Звать или не звать?
Итак, в прошлом посте я обещала рассказать о том, как мой сын Мишка отметил день рождения в компании одноклассников.
Но это было бы слишком линейно. Сюсюкать над тем, как весело малыши играют в догонялки и старательно рисуют бабочку гуашью мне, честно говоря, скучно. Хотя 10 маленьких человек действительно весело гонялись друг за другом, а потом старательно рисовали бабочку гуашью.
Самое интересное с моей, материнской точки зрения, а не с детской, Мишкиной, началось за несколько дней до планируемого праздника.
Когда встал вопрос, кого из детей приглашать.
Если решаем мы с мужем, значит, фактически это мы определяем, кто из детей достоин дружбы с нашим сыном, кто ему подходит с нашей взрослой точки зрения, а кто нет. А это нехорошо, все мы знаем, чем заканчиваются истории запретов дружить с тем или иным мальчиком или девочкой. Следовательно, лучше предоставить сыну самому решать, кого звать на свой праздник.
Но есть одно «Но».
Тут мне необходимо отвлечься и рассказать немного о Мишкином классе. Мой сын ходит в школу Архимеда. Она платная, даже очень, но, к счастью, начисто лишена понтов, по крайней мере, я их не вижу, а я, между прочим, старательно приглядываюсь.
Так вот, видимо, благодаря политике, проводимой директором школы, школа эта не слишком переполнена учениками. Видимо, не всем нравятся здешние демократичные порядки и слишком простые (не спартанские, а простые) условия, в которых учатся дети. А мне, например, очень даже нравятся.
В классе у сына всего восемь человек. Из них всего две девочки. А еще мальчик, который сильно заикается и мальчик со слуховым аппаратом, который пошел в первый класс немного позже других.
И, по-моему, я этот класс люблю даже больше, чем сын. Он почти идеальный: народу немного, а значит всем со всеми так или иначе приходится коммуницировать; девочек мало, а, следовательно, автоматически повышается их ценность в этом маленьком социуме; и есть дети, в общении с которыми требуется бОльшая, чем обычно, психологическая гибкость. Да, я не боюсь, что мой сын вырастет добрым.
Но идеальный класс – вовсе не значит «класс, в котором нет конфликтов». Так уж сложилось, что источником регулярных конфликтов в классе оказался мальчик со слуховым аппаратом. Он старше и значительно крупнее одноклассников, и уже имеющийся у него жизненный опыт, видимо, не слишком располагает к доброжелательному отношению к сверстникам. В общем, парень все время дерется. И мой сын регулярно попадает под раздачу. Впрочем, не он один.
- Мама, я не буду звать А. на свой день рождения! – заявил мне сын за неделю до праздника. – Всех позову, а его нет!
Что делать в такой ситуации? Облегчено вздохнуть и переложить на сына ответственность за такое решение, тем более что он сам его и принял? Формально все правильно, так и надо поступить.
Вот, собственно, и есть это «Но».
Я вовсе не за «мир во всем мире», наоборот, я очень даже согласна с черепахой Тортиллой: «драться надо, так дерись!», не давай себя в обиду, не позволяй себя унижать!
Но не менее важно уметь различать ситуации, когда драться нужно, а когда драться не нужно, а нужно попробовать действовать иначе.
А еще, услышав заявление сына, я сразу вспомнила другой его день рождения. Ему тогда исполнилось два или три года, и праздник мы, в общем-то, устроили для себя, для взрослых. Большинство взрослых при этом планировали прийти со своими детьми самого разного возраста, и, чтобы никому не было скучно, мы позвали всех в детское кафе.
Моя близкая подруга пришла с дочкой, которой тогда было лет 10. И надо же случиться такому совпадению: в этом же кафе в это же время справляла день рождения ее одноклассница. И на этот праздник было приглашено больше половины класса. А дочка моей подруги – нет. И дело даже не в каких-то там конфликтах. Просто дочка моей подруги была… неформатная.
Мы, разумеется, не знали об этом. Все это выяснилось уже на месте. И я видела, бледное личико подругиной дочки, видела тщательно скрываемые слезы обиды, видела, как кипела от ярости моя подруга. И я понимала, что дети жестоки и несправедливы.
Поэтому я решила переубедить своего сына. Объяснила ему, что если мы зовем весь класс, оставлять А. без приглашения неправильно. Сын надулся. Я вообще-то мастер простых и понятных аргументов, и ему было нечем крыть. Но я видела, что сын не хочет. Вот не хочет и все.
Тем не менее, мы с мужем позвали А. на праздник. И я видела, как А. был счастлив. Но, конечно, все равно пытался периодически подраться, но так, не всерьез, просто он не знал, как иначе привлечь к себе внимание.
Если вы думаете, что Мишка и А. с тех пор стали друзьями, то я вас разочарую. Нет, не стали. Но я рада тому, что Мишка увидел другого А. Узнал, что люди сложны и многогранны. Даже когда им восемь лет. И быть великодушным порой гораздо важнее и приятней, чем быть справедливым.
*Язык и стиль автора сохранены