empty image Как мы боролись с трудными звуками (часть 1)
9 минут - 03.04.2015, 07:03
empty image

Как мы боролись с трудными звуками (часть 1)

9 минут - 03.04.2015, 07:03

          Всем привет!

         Во-первых, сразу хочу сказать о том, что  я не логопед по образованию и уж тем более не педагог. Но как мама я столкнулась с такой проблемой как нарушение речи. Мой ребенок как и многие дети пошел в детский сад к трем годам. На семейном совете было принято  вести ребенка в группу с казахским языком обучения. Это была наша первая ошибка, потому что мы в доме все говорим на русском языке, и хотя мы старались первое время говорить только на казахском языке у нас не получилось. Отсюда вывод первый: к нарушениям речи может привести даже то, что ребенок в растерянности будет блуждать в двух языках, не зная где, кому и что отвечать. За два года учебы я выявила, что мой ребенок так и не научился ничему, хотя я  сама старалась покупать книги на казахском языке и заниматься с ним. Видимо все-таки правильно, когда родители отправляют ребенка учиться на том языке, на котором они сами говорят(!)

 

         Зимой я заметила что в его возрасте другие дети говорят лучше него, и дело не в том что все дети  развиваются по-разному, а в том как часто и регулярно с ними занимаются их родители. Как мать, воспитывающая ребенка одна, я конечно испытываю некоторые трудности, но все они преодолимы. В общем, я повела ребенка к логопеду с поликлиники, она  поставила ему диагноз: общее нарушение речи 2-3 ст. Нас направили на комиссию ПМПК, но проходить ее аж в апреле нас записали, а время шло. Я повела ребенка к платному логопеду, которая оказалась к тому же еще и психологом. Она сразу сказала мне: либо ищи логопеда на казахском, либо ребенка переводи в русскую группу. Я осмотрелась, поузнавала и сделала вывод, что  хорошие логопеды у нас только русскоговорящие имеются. Было решено перевести ребенка в группу с русским языком обучения. Одно занятие (академический час) у логопеда стоило 1500 тенге, но при условии 5-тидневного посещения стоимость снижалась до 1000 тенге, то есть 20000 тенге в месяц. Скажу честно,  для меня самой это было очень накладно, но месяц мы отходили. За этот месяц я заметила у сына положительные изменения. Но так как финансово  я испытывала трудности, то  перестала водить ребенка к логопеду.

 

       Долго не думая, я пошла в книжный магазин и купила  логопедические тетради авторов Ю.Б. Жихарева-Норкина и Бурдина С.В.. Каждая тетрадь идет на отдельную категорию звука, делятся на глухие и звонкие шипящие и на сонорные. Занятия с логопедом помогли нам поставить  звуки Ль, З, С, Сь и частично появился  звук Р, но он был немного гортанный. Поэтому работать  надо было над ним, а также  у нас отсутствовал  звук Ш, Щ, Л.

 

    По тетрадям заниматься вполне реально, там есть и упражнения для языка и речевые упражнения в виде чистоговорок, типа:

   Ра-ра-ра - Маше спать уже пора.

   Ро-ро-ро - у Тани новое ведро.

   Ру-ру-ру - мышка спряталась в нору.

   Ры-ры-ры - у нас воздушные шары.

  итд.

 

    Но самое важное - это правильный настрой ребенка. Нужно создать благоприятные условия, объяснить ребенку для чего ему это нужно, почему нужно учиться говорить правильно. Сперва я начала без объяснений, а потом заметила у сына нежелание заниматься, поэтому пришлось объяснить, что ему это нужно. Ну и главное, надо приготовить место для занятий! Это очень важно, так как лежа на диване ребенок навряд ли захочет повторять что-то за вами, именно так со мной и было. Тогда я  взяла  зеркало, посадила сына за стол и сама села рядом. Кстати, чем больше зеркало тем лучше.  Заниматься нужно систематически, не менее трех раз в неделю, так же советуют и авторы книги. Для того чтобы ребенок не уставал нужно не затягивать одно занятие на целый учебный день, 30 минут в день вполне достаточно. У меня ребенок не очень усидчивый,  это из-за гиперактивности,  я начинала с 10 минут в день и наращивала время упражнений до 30 минут, логопеды занимаются 45 минут - это академический час (урок). Бывает иногда что мы не в духе, не расположены к занятиям, тогда лучше не начинать их пока мы не настроимся сами и не показывать ребенку свою усталость и нежелание заниматься с ним. 

 

         Обычно начинают занятия с артикуляционной гимнастики, сначала вы показываете как надо, а потом перед зеркалом вместе. Причем название каждого упражнения надо говорить ребенку, тогда у  него будет интерес, это  своего рода  игровая форма. Вот несколько упражнений, которые вы сами сможете делать с вашим ребенком.

 

 "Часики" или "Маятник". Все  знают как тикают часики? Так вот в этом упражнении наш язычок служит стрелкой часов. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.

 

"Змейка". Помните как кобры высовывают свой ядовитый язык? Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать назад в глубь рта.

 

"Качели". Рот открыт. Напряженным языком нужно тянуться к носу, а затем к подбородку.

 

"Футбол", в некоторых книгах логопеды называют это упражнение "спрячь конфетку". Представьте, что язык – это мяч, а щеки - ворота. Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

 

"Чистим зубы". Помните рекламу  жевательной резинки от кариеса? Там девушка проводила языком, как бы проверяя степень чистоты, так и в этом упражнении нужно: Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

 

"Вкусное варенье". Рот открыт.Широким языком облизать верхнюю губу и убрать  язык в глубь рта.

 

"Лошадка" - это то самое нужное упражнение, которое мы часто в детстве делали, не задумываясь над ним, а наши родители ругали и говорили: қақпа таңдайынды! Так вот цокать очень полезно маленьким деткам, вопреки всяким предрассудкам. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать нужно медленно и сильно, тянуть подъязычную связку (ту самую, которую уздечкой называют).

 

        Эти упражнения способствуют растяжке уздечки, которую зачастую рекомендуют надрезать,  а если раньше начать заниматься то и надрезать не придется вовсе. Каждое из упражнений сначала надо назвать, потом показать ребенку на себе, потом уже делает ребенок, ну а после всего идет разбор ошибок и повторное выполнение.

 

         Позже я напишу про следующий этап в занятиях, а  сегодня хочу пожелать всем мамам и их деткам здоровья и благополучия! Уделяйте больше вашего внимания малышу и тогда будет меньше проблем в дальнейшем  его становлении.

До встречи.

 

   

 

 

 


Menu
×