Монтессори-дети неудобны для взрослых…
Для взрослых, которые не привыкли учитывать мнение ребенка.
В Астане, как и во многих городах постсоветского пространства, уже достаточно давно стали осваивать западные педагогические системы воспитания детей. По одной из них – педагогике Монтессори – в столице сегодня работает множество частных центров и детских садов. Лана Диканчиева – директор Центра раннего развития «Зебра» рассказала нам об основных принципах данной методики.
Данная система достаточно популярна сейчас, ведь многие родители стремятся воспитать гениального ребенка. Расскажите, что дает эта система, и каким образом происходит процесс обучения?
Монтессори – это система целостного образования, которая включает в себя и интеллектуальное, и физическое, и социальное, и эмоциональное развитие. Главная цель – это подготовка, но не к школе, а к жизни, раскрытие личности. Каким образом это происходит? Монтессори-среда построена на свободном выборе, вся мебель здесь по размеру ребенка, и материалы на них разложены по зонам. В зоне ИЗО мы не заставляем ребенка что-то копировать, мы не учим рисовать цветок, солнце, домик, мы даем ему навыки – как держать карандаш, как работать с гуашью, как работать с акварелью, как рисовать пальчиками, как вырезать, чтобы когда ему пришла идея нарисовать что-то, чтобы отсутствие какого-либо навыка не стал препятствием. Дальше это зона сенсорики – там ребенок манипулирует с разным сенсорным материалом – тяжелыми, легкими, тонкими, толстыми, разными по размеру, разными по весу, по запаху, разными по ощущениям. В зоне речи ребенок учится проговаривать, идет подготовка к абстрактному мышлению. Ну и в зоне математики – логическое мышление и счет. Все основывается на том, что ребенок сам выбирает себе работу, сам выбирает, чем он будет сегодня заниматься и как долго. Свобода выбора деятельности ведет к тому, что у ребенка воля развивается, решительность, зрелость.
Легко ли работать педагогам по данной методике?
Знания, которые даются монтессори педагогам помогают не быть жестокими, излишне требовательными, не навешивать ярлыков на детей. Монтессори-педагогам может быть трудно в том, что всегда нужно работать над собой. Посмотреть, что же привело к тому, что дети в твоей группе вот этого делать не хотят, не могут или продолжают, например, спорить, не могут научиться договариваться и сотрудничать. И это на самом деле большая работа. С виду роль монтессори педагога в группе она пассивная. То есть когда группа нормализованная и устоявшаяся – в принципе роль педагога сводится к тому, чтобы просто стоять и наблюдать. Но внутренне – это активная работа. Ведь за каждой работой нужно увидеть, проанализировать, в каком периоде развития находится ребенок, как ему помочь, как поддержать, почему этот материал берет, а этот не берет. Необходимо быть в постоянном поиске, что-то читать, консультироваться, менять свои подходы.
Насколько точно адаптировалась Монтессори-педагогика в Казахстане? Среди многих мамочек бытует мнение, что до нас данная система образования дошла не в том виде, в каком изначально закладывала её сама Мария Монтессори?
Да есть такие моменты, когда негативно высказываются в отношении методики. Я думаю, и у этого тоже есть почва. Есть такие сады или центры, которые просто используют монтессори материалы, но это не монтессори центр. Это все будет не более чем материал, покуда не будет педагога. Все зависит от него – насколько он обучен, насколько он видит в ребенке личность.
А какие у нас все-таки превалируют центры – как они должны быть или все-таки центры, которые еще не дотягивают?
Если был бы такой центр здесь, которому я могла бы доверить своего ребенка, я бы не открывала этот, будучи на последнем месяце беременности (смеется). Но все равно, центры которые существуют, пусть они существуют даже в том виде, в каком они есть. Да ребенок там не получит правильного социального или эмоционального воспитания, но он получит какую-то пищу в сенсорике. Еще одно моё замечание: когда открываешь такой центр и возводишь бизнес в приоритет, то есть хочешь на этом заработать, то и помещение выберешь меньше, и персоналу заплатишь меньше. Я же стремлюсь создать в своем Центре совсем другие условия: большое помещение, достойных условия труда для педагагов. Я хочу, чтобы здесь все работало не по жестким бизнес-законам, а на доверии, благодарности, на открытой консультации.
А могут ли быть побочные эффекты от таких новомодных методик для детей, когда они пойдут после в обычную среднюю школу?
