Мы пошли в детский сад: step by step
Когда я выходила замуж, у нас с будущим супругом сразу обозначился тот момент, что я не из тех женщин, кто может сидеть дома и посвятить себя только созданию семьи и уюту. Разумеется, предыдущие два пункта никто не отменял, но к ним еще прибавлялись мои желания реализоваться, как специалист.
В связи с этим, перед нами встал следующий вопрос – няня или детский сад? Спорить долго не пришлось, если бы у меня получилось выйти на работу после года нашей дочки, то мы бы, безусловно, наняли няню, хотя бы до трех лет. Но мы решили пойти другим путем. Так как у нас единственный ребенок в семье, ей не хватало общения со сверстниками. Во-первых, мы жили в частном доме на тот момент и не было такого ощущения двора, где все выходят на прогулки и могут общаться. Дальше нашего забора на проезжей части особо не разгуляться. Во-вторых, мне казалось, что домашней игровой учебной и развивающей практики у нее было слишком мало, более того, в момент повышенной активности у ребенка после года, она просто за день не уставала. Зимой особо не погулять на улице, летом очень жарко, а ходить целый день по торговым центрам больше двух раз в неделю не хотелось.
Я приступила к поискам, основными фильтрами были следующие пункты: не более 10 минут езды от дома, частный, группы не более 10 человек. В частном секторе выбор оказался достаточно широким, следующим фильтром, после первого отсева, были рекомендации. Я знаю, какие новости частенько мелькают в новостях, ужасающие ролики, где воспитатели или няни применяют физическую силу по отношению к малышам, где по несоблюдению техники безопасности происходят страшные инциденты. Для меня принципиально важным была безопасность и личный контакт с кем-то из родителей или воспитателей. Таким образом, круг сузился до двух трех вариантов.
Далее - обязательная «экскурсия», удивительно, насколько разные подходы могут быть у администрации, у всех свои базовые принципы, и я, наконец, нашла тот, где подходы к воспитанию были схожими с моими. Возможно, у некоторых скептическое отношение к Монтессори, но для полуторагодовалого - самое то, в том плане, что усидчивости для полноценного занятия еще нет, но выбор среди материалов для работы просто удивительный. Сама атмосфера в классе была очень уютная и соблюдался низкий уровень шума, то есть каждый ребенок был сосредоточенно занят своим делом, не мешая при этом никому другому. Помимо этого, проводились общие занятия по танцам и физической культуре в другом зале. Прелесть заключалась и в том, что группа для малышей от 1 до 3 лет, и занятия для них проводились три раза в неделю по три часа. Как любитель последовательности, мне нравилось, что я могу постепенно прививать ребенку желание ходить в садик без стресса. Первое время присутствовала на занятиях, а потом и вовсе приучились прощаться без слез на 3 часа.
В связи с нашим переездом ближе к двум годам, мне пришлось заново искать детский сад в другом районе. На этот раз критериями остались - не более 10 минут на дорогу, частный, не более 12 детей в группе, трехъязычие и рекомендации. Я объездила пять или шесть мест, прежде чем остановила свой выбор.
На самом деле могу сказать, что «из крайности в крайность», кто-то сохраняет советские устои и там прямо-таки, и обстановка такая же. Некоторые же «иностранные» детские сады уверяют, что смогут из вашего ребенка сделать гения - осталось лишь заплатить несколько миллионов тенге в год. Компромисс быстро нашелся, самое главное, мне кажется, чтобы маму устраивали и отношение, и подход к ребенку, тогда будет легче привыкнуть к разлуке с ребенком и меньше переживать о том, куда ты его отдал в чужие руки. Привыкаем мы до сих пор, потому что после переезда мы с дочей остались практически вдвоем, поэтому мы сильно скучаем. Я стараюсь максимально качественно проводить с ней вечера после детского сада, как мне кажется, восполняя все часы порознь. Все говорят, что такое еще будет: и слезы по утрам, и просьбы остаться дома, и неопределенное время. Но я психологически настраиваюсь, что со временем она подружится и привыкнет к детям, и будет с возрастом с удовольствием просить ее оставить там.
