана, на первое место среди болезней и смертности вышла болезнь сердечно-сосудистой системы, и это, в первую очередь,из-за недостатка двигательной активности.  

-Многие родители задаются вопросом о выборе вида спорта для своего ребенка.Какой вид выбрать и с какого возраста начинать?

-Родителям нужно определиться с направленностью секции – оздоровительная или спортивная.Для дошкольников и школьников младших классов секции не должны быть направлены на развития силы и выносливости. Детский организм к этому еще не приспособлен.И если это допускать, то возможно отклонения в физическом развитии ребенка. Эти занятия должны быть направлены на развитие ловкости, координации, гибкости и носить игровой характер.

Подумайте,дорогие родители, хотите ли вы, чтобы ваш ребенок был спортсменом или просто укреплять здоровье и быть гармонично развитым человеком.

Мальчиков с 5-6 лет можно отдавать в спортивную гимнастику, девочек с 4-6 лет в художественную гимнастику.  Плавание рекомендовано в этом возрасте и девочкам и мальчикам. Игровые виды спорта с 5-7 лет для всех. Легкая атлетика с 10-12 лет для всех. Бесконтактные виды единоборств с 5-7 лет для всех, все виды контактных единоборств с 10-12 лет, не ранее. А такие силовые виды как тяжелая атлетика, армрестлинг, бодибилдинг, виды с большим натуживанием и задержкой дыхания – не для детей.

-Что важно знать родителям о своем ребенке прежде чем отдать его в спортивную секцию?

-Родителям нужно начинать с того, чтобы составить режим дня, особенно для школьников.Расписать время занятий, подготовки домашнего задания, время прогулок на свежем воздухе, занятия в спортивных секциях. Нужно, чтобы занятия были регулярными.Мало, но регулярно.

Ну а далее, нужно пройти медицинское обследование у ребенка у различных специалистов, так называемую, физкультурную диспансеризацию. Посоветоваться с диетологом, ведь занятия спортом требует больше энергии, поэтому ему нужно сбалансированное питание. За одну тренировку у детей помладше идет снижение веса на 500-600 грамм, у детей постарше – от 800гр до 1.5 кг возможен сброс веса. Поэтому пища должна содержать витамины и минералы, но не должна быть высококалорийной.

-Кстати, о питании, как связано питание со здоровым образом жизни? Какие рекомендации могли бы дать молодым родителям по поводу питания детей?

-Нужно следить, чтобы в рационе ребенка не было консервантосодержащих продуктов. Таких продуктов сейчас в магазинах и супермаркетах очень много, нужно всегда на это обращать внимание. Различные напитки, соки, чипсы содержат много красителей,ароматизаторов, консервантов. Нельзя пускать это дело на самотек. Родители и дети должны советоваться и знать, что лучше употреблять. Ну и краеугольным камнем хорошего питания является употребление больше овощей и фруктов!

-На что нужно обращать внимание при выборе тренера и секции?

-Выбор тренера немаловажен. Прежде, чем выбрать секцию, нужно расспросить знакомых. Лично встретиться и побеседовать с тренером. Нужно учитывать возраст, опыт. Некоторые тренера очень амбициозны,могут без согласия родителей усиленно тренировать двигательно одаренных детей.Они могут предлагать различные «безвредные» витамины, энергетически-белковые напитки, нужно от этого полностью оградить детей.

Лучше давать детям домашние компоты, морсы, или просто воду с собой на тренировку чтобы восполнять потерю жидкости.

-Ну и напоследок о нашем обществе. С одной стороны, мы видим, что люди бегают,ходят в горы, ездят на велосипедах, но и также, курят кальян и прочее, массово поглощают пиво и фаст фуд… Есть ли сдвиг в лучшую сторону?

-К сожалению, людей, которые питаются как попало и где попало, фаст фудами и курящих кальяны и табак,большинство. Очень мало в нашем обществе людей осознанно и регулярно заботящихся о здоровье и питании. Это статистические данные отделов статистики спортивного комитета,министерства здравоохранения и военкоматов.

-Что бы Вы хотели сказать или пожелать родителям, читающим pandaland.kz?

- В первую очередь, самим родителям быть примером для своих детей в здоровом питании и здоровом образе жизни. Начинать надо с себя…Ну и успехов и здоровья!

*Редакция не изменяет орфографию и стиль авторов.

Menu
×