Почему у наших первоклассников нет права на ошибки? Почему у наших первоклассников нет права на ошибки?
12 минут - 16.09.2015, 06:12
Почему у наших первоклассников нет права на ошибки?

Почему у наших первоклассников нет права на ошибки?

12 минут - 16.09.2015, 06:12
Этот пост вынашивался еще с сентября прошлого года,когда я отдала сына в первый класс.С тех самых пор я пребывала в выжидающем трансе. Наблюдала,анализировала,и вот созрела для того,чтобы сформулировать читабельные мысли.Помимо глубокого транса,в эмоциональную палитру можно еще включить бунт,отчаяние,возмущение и разочарование и я поясню,почему.

Я сама педагог,преподаю английский в старшей школе,и мне очень горько и обидно за то,что со времен моего начального образования,которое происходило в период 1993-1999 г.г., почти ничего не изменилось,а возможно,и ухудшилось. Я сейчас пишу,конечно,субъективно,ведь есть фактор одного учителя и непосредственно школы,в которой учился мой сын(уже перевела сына в другую школу),но я не хочу акцентировать внимание на этом,так как ситуация,в целом,более-менее одинаковая,со слов знакомых мам,у кого дети учатся в "началке" обычной общеобразовательной школы. Ну начнем по порядку.

Первое непонимание случилось,когда в тетради моего сына-первоклассника, одна за другой выставлялись "тройки",не "треугольнички",не "квадратики", не какие-то другие условные знаки,а именно "троечки" красной пастой(по всему миру,использование красной пасты считается не желательной педагогической мерой,вместо красной пасты рекомендуется использовать зеленую). Иногда учитель разбавлял парад оценок четверками и пятерками,но именно с самой первой недели обучения в первом классе,мы получали весь спектр оценок. Это оценки за "художественное письмо",по устным заданиям и по математике - оценки были нормальными.

Когда я спросила у педагога,почему у нас часто тройки за письмо,ведь ребенок пришел в школу научиться каллиграфии,он только учится выводить линии и закорючки прописных букв,это его первые шаги,первая тетрадь,она ответила феерично:- Вы знаете,у вашего сына ужасный почерк.И вот эта одна фраза разрушила мою веру в реформы образования в стране. Сын выполнил задание,старался,а оценка выставлена за почерк,понимаете? Перемены не происходят в голове у людей,но и люди - это плод огромного механизма,который сейчас работает,верится мне,только по инерции.

Я задаюсь вопросом,насколько адекватна система образования,в которой оценивают почерк первоклассника,который только пришел в школу за тем,чтобы его научили писать? Понятно,что эти оценки - это так называемое "формативное" оценивание,то есть оно не формальное,и ставится для корректировки и мотивации ребенка. Кстати,о мотивации.Говоря о сыне,он сначала не осознавал значение всех этих отметок красной пастой,и так же занимался с огромным удовольствием и рвением,для него - это было нечто новое и интересное,всегда приходил со школы с хорошим настроением. Дети в этом возрасте еще не умеют учиться ради оценок. Но однажды,ближе к 3-й четверти,он начал при каждом выполнении домашнего задания,нервничать,у него наворачивались слезы,пыхтел и злился.

В один день он говорит "мама,смотри,у меня линия опять кривая,опять мне тройку поставят!почему у меня всегда только тройки?!" и расплакался. Тогда я не нашлась,что ответить. Ведь я занималась с ним каждый день и понимала,как сложно даются нам эти линии по сравнению с его одноклассниками. Я знала,сколько труда сын вкладывал в свое письмо,но такой вот это был чэллендж,все равно получалось некрасиво. То есть,слова мы написали,а выглядят криво и не красиво.

Мотивацию ребенок потерял,и по сей день,для нас письмо это единственное занятие,которое повергает сына в жуткий стресс.Муж,как человек разумный,вообще посоветовал мне не париться,ведь сейчас никто почти не пишет от руки,все печатают,поэтому "почерк" вообще тема не актуальная. В один момент,я вспомнила о статье,которую читала на одном из родительских порталов в интернете,где одна мамочка делится опытом обучения детей за границей(к сожалению,не помню автора и страны).В своей статье она писала о том,что с первого класса там никогда не дают писать детям ручкой,пока идет становление мелкой моторики,дети пишут исключительно карандашом.

