Образование в США: отличительные черты
Давно хотела поделиться первыми впечатлениями школьного образования в Америке, уж так оно меня удивляет, даже учитывая, что сама я заканчивала школу в Оксфорде.
Вообще чем дольше здесь живешь, тем больше начинаешь понимать источники американских ценностей и их менталитета. Я, как мама, которая хочет чтобы ребёнок впитал все самое лучшее от образования и временного проживания в Америке, по началу искала секреты местного воспитания. Для меня было загадкой почему их дети не капризничают и никогда не дерутся, почему они с 18 месяцев начинают говорить на взрослом языке, почему их первые слова это "пожалуйста", "простите" и "спасибо", почему они с 2-х лет повсюду ходят с книгой в руках, почему они все, как минимум, играют на одном музыкальном инструменте, либо профессионально занимаются спортом. Короче почему они себя ведут не так, как «нормальные дети»? Может мамы едят что-то особенное во время беременности или тут какой-то элемент в воздухе благоприятно действующий на растущий организм?
Может в этих аргументах тоже что-то есть, но основную причину я открыла для себя буквально пару недель назад, с начала учебного года. В первый день занятий нам вручили огромную папку с бумагами, как оказалось это Кодекс прав и обязанностей ученика и родителя. Охватить все пункты невозможно, но оформлено все примерно так: один проступок – замечание, второй проступок – вызов к директору, третий – исключение из школы. Проступок может быть любым, от драки до неуспеваемости. Ученик обязан знать и соблюдать уйму правил, как вести себя в классе, в коридоре, в туалете, на игровой площадке, в столовой и т.д. Есть даже ссылки на уголовный и административный кодексы. Основные три правила взаимодействия учеников друг с другом: be a good friend (будь хорошим другом), be a good listener (будь хорошим слушателем), no touching (никакого физического контакта). Должна признаться в первый же день нам пришла записка от учителя, о том что Жанторе толкнул мальчика, как позже выяснилось, тот посмеивался над его несовершенным английским. Разговор был долгий, вернее разговоры.
В течение недели каждый день полчаса уделялось тому, чтобы настроить сына на соблюдение всех этих правил, мы их читали, зубрили, проговаривали пока они у него не начали в полном раздражении отскакивать от зубов во сне. Местные дети все как один имеют идеальные манеры. А ведь сказывается и то, что гордые папы перед началом учебного года НЕ рассказывают своим сыновьям, что в свое время они были первыми шефами в классе и держали всю школу в ежовых рукавицах, а значит и сыночек не должен подвести боевого папу и не оплошать в нужное время.
Напротив, любое отклонение от нормы в поведении или учебе, а нормой является лишь безупречность, строго попрекается как дома, так и в любом другом общественном месте. Вот вам и ложные ценности.
Немного о местных родителях, как никак, главные воспитатели своих детей, поэтому всю ответственность за успеваемость и поведение в школе, в полной мере несет каждый родитель. Что это значит? Раньше я как-то слышала о термине Tiger Moms (мамы тигрицы), а вот сейчас встретилась с живыми представителями этой нелёгкой «профессии». Термин Tiger Moms изначально применялся в отношении азиатских мам. Это, как правило, очень строгие мамы, которые требуют исключительно отличных результатов от своих чад и любая оценка меньше А (или 5 по нашему) является неприемлемой. Она приходит каждый день в школу, чтобы узнать о результатах своего ребенка в учебе, просит дополнительные задания, не смотря на то, что он отличник, каждый день отвозит ребенка на спорт, музыкальную школу и ежедневно делает с ним уроки. Также эти мамы участвуют во всех школьных проектах на волонтерской основе, лишь бы ее ребенку уделялось особое внимание. И как правило их дети учатся по программе Gift and talented (одаренные и талантливые).
На самом деле в Штатах сложилось мнение, что дети-азиаты по статистике набирают наилучшие результаты в школе. Эффект налицо, одними из лучших специалистов в различных профессиональных сферах являются именно азиаты. Когда я говорю азиаты, я в основном имею ввиду этнических китайцев, ибо их, как и везде в Америке, достаточно много.
Здесь не возмущаются тому, что в первый класс есть тестирование и дети уже должны уметь читать, никогда не пропускают родительские собрания и тем более не возмущаются тому, что бедная школа кормящаяся с государственного бюджета просит символичные вложения со стороны родителей. Нет, они конечно не обязательны, а чисто на волонтерской основе, но все же, все без исключения вечно собирают деньги на мероприятия, на благотворительность, а то и сами заменяют учителей во время урока и вне его.
Ну, как вы думаете, каковы шансы у детей этих родителей НЕ состоятся в жизни? Я думаю, очень мизерные. У нас всегда говорят, что дети это наше продолжение, наше будущее, наши кормильцы, но по большому счету редко встречаются родители по настоящему вкладывающие энергию (не деньги) в развитие своих детей. В Америке детей воспринимают как проект, самый важный проект в жизни человека, от успеха которого зависит, состоялся ли ты в самой главной роли, роли родителя. Именно поэтому дети это роскошь, а не галочка или аксессуар, простите за выражение.
Я поначалу очень переживала, что Жанторе в первый класс идет не в нашу школу, как я всегда хотела. Но теперь очень рада, потому что сейчас закладываются важные ценности, фундамент человечка, его привычки и распорядок дня. Все-таки воспитательная часть в наших школах еще очень сильно хромает, либо ее вовсе и нет. Чего стоит то недавнее видео, где ученики издеваются над преподавателем. И что же выйдет из этих моральных, простите, уродов? “Следи за своими привычками, потому что они станут твоей судьбой”, вот что мне приходит на ум.
*Язык и стиль автора сохранены