Развивающие игрушки
Для советского детства у меня было много игрушек. По крайней мере, все, что мне надо было - у меня было. Когда в конце 90-х родилась моя племянница, я поняла, что значит по-настоящему много игрушек.
Сейчас дочка еще очень маленькая, но ей уже надарили горы плюшевых зверят. Да простят меня дарящие, но этот «пылесборник» я отдала в детдом, когда была акция по сбору мягких игрушек в индивидуальное пользование малышам. Должны простить, так как я просила их нам не дарить.
Из игрушек, которые я ей купила, это погремушки и приспособления для «разгрызания». Но она подрастает и хочется, чтобы у нее были интересные, или как сейчас модно говорить «развивающие» игрушки. Судя по десяткам страниц интернет магазинов с перечнем игрушек, 90% всех продаваемых игрушек такие.
Вот мне и захотелось разобраться, что под этой маркировкой действительно полезно, а что просто маркетинговый ход. И какие из них действительно musthave, т.к. всего ни за какие деньги не купишь, да и ребенок потеряется во всем этом многообразии – разнообразии.
Книги для меня отдельная категория, поэтому в перечни ниже они отсутствуют.
Как всегда, лучше всего начать с определения и ответа на вопрос «Зачем?».
Все поисковики ссылаются на Бориса Никитина. Кто помнит, про семью Никитиных и методики раннего развития их детей. По определению это что-то что чему-то учит ребенка в игровой форме. Обычно это подразделяют на следующие категории:
· развитие мелкой моторики и речи,
· развитие координации,
· физическое развитие,
· память,
· пространственное мышление,
· причинно-следственные связи, мышление,
· классификации,
· решение задач,
· навыки общения,
· творческие навыки, креативность, и т.д.
Считается, что такая игрушка должна быть многофункциональной. Например, из кубиков домик построить и буквы выучить. Но она должна не только непосредственно развивать, но и давать стимул для желания дальнейшего развития. Поэтому, чтобы такая игрушка не наскучила ребенку в ней должно быть несколько уровней сложности. Один из примеров, конструктор.
С какого возраста у игрушек действительно проявляется их развивающий эффект? И ответ, который предлагает интернет – с первого месяца. Только для каждого возраста свои игрушки.
Развивающие игрушки обычно выступают в комбинации двух категорий: по навыку, который они имеют целью развить и по возрасту. Такие игрушки не только можно купить, но и сделать самостоятельно.
С первого месяца до первого года игрушки нужны чтобы разглядывать, хватать, слушать, учиться говорить.
В первый месяц это крупные, монохромные, яркие предметы, чтобы малыш учился фокусировать взгляд. Например, воздушный шарик.
Во второй, это «шумелки» - погремушки, колокольчики, просто мешочки с сыпучими продуктами. Ребенок уже пытается определить источник звука, найти его взглядом. Нужно начинать пальчиковые игры.
В третий, это различные крупные предметы с разной фактурой. Малыш на ощупь чувствует материал – гладкий, мягкий, шершавый. Тянет его в рот. Предметы, которые малыш сам может подержать. Мобили очень популярны в этом возрасте. Игровой коврик с игрушками-подвесками.
Для четвертого - детские книжки с матерчатыми листочками, пищалками и крупными картинками внутри. Жирафик Софи, сделанный из натурального каучука.
Пятый месяц за неваляшками. Уже можно пробовать использовать пальчиковые краски. Впервые услышала о кукле бибабо, а оказалось, что это тряпичная кукла, одевающаяся на руку. Это могут быть люди разных возрастов, «говорящих» разными голосами, животные, «издающие» характерные им звуки. Есть такие куклы-напалечники.
Шестой месяц знаменуется знакомством со своим отражением в зеркале. Есть специальные детские зеркала, изготовленные из иного материала, чем стекло. Сенсорные мячи с разными поверхностями – в пупырышках, волнами и т.д. стимулируют ребенка ползать, обычно изготовлены из разных материалов и с шумящим внутри. Так как начинаются резаться зубы, становятся актуальными прорезыватели.
С семи месяцев становятся популярны игрушки для купания. Ребенок уже уверено может держать в руке ковшик и переливать воду. Такие игрушки есть в BrotherMax. Деревянные пирамидки с кольцами разных цветов и размеров.
С восьми – крупные кубики, сложить – выложить. Вкладывающиеся друг в друга разноцветные стаканчики.
Девятимесячные любят каталки, уже интересны передвигающиеся игрушки. Музыкальные игрушки такие как свистки, дудочки, ксилофон.
В десять – первые книжки с толстыми картонными страницами и конструкторы с крупными блоками.
В одиннадцать месяцев нужно тренироваться ходить. Подключаются вредные ходунки и более полезные толокары. Оба не более 30 минут в день.
К году – игрушки для песочницы – грабли, лопатка, ведерко, формочки.
Разумеется разделение по месяцам весьма условное.
Это, что касается игрушек до одного года. Уверена, у вас есть свои любимые игрушки для этого возраста. Пожалуйста, делитесь ими в комментариях.
Продолжение следует…