Что мы делали чтобы привыкнуть?
- у нас была пред подготовка по три часа с полуторагодовалого возраста, чтобы ребенок знал, куда он идет и что там будет делать;
- оптимистический настрой со стороны всех родственников, рассказывали, как это здорово, что там будет много детей, своя кроватка и свой шкаф, прогулки на улице и много игрушек;
- сбор всех документов, причем пройтись с ребенком по основным специалистам, чтобы точно знать, что нет проблем со здоровьем, которые необходимо решить. Предстоит период адаптации и нужно быть вооруженным;
- объяснить ребенку, что все будет хорошо, что она может скучать, но мама обязательно ее заберет, что это нормально - погрустить, но потом лучше весело провести время, играть и знакомиться с другими детьми и время быстро пролетит. Важно, чтобы ребенок понимал, что родители его заберут, потому что мне самой было бы страшно первое время, что меня куда-то оставляют на весь день и непонятно, что будет после ужина;
- сдерживать свои обещания!!! Если утром наговорить кучу всего, что вы сделаете лишь бы он остался в садике, то дальше ничего к лучшему не изменится. Я пытаюсь с ней договориться, давай ты пойдешь в садик, а я на работу, а вечером мы с тобой пойдем на прогулку и будем кушать мороженое. Или давай еще два дня будем ходить в садик, а потом будут праздники, и садик не будет работать, тогда мы пойдем в кино в гости к бабушке. Дети даже в таком возрасте уже могут строить причинно-следственные связи и запоминать последовательность действий. Я сама замечала, как после таких разговоров, она даже в садике всем рассказывала, что вечером меня заберет мама, и мы будем делать что-то или поедем куда-то;
- запастись терпением. Постоянство должно привести к привычке, для этого нужно время и силы. Для меня это красный пункт, потому что любая мама поймет, когда плачет ребенок от разлуки с тобой, то сердце готово разорваться. Морально успокаивая себя, могу сказать, что будь она не готова - никогда бы не отдала, плюс ко всему уже после года у малышей просто невероятная скорость развития и в день они могут узнать и усвоить больше, чем взрослый человек за неделю или больше;
- готов или не готов? Для меня это были следующие факторы: она разговаривает, то есть, может сказать, что делала, что кушала, обижал ли кто, и так далее, также сказать апайке в садике, что хочет кушать или в туалет, или объяснить, как ей и что хочется, она просится в туалет (бывают случаи, когда много детей в группе и их просто не успевают или забывают спросить, происходят аварии), самостоятельно кушает (ложкой и вилкой), может, например, сказать, что ей горячо, нужно вытереть рот или что она хочет добавки. Физически развита, в том плане, что знает, как правильно подниматься по лестницам, может сама скатиться с небольшой горки и как ставить ноги, и куда девать руки. В общем, предположив заранее, какие навыки необходимы, мы старались научить и подсказать во время прогулок или дома, чтобы она сама понимала, что нужно делать в той или иной ситуации.
Напоследок хотелось бы еще сказать, что мой муж был категорически против няни, хотя я сначала больше склонялась к этому варианту, объяснив это тем, что в садике есть порядок и есть общество. И так как ребенок у нас общительный и активный - нет смысла держать ее дома. Более того, непонятно, проводились ли с ребенком какие-то занятия и в какой области. Для меня, конечно, все это тоже сыграло роль в финальном решении, особенно, как мне сказал муж: «Если вдруг ты будешь дома, то она все равно захочет делать все только с тобой, а не с няней», я подумала, на самом деле, так оно и будет. В общем, мы сейчас проходим адаптационный период, постараюсь придерживаться своего оптимизма, хотя он пока не прибавляется ))).