

Природа отдыхает или о чем «молчит» мой сын
Как уверяет моя мамо, говорить я начала чуть ли не раньше, чем научилась ходить. Оно и не удивительно, я и сегодня продолжаю говорить без остановки по 24 часа в сутки: быстро и бестолково. Писать я научилась чуть позже… тоже быстро… и так же безостановочно. Муж у меня тоже не из робкого десятка: не шоумен конечно, но поговорить любит, красиво, и в тему. Считая себя венцами творения, мы, конечно же, были уверены, что сломаем стереотип о том, что природа отдыхает на детях гениев и наше чадо скажет свое первое «аз есмь» прямо в колыбели, на глазах удивленных волхвов. Однако чадо скромно молчало и мило лепетало и улюлюкало. Мы, конечно же, избрали путь наименьшего сопротивления и решили выжидать, пока ребенок начнет говорить без посторонней помощи. Ждали год… ждали два… и дождались того момента, что мальчику 2 года и 2 месяца, а он все еще не говорит почти ничего, кроме недовольного «отдай». Есть в его лексиконе еще слова – всенародное «папа-мама-ата», «дай», «отдай», «кто там?», «Да», «вжж» (машина), «тит» (летит), «те» (телевизор» и «гав» (говорит, когда видит по телевизору лошадь). В общем-то и все. Но, как сказал всемогущий интернет, это количество слов из лексикона годовалого малыша, а не большого мальчика, который умеет знаками проситься в туалет.
И тут пришла паника, а потом апашки, а потом подружки. Апашки твердили – к трем годам заговорит, другие говорили, если папа (а папа заговорил в 3 года) начал поздно, то ребенок не перепрыгнет природу. Подружки, начитанные, твердили, что мы все упустим, что мы должны его лечить, что ему нужны срочные индивидуальные занятия, иначе он будет отставать в развитии и плохо учиться в школе… плюс еще все эти чужие дети, которые в два года могут читать стишки и даже очень смело качать права, прививали мне дополнительные комплексы.
Я погрузилась в уныние и легла на дно материнских логопедических чатов.
Разузнала, что причиной «молчания» ребенка могут быть три вещи – неврологические расстройства (типа внутричерепного давления, гидроцефалии или еще каких-то страшных невротических отклонений), ортопедические отклонения (неправильный прикус, короткая уздечка, какие-то "бяки" с небом ребенка), а так же – неправильное воспитание "недостаток внимания" и отсутствие мотивации к речи.
Во всех трех случаях на ум приходило как всегда лишь одно – либо мой ребенок серьезно болен, либо, что так же ужасно, – я плохая мать.
Потянув еще месяцок и помучившись совестью и сомнениями, я все-таки записала ребенка на прием к логопеду и психологу в одном лице – Жусуповой Кульпаш Айдарбековне (по рекомендациям мамочек из интернета и многочисленным регалиям).
Поскольку у ребенка нет никаких невротических расстройств, доктор осмотрела его на правильность формирования прикуса и уздечки при помощи специальных инструментов. Узнав, что ребенок больше года был на грудном вскармливании, Доктор сказала, что можно не волноваться: у таких малышей в большинстве случаев нет проблем с уздечкой и формированием прикуса. (Мамам на заметку!).
Узнав, что в семье и у няни Исмаил говорит только на одном языке, доктор нас похвалила (хоть это был и русский язык). По утверждению логопеда, для формирования нормального восприятия и воспроизведения звуков и речи ребенок до 5-ти лет должен воспитываться в моноязычной среде, а попытка воспитать билингва и курсы английского языка с пеленок только вредят нашим малышам. Несколько раз доктор повторила: «Говорите с ним только на одном языке!».
В итоге она поставила нам диагноз – "недостаток общения" и выписала главное лекарство – отправить ребенка в детский сад – в языковую среду.
Благо, она не стала пугать и заставлять заниматься с ним карточками со слогами или умными книгами, она сказала, напротив – не надо грузить ребенка азбукой, не надо давать ему книг и прочего, просто ясно и внятно комментируйте ребенку свои действия, называйте своими именами все предметы вокруг малыша, задавайте ему вопросы, не переходите на детский лепет.
Работайте ручками, все занятия должны быть не сколько интеллектуальными, сколько прикладными – мозаика, детские паззлы, пластилин, тесто, рисование кистями и красками по 10-15 минут. Важно развивать мелкую моторику и постоянно проговаривать действия свои и ребенка.
Доктор давала Исмаилу пластиковых зверей и демонстрировала, какие они издают звуки, а еще, показывала ему карточки с крупными картинками и так же называла их по именам.
«Разговаривайте с ребенком, развивайте мелкую моторику и поскорее отправляйте малыша в детский сад», - советует логопед. Даже если сами вы сидите в декрете и занимаетесь ребенком, одного вашего общества ему недостаточно», - заключает специалист.
А еще, Кульпаш Айдарбековна посоветовала нам избавиться от телевизора. Хоть я и парировала, что телевизор мы завели исключительно для того, что бы ребенок слушал речь и развивался. Логопед утверждает, что телевизор плохой учитель, речь там быстрая, невнятная и излишне эмоциональная, что негативно сказывается на речевом развитии малыша.
В конце она заключила, что если мы:
А) Будем разговаривать с ребенком и внятно проговаривать слова и предметы;
Б) Будем заниматься с ним развитием мелкой моторики (лепить, складывать паззлы, рисовать, перебирать предметы и мозаику);
В) Избавимся от телевизора...
то к трем годам ребенок заговорит – и это норма.
Но если, не смотря на это, ребенок продолжает молчать, беспокоиться и вновь обращаться к специалисту можно только после 3-х лет. А индивидуальные логопедические занятия с детьми начинаются и того позже, после 4-х лет, когда наличие патологии уже явно доказано и требует коррекции.
Такие дела.
Теперь я поскакала в магазин покупать сыночку наборы животных, карточки с рисунками и прочие «развивашки» мелкой моторики. Муж звонил, кричал, что уже выбросил ненавистный телевизор.
В конце, концов, это Наш сын! Пусть говорит как мама – много и бестолково, или как папа – красиво и по существу, пусть будет болтушкой и забиякой (опять же, как мама)...
В общем, с сегодняшнего дня мы начинаем борьбу с молчанием.
О том, что у нас вышло, буду сообщать по мере продвижения наших домашних игровых занятий…