А когда что-то не получается,линии выходят за пределы рамок,то ребенку объясняют,что это не страшно,что можно стереть это и попробовать снова. Чувствуете разницу? Ребенку дают шанс и исключают фактор стресса и безнадежности. В нашей системе,дети пишут ручкой,и все мамы знают,что если у ребенка одна ошибка - ставится "4", две - "3". Ребенку не дают шанса исправляться. В то время как в самых авторитетных системах международного тестирования,таких как IELTS,TOEFL,SAT взрослым(!) разрешается сдавать экзамен используя карандаш,у наших же первоклассников этого шанса нет.

Там понимают,что даже взрослый может совершить помарку или передумать,и разрешается стирать написанное и исправлять,и это норма. Нет в этом ничего страшного. Сколько лет понадобится нашей стране,чтобы просто прийти к тому,чтобы обучение строилось не на оценивании ради оценивания,а на мотивации и создании благоприятных условий для этого самого обучения? Мы сами вызываем отвращение к школе и наши дети потом несут свой крест на протяжении 11 лет.

Моя подруга,которая ездила на научную стажировку по дошкольному образованию в Англию на год,говорит,что самый главный приоритет в английской системе - это эмоциональное состояние ребенка. Очень много времени и сил уделяется тому,чтобы ребенок меньше был stressed out и создается атмосфера обучения через игры,интерактивное общение. Дети много проводят времени вне класса,сажают какие-то семена,и наблюдают,что вырастет из них,ведут дневники,записывая размеры ростка,который выбился.

Дети строят,ломают,щупают,уже проводят исследования...Все нацелено на то,чтобы научить ребенка "учиться". Да,именно так.Ну а если вспомнить опыт Финляндии,где последние годы ученики всех возрастов показывают самые лучшие результаты в мире по экзамену PISA,которая тестирует грамотность и навыки учеников,то в этой стране,как оказалось,вообще нет системы оценок. То есть,там минимизирован фактор оценок и глобальных тестирований. На протяжении всей школьной жизни,дети проходят только два-три серьезных тестирования для определения их знаний и дальнейшего обучения.

Результаты многих тестирований вообще не афишируются и являются строго конфиденциальными. Этими данными с нами поделился наш коллега в ходе лекции,ныне уже директор школы),побывавший в Финляндии на стажировке для изучения успешного опыта этой страны. Он говорил,что поражен тому,как работает система,в которой,по его словам,вообще нет четвертных оценок,нет журналов с оценками,но тем не менее,это сейчас 1-я страна в мировом рейтинге по функциональной грамотности школьников разных возрастов.

Перечитав несколько статей о Финском образовании и его особенностях,узнала,что эта страна полностью реформировала свое образование лет 40 назад по инициативе власти. Глава страны тогда заявлял,что,чтобы стать конкурентноспособной страной с мощной экономикой,им нужно серьезно взяться за образование молодого поколения. Цитируя его "мы должны сделать так,чтобы молодежь в нашей стране была 100% высокообразованной и востребованной,только это поможет стране встать на ноги".

Вообще,советую почитать об этой системе,очень много любопытного. Ну я немного ушла от темы,начала за здравие первоклассников,но ушла в экономику. Хотя... Эти вещи вполне взаимосвязаны, если призадуматься. В результате наших домомучений,мы поменяли школу,но вчера буквально,сын приносит "классную работу",в которой он не допускал ошибок,но ему переправили с 3-2=1, на 3-2=2, и поставили "4". Ну Бог с ними,с этими оценками. Стоит ли говорить,что пару раз,пока учился в первом классе,сын приходил домой с порванной тетрадью. Сказал,что порвала учительница из-за того,что мы неправильно заполнили титульный лист.

Думаю,не может быть. Поговорила с преподавателем,она подтвердила,что порвала тетрадь,сетуя на то,что она уже объясняла нам,как правильно это делать,а мы написали слово,которое уже нужно исключить. Я уже не стала объяснять,что это не педагогично,чувствуя,что это не найдет отклика,а лишь усугубит ситуацию. Но вот интересно,позволил бы учитель сделать такое во время уроков где-нибудь в Финляндии? Вот в чем вопрос. И проблема ли это отдельного учителя с отголосками советского багажа педагогических приемов,или же проблема всего нашего,игнорируемого,начального образования?

Думаю, скорее, второе.

Menu
×