Хочу, Надо - и велосипед
Как найти грамотный баланс между «хочу» и «надо»? Это один из самых частых вопросов психологу, это один из самых важных вопросов педагогики. Ниже рассуждаю на примере… обучения катанию на велосипеде. О детях – но на самом деле и о взрослых.
Научила кататься на велосипеде своих младших детей (мальчику 7 лет, девочке – 5). Давно они просили велики, вот, наконец, родители сподобились. Понадобилось 4 тренировки по 30 – 40 минут «чистого» катания, дело-то несложное. Но какой же это интересный был психолого-педагогический практикум - по сути, весь процесс был нахождением баланса между «хочу» и «надо», балансом, которого нам так часто не хватает по отношению не только к детям, но и к себе. Отчет с «комментариями психолога» - вашему вниманию.
Итак, вышли. Несколько кривых заходов – дети на велосипедах, а для нас с мужем хорошенькие такие пробежки рядом. Забывают то про педали, то про руль, заваливаются то влево, то вправо, с непривычки напряжены «до седьмого пота». Скоро начинается интересное. «Боюсь – упал –поцарапалась – больно – не могу… Не буду!» Мама и папа стойко держат удар, мы проявляем «понимание» и «педагогичность» в духе: «Терпение и труд все перетрут», «Не ошибается только тот, кто ничего не делает», «Через тернии к звездам» (все в «детском» варианте, ясное дело), и так далее и тому подобное. Крыть нечем, но наши дети умные, и, конечно, они найдут более эффективный способ слить задачу. Наступает момент истины – «Я НЕ ХОЧУ!». Коронное «Я не хочу!», перед которым любой уважающий себя воспитатель гуманистического направления встанет в благоговейном трепете. Пойти против «не хочу» грубой силой – «подавление личности ребенка» со всеми вытекающими, ужас-ужас-ужас. Можно уговаривать, можно мотивировать, можно даже пойти на попятный, но заставлять – ни-ни… Однако мы с мужем при всей нашей гуманности - против такого гуманизма, когда он становится «бессмысленным и беспощадным». Мы также знаем своих детей, и знаем, что они сильные, здоровые и относительно хорошо воспитанные. К ним применять силу не только можно, но и нужно.
«Сейчас меня не волнует, хочешь ты учиться кататься или нет. Когда ты научишься кататься хорошо – можешь хоть никогда в жизни больше не садиться на велосипед. (Лукавлю, я же знаю их потребность в движении – еще как кататься будут.) Но пока ты не научишься – ты будешь тренироваться так, как я скажу. Вот сегодня мы не уйдем домой, пока ты не доедешь от этой точки до той - с ровным рулем, причем будешь крутить педали как положено. (Замечание: Я поставила трудную, но посильную задачу, я знаю их физические и психологические данные, я знаю, на что они способны. Ошибкой тут было бы как преувеличивать возможности ребенка «Он у меня самый сильный, ловкий и умный», так и недооценивать их «Бедненький, он устал»). Так вот, раз уж ты все равно будешь кататься, пока не выполнишь задачу – советую делать это с улыбкой и светлым лицом. (Периодически в процессе напоминаю громко: «Веселее – лицо – улыбка – молодец!»)
Вот такой примерно спич - мое жесткое «надо» против «не хочу» ребенка. Я знаю, что сейчас они не хотят кататься (и правда не хотят) не потому что дело уж такое неинтересное или для них неактуальное, а просто потому, что они не хотят преодолеть трудности, проявляют слабинку. Если слегка надавить (заставить) – это будет не просто навык катания на велосипеде (что, в принципе, не так уж и важно), будет еще одна отработка навыка преодоления, веры в себя, умения не пасовать перед препятствиями. Также должна сказать, что с незнакомым ребенком я бы так жестко не действовала. Во-первых, у меня нет контакта, доверия с незнакомцем, а во вторых - я еще не знаю его возможностей, и на самом деле могу как пережать, так и недожать. Это серьезный момент: если воспитатель (родитель) ребенка знает, понимает, чувствует не очень хорошо или, если нет хорошего контакта – лучше недожать, чем пережать. Примерно об этом афоризм: «Ты не имеешь права наказывать, пока не завоевал сердце ребенка. Но когда ты его завоевал – ты не имеешь права не наказывать».
В общем, как я уже сказала в начале статьи – кататься дети научились. Так как мы с мужем упорно «гнули свою линию» (причем без внутренних сомнений), они быстро поняли, что бесполезно биться головой об стенку – и стали тренироваться. Усердно, со светлым лицом и улыбкой, полностью отдавшись процессу без всякого внутреннего сопротивления. А когда что-то стало получаться – «настроение-то улучшилось». Теперь катаются.
Итак, кататься на велосипеде – дело действительно несложное. А жизнь – ведь то же самое, только велосипед посложнее. Задача та же: не крениться влево или вправо, а держать руль ровно и крутить педали как следует – держать баланс «надо» и «хочу».
Вот некоторые правила обучения:
1. В обучении ставим задачи только посильные, но определяем посильность не по нытью и страданию наших детей, а из реального опыта.
2. Если ребенку задача поставлена, она должна быть выполнена. Никаких уговариваний и обсуждений: сказано - сделано. До тех пор, пока задача не будет выполнена, у ребенка не будет никаких других дел, игр и развлечений.
3. Важнейший пункт -следим за форматом: за улыбкой, довольным лицом и интонациями ребенка. Кататься (даже в учебном режиме) с недовольным или несчастным лицом, жалобными интонациями - нельзя. Катание прекращается. Но помним, что задача должна быть выполнена, и никаких посторонних игр и развлечений быть не может.
4. Важные задачи нужно дорого продавать: дети хотели кататься на великах, от нас, родителей, зависело, покупать им велики или нет. Поэтому правильно было договариваться заранее, а именно договариваться о формате. "Договариваемся, что 1) Кататься - дело не простое, может быть больно падать и устанете крутить педали. Мы это знаем и на это не жалуемся. 2) Когда учимся кататься, у нас довольное лицо с улыбкой. Недовольного и несчастного лица быть не может. 3) Тренируемся по 30 минут: не меньше, чтобы не халтурить, и не больше, чтобы не уставали ни дети, ни родители. 4) А если я это не выполню, мне на будущее не будет веры.