Да будут побочные эффекты. Например, ребенок может сказать – я не хочу в школу. Почему? Потому что там кричат или там заставляют долго сидеть, а мне тяжело. Побочный эффект в том, что ребенок более свободный. Бывает ребенок после монтессори школы пришел в обычную школу, на уроке встал, пошел и выпил стакан воды, или ему что-то хочется рассказать он встал и поделился, он не поднял руку, не спросил разрешения, и хорошо если попался адекватный педагог, который мягко это скорректировал: «давай ты будешь поднимать руку, если хочешь что-то рассказать?». И ребенок легко понимает, что здесь такие правила. Каждый монтессори ребенок понимает, что в каждой среде есть свои правила и, выполняя их, в этих рамках ты свободен. На самом деле побочный эффект – это более организованный, более понимающий себя, более самостоятельный ребенок.
Например, один из детей сказал: «я не буду делать домашнее задание». Отвечаю, что тогда он получит двойку. «Да, я знаю, но я очень хочу рисовать». То есть он делает самостоятельный выбор. Ему объясняют, что домашнее задание делать нужно, на что он отвечает, что они много подобных заданий сделали на занятиях, он все хорошо усвоил, и понимает бесполезность работы. Да это очень НЕУДОБНЫЕ дети для тех взрослых, которые не привыкли учитывать мнения ребенка. Побочный эффект в том, что взрослым самим нужно больше узнавать, уметь отвечать на поставленные вопросы. Но я все-таки в этом вижу только хорошее.
Вы можете назвать основные отличия центра подобно вашему от обычного государственного детского сада???
Могу точно сказать, что в традиционной среде главный – воспитатель, он решает что делать, когда и как. В монтессори среде мы все-таки отталкиваемся от ребенка. То есть ребенок активный, взрослый – пассивный. Дисциплина. В традиционной системе это навязанная дисциплина, то есть пока воспитатель здесь я не делаю то, чего нельзя, как только он выходит, я хочу все, что нельзя было сделать. И, в общем-то, это то, что творится потом в школах. Мы стараемся развить дисциплину насилием, но в итоге, воспитываем пассивного либо агрессивного ребенка.
Монтессори-среда же развивает именно внутреннюю дисциплину, что гораздо важнее. И еще один немаловажный момент: в традиционном саду в одну группу помещают детей одного возраста, хотя, это нездоровая социальная среда. В монтессори-среде это детив возрасте от 0 до 3 лет, от 3 до 6. Мария Монтессори говорила, что нельзя помещать в одну группу людей одного возраста. Зависть, соперничество, конкуренция – все это развивается среди ровесников, а дети разных возрастов стараются помогать друг другу.
Каким образом вы оцениваете успешность занятий в вашем центре или о результатах будет возможно судить лишь много лет спустя?
Вообще результаты можно видеть практически сразу. И мы делимся этим с родителями. Родители, в свою очередь, часто говорят, что их ребенок стал более спокойным, начал высказывать собственное мнение. Дети начинают бороться за свою самостоятельность.
Насколько эффективна была, по-вашему, мнению, советская система дошкольного образования, которая присутствует и по сей день сегодня во всех государственных дошкольных организациях? Ведь и она воспитала и продолжает воспитывать победителей различных международных олимпиад, и просто талантливых, умных людей.
Часто так говорят, мол, советское образование было таким здоровским, посмотрите какие умные люди и так далее. Но давайте посмотрим, во что это вылилось? Нам же знания нужны для жизни, для действий. Как это отразилось на экономике, как это отразилось на отношениях, почему мы в таком упадке были после советской системы? Да потому что знания – это еще не все. Надо уметь мыслить. Сейчас информационный век, знания доступны. А вот научиться мыслить, увидеть то, что другие не видят – как сейчас наша традиционная система справляются с этой задачей? Она позволяет тебе мыслить? Мне кажется, что нет. Традиционная система построена на том, что ребенок – это чистый лист, что на нем напишешь, то и будет. У нас же совершенно другой подход – мы считаем, что ребенок – это рудник бесценных самоцветов, а образование и воспитание позволяют проявлять эти самоцветы во всем блеске.
Вам наверняка известны и другие не менее модные методы воспитания детей? Такие, например как, система Глена Домана, Никитиных, Масару Ибука, и так далее.
Я думаю, все они хороши, всеми можно пользоваться. Но всегда нужно помнить, что когда мы хотим ребенка научить чему-нибудь, мы должны знать насколько это своевременно.
Хотелось бы, чтобы вы рассказали какие минусы в процессе использования методики монтессори?
Знаешь, я такой человек, если бы я увидела минус, я бы не смогла с ним спокойно сидеть. Я бы пошла и постаралась докопаться, чтобы этот минус сделать плюсом. Говорят, что эгоисты здесь воспитываются, не могу согласиться. Здесь учатся и сотрудничать, и уважать работу друг друга, и договариваться.