Школа нашей мечты
Как я уже писала в предыдущем посте, мой старший ребенок 6,5 лет обучается в школе по системе Монтессори, во Франции. Для нашей страны эта система все еще остается новой и неизвестной, а порой даже пугающей. Я знаю, что у нас существуют несколько дошкольных учреждений, но почти ничего не известно о школьном начальном образовании. В то же время, в мире уже существует более 20 тысяч школ, расположенных в более чем 100 странах. К примеру, в США и в Голландии, Монтессори школы составляют около 20-40% всех школ. И школы, аккредитованные AMI (Association Montessori International) дают прекрасное образование, так как предлагают целостный подход к образованию и развитию ребенка. Помимо академических знаний ребенок получает социальные навыки (работа в команде, конструктивное общение и уважение людей), способность планировать и самоконтроль (самодисциплина), независимость и любовь к порядку, ответственность и многое другое.
Надо сказать, что свою очередь в данную школу мы ждали полгода. Обычно «лист ожидания» от 6 месяцев до 2 лет. И нам очень повезло, что в классе 6-9 освободилось одно место, и нас пригласили на собеседование. Пришли на него мы всей семьей, встретили нас директор (он же учитель класса 3-6) и учитель начального класса. К тому моменту у нас уже был опыт собеседования с директорами других школ и как-то, что-то, да «не по нашу душу». А тут как-то сразу почувствовалось знание дела, и учитель с таким подкупающим энтузиазмом, и в то же время спокойно и обоснованно рассказывал про систему и функционирование школы, что нам стало понятно: Это Наше. Приняли общее семейное решение и остались там, и ни на минуту по сей день не пожалели об этом решении. Конечно, ничего идеального нет в этом мире, и случаются иногда какие то «проблемки» по учебе, но ценно то, что всегда можно адекватно пообщаться как с учителем, так и с ребенком и прийти к консенсусу. Лично на мое мнение по поводу выбора школы повлиял еще и тот факт, что у самого директора 4 детей и 3-е из них учатся в этой школе и за 6 лет школа выросла в 10 раз от одного класса в 10 детей до 4 классов, где сейчас учатся 120 детей. Сами делайте выводы, о чем говорят эти цифры.
По началу, надо признать, я все же не до конца верила, что все перечисленное выше, возможно в рамках начальной школы. Как это, так и свобода, и в тоже время дисциплина; и учеба, и в тоже время практическая жизнь; эксперименты и живые животные, а не муляжи. И все как жизни, все можно потрогать и никто по рукам бить не будет и необязательно каллиграфическим почерком писать и страшную двойку никто не поставит! Как это так, как это вообще возможно? Ведь у меня был иной опыт, где мягко говоря, мало что учитывалось и мнение ученика в последнюю очередь. Таким образом, после 3-х месяцев учебы дочери, я все же напросилась в качестве «наблюдателя» на весь день в школу. Да, да - там это возможно и более того даже приветствуется. При этом тебе дают четкие правила пребывания в классе: ты не должен мешать учебному процессу, громко говорить, вступать в разговор с детьми - можно просто наблюдать и ненавязчиво передвигаться по классу при необходимости.
Итак Пятница, 6 декабря 2014, я в качестве наблюдателя в классе 6-9.
9:00-12:00. Дети уже в классе, утро начинается с того, что каждый ученик записывает число и дату в свой дневник (журнал) и в течение дня САМ ведет запись о времени работы над каждым заданием.
1. Приблизительно так выглядит запись моего ребенка за весь день
В классе 22 ученика, один учитель и его помощник. Все дети занимаются по группам или по парам в зависимости от выбранного ими проекта. И по окончании проекта каждая группа презентуют свой проект классу и все заканчивается «горячим» обсуждением.
2. Зона точных наук
Старшие дети (8-9 лет) могут заниматься индивидуально, они же помогают младшим в случае необходимости. Например, в день моего пребывания там, девочка лет 8 принесла геккона в банке и долго изучала его. При этом она вооружилась справочниками и книгами и долго читала про строение тела этой рептилии и наблюдала за его дыханием. Затем пошла во двор школы и принесла, каких-то мошек в качестве еды. К ней время от времени подходили другие дети и задавали много вопросов о гекконе, и она терпеливо отвечала, а если не знала ответа, то на подмогу приходил учитель.
