Стадии развития речи у детей Стадии развития речи у детей
6 минут - 15.09.2015, 06:06
Стадии развития речи у детей

Стадии развития речи у детей

6 минут - 15.09.2015, 06:06
Каждый ребенок развивается по совершенно уникальному пути - не устаю это повторять, но средняя норма развития речи у детей остается неизменна. Есть и исключения, и именно с ними мы чаще всего и сталкиваемся в логопедической практике.
На этот раз мы попытаемся разобраться, когда же наступает момент, который обозначает новую ступень в речевом развитии деток.
Возраст
Описание
1 месяц
Малыш реагирует на других людей, останавливает взгляд на ярких предметах. Появляется осознанная улыбка. Ребенок общается с окружающими при помощи крика.
2 -5 месяц
Гуление. - ребенок произносит несколько звуков, чаще всего гласных (их произносить легче всего). Появляется лепет - многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными. (ма-ма, па-па).  Лепет состоит из нескольких повторяющихся звуков.
6-8 месяцев
В этот период взросления проявляется первый слог. Обычно это всем известные “ма” или “ба”. Также малыш слушает  речь взрослых, узнает голоса знакомых, а также понимает и отвечает на интонацию движениями или лепетом. Ребенок обращает внимание на себя голосом, а также проявляется важный фактор нормального и своевременного развития речи - развитый лепет. Малыш повторяет одинаковые слоги, это и станет основой для первых слов:“ма-ма-ма”, “ва-ва-ва”. Помимо голосовой реакции малыш также начинает различать лица и выделяет незнакомцев.
1 год
Ребенок отвечает на самые простые вопросы “где мама?”, “где глазки?”. Его жесты становятся осознанными, и малыш уже увереннее управляет своей интонацией. Ребенку становится понятна речь взрослых, и он старается ее повторить, имитировать интонацией и лепетом то, что слышит вокруг. Общение с окружающими происходит за счет “лепетных” слов и жестов. К примеру, малыш может показывать “нельзя”, грозя пальцем.
2 года
Двухлетний малыш знает свои части тела, его словарный запас - примерно 50 слов, в основном слова состоят из твердых звуков, так как сонорных и свистящих он старается избегать и заменяет их. Постепенно он начинает употреблять слова, которые слышит у взрослых. Но не стоит ждать сразу четкого произношения - обычно дети произносят слово “игрушки” как “игушки”, а “мультики” превращаются в непонятное и загадочное “мутити”.
3 года
У трехлетних детей словарный запас детей разнится. Один ребенок может употреблять до 700 слов, в то время когда другой - только 250. Малыш использует множественное число, предложения становятся развернутыми, состоят из пяти-восьми слов и включают в себя предлоги.
К этому времени детки уже знают свое имя, пол и сколько им лет. Короткие рассказы уже не просто красивые картинки - дети понимают, и могут сказать, понравилось им или нет, а также задают вопросы.
4 года
У четырехлетнего малыша предложения становятся сложными, так как  употребляются предлоги. В повседневной речи и при просьбе пересказать что-либо ребенок использует до  1500-2000 слов. Он верно произносит звуки, постепенно искореняется мягкое произношение твердых согласных, появляется правильное произношение шипящих звуков. С этого момента начинается долгий период “почему”, “зачем” и “как” - среднестатистический четырехлетний ребенок задает до 450 вопросов в день, удовлетворяя свое любопытство.
5 лет
В речи почти исчезают пропуски, в словах исчезает перестановка звуков и слогов; разве что трудно выговаривать совсем сложные слова, которых ребенок не слышал, или слышал не так часто.  Например, экскаватор и параллелепипед. В речи пятилетнего ребенка проявляются все части речи. А словарный запас к этому возрасту у ребенка расширяется до 3000.
7 лет
Ребенок усваивает грамматические правила. К примеру, он понимает, в какой падеж нужно поставить слово, чтобы употребить его в рассказе. Запас слов увеличивается до 3500 слов, ребенок с удовольствием запоминает образные сравнения, устойчивые выражения и употребляет их. Семилетние дети активно размышляют над значением того или иного слова. Они развивают свою память, логическое мышление, речевое и языковое внимание, а также психологию - все факторы успешного обучения в школе в дальнейшем.

Pandaland Image
С Уважением, Дадыбаева Аида Кадыровна
Директор центра,
Логопед-дефектолог,
Член ассоциации логопедов и дефектологов.

*Редакция не изменяет орфографию и стиль авторов.

Menu
×