3. Геккон )
Меня больше всего удивил тот факт, что каждый ученик двигался в своем естественном ритме, при этом каждый был занят своим делом: три девочки решали задачи по математике, моя дочь с подругой занимались правописанием, трое мальчиков мастерили скамейки из дерева (7 и 8 лет), кто-то слушал музыку в наушниках. В течение всего утра, дети время от времени брали с полок библиотеки книги, а затем, позанимавшись, сами ставили их на место. Поразительное сочетание свободы и порядка! То есть свобода здесь – не вседозволенность: что хочешь то и делай, а самодисциплина; гениально, не правда ли?
4. Мастерская
Весь класс поделен на пять зон:
- зона практической жизни (самая настоящая кухня с печкой и посудомойкой и мастерская);
- языковая зона;
- математическая зона;
- космическая зона (где изучают основы географии, истории, биологии, физики, химии);
- и библиотека (книги, там же стоят музыкальные инструменты).
5. Работа над проектом по познанию мира
12:00-14:00 Обед (дети сами накрывают и затем убирают за собой) и свободное время (игры, кружки по интересам).
14:00 -14:30 Учитель читал очередную историю, в этот день была история про греческую Элладу. Затем было обсуждение и очень много вопросов.
15:00-16:00 Занятия по проектам, так же, как и утром.
16:00-16:45 Время практической жизни. Здесь ребенок учится обслуживать других и в первую очередь себя. Каждый день дети сами выбирают, что они хотят делать сегодня. К примеру: кто-то моет посуду, кто-то подметает пол, кто-то чистит клетку песчанки, кто-то кормит черепах и т.д. Мой ребенок, например, любит больше всего убирать кухню, как в школе, так и дома. Дома ее не надо просить убрать свою комнату, так как делает она это периодически и с большим энтузиазмом.
Примерно, так это выглядит обязанности каждого ребенка:
6. Распределение работы
17:00 – 17:30 приходят родители и забирают детей.
В конце каждой недели учитель садится с каждым учеником в отдельности, и они вместе проверяют его журнал (дневник) с проделанной работой и обсуждают, что было сделано за неделю, и где надо приложить больше усилий.
Учитель
Роль учителя здесь велика, хотя может создаться неверное представление, что он ничего особенного не делает. Адриан, учитель в данном классе, может быть классическим примером Монтессори учителя. Он умен, наблюдателен, спокоен, и при этом ненавязчиво настойчив. Он неплохо знает психологическую картину каждого ученика и может найти подход к каждому из них. При этом он прекрасно поет и играет на фортепиано. Во время всей утренней работы он передвигался от одной группы учеников к другой, что-то обсуждал по теме и когда надо помогал. Я так понимаю, что учитель здесь скорее помощник, советчик, наставник, но никак непререкаемый авторитет.
7. Учитель
Родитель
Родители играют огромную роль в данном сообществе. Отдав ребенка в школу Монтессори, родитель должен и дома придерживается некоторых правил. Более того, родители активно участвуют в жизни школы, например: выпускают ежемесячный информационный бюллетень, проводят пикники и детские праздники, сажают деревья, облагораживают территорию школы и раз в месяц проводят субботники. Школа периодически организует семинары и конференции для родителей, куда может прийти любой человек извне, если ему интересна обсуждаемая тема.
Таким образом, все, во что я верю, и что мне близко по духу я нашла здесь. Я бы сравнила данную школу скорее с продолжением дома, где живет ребенок, где все уютно и понятно. Для меня данное обучение представляется чем-то вроде альтернативы между традиционной школой и домашним обучением.
Но самое главное то, что каждое утро мой ребенок с радостью бежит в школу и вечером с огромным энтузиазмом рассказывает: какие эксперименты они проводили, какую интересную историю сегодня рассказывал учитель, про создание мира и первых людей, почему вымерли динозавры, зачем надо учиться писать и читать. В школе нет звонков и оценок, и домашних заданий, а каждый ребенок в центре незримого внимания учителя. Дети не соперничают друг с другом из-за оценок, а реально взаимодействуют и помогают друг другу в учебе. При этом они учатся легко и с интересом, потому что не боятся получить плохих оценок. Твоего ребенка никогда не будут ругать или унижать, а будут говорить про сильные стороны и где надо подтянуть «хвосты». И мне как постороннему наблюдателю бросилось в глаза, что все дети приветливы и независимы.
Хочу закончить этот разговор о школе моей мечты, словами, обожаемого мною, Сенеки: «Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни». Хочу, чтобы мои дети и вообще все дети нашей страны учились для жизни, а не наоборот. Хочу, чтобы все дети имели доступ к хорошему образованию, и КАЖДЫЙ РЕБЕНОК раскрыл свой потенциал и стал счастливым взрослым!
*Язык и стиль автора сохранены