

Бить или не бить?
Все чаще я наблюдаю на улице картину, когда мама нещадно шлепает ребенка, сопровождая свою преимущественную силу перед «меньшим» обильной руганью и оскорблениями. Иногда это могут быть невинные похлопывания со словами «ай-яй-яй, нельзя» которые не несут в себе агрессии. Но часто я невольно вижу и другие ситуации. Недавно, ожидая в аэропорту Стамбула свой багаж, я увидела, как взрослая турчанка не единожды и с большой яростью «лупила и лупила» своего пятилетнего сына у всех на глазах. Она не объясняла ему ничего, не делала это в воспитательных целях, как говорят многие, а просто вымещала всю свою агрессию на невинное дитя. Наблюдать за этим было страшно.
Интересуясь темой наказания детей, я спрашивала у подруг и коллег, часто ли они дают «трепки» своим детям, и насколько это действительно необходимо. Помните слова наших мам еще с детства, что все можно решать «не силой, а словами». Как оказалось, не все уяснили в детстве это правило.
Маржан, мама дочери 8 лет: "Я хорошенько побила дочу ремнем (?!) когда узнала, что она без спроса поднялась на 10-этаж строящего дома и кидала бутылки с балкона. Я очень за нее испугалась и не знала, как по-другому объяснить ей, что это большая угроза для ее жизни".
Айым, мама 3-х летнего Улана: "Когда мой сын хватает с полок супермаркета все сладости, и на мой отказ, устраивает истерики, укладываясь на полу, мне ничего не остается, как шлепнуть его пару раз и с криками выводить на улицу".
Зоя, мама 4 летнего Артема: «Мой сын научился бить всех без разбору. Подбежит и ударит то соседа, то отца, а тут и меня начал подходить и бить, и, я ответила ему пощечиной, чтобы знал, как это больно».
Слушая эти истории, я каждый раз ловила себя на мысли, что все это неправильно, и возможно родители прибегают к физическому наказанию в силу своего неумения и нежелания находить другие пути решения.
В какие моменты лучше наказывать ребенка, который не слушает тебя? Должны ли быть какие-то последствия для ребенка, который плохо себя ведет?
Как правило, все психологические травмы человека связаны с детством. Ребенок на то и ребенок, что некоторые вещи может попросту не понять, так как понимаем это мы, взрослые. Крики, избиение, обзывание унижают ребенка, и накладывают большие блоки и зажимы, которые мешают нормальному, успешному развитию и становлению личности. Чаще всего такие дети вырастают неуверенными, мнительными, закрытыми и нуждаются в хорошей психологической терапии. Поэтому, прежде чем накричать, важно помнить, что вы - самый близкий и родной для него человек, через которого он познает картину мира. И именно вы должны поведать ему через общение и собственный пример, что мир прекрасен и несмотря ни на что важно оставаться человеком.
Специалисты утверждают, что ребенок должен ощутить последствия своего наказания, но оно должно быть не обязательно в виде наказания. Проблема с наказанием в том, что оно только отвлекает. Ребенок вместо того, чтобы жалеть о совершенном поступке и думать, как загладить вину, фантазирует картину мести. К тому же, он испытывает страх, который переходит в травму и комплексы. Наказывая ребенка, мы лишаем его очень важного внутреннего процесса, а именно - не даем ему возможность осознать свое плохое поведение.
Решение может быть простым: уметь договариваться, проявлять строгость и досаду, но не злость и агрессию. Обыгрывать ситуации дома до наступления «критического момента», а в момент своей накапливающейся злости, глубоко выдохнуть и спросить у себя: «Могу ли я, как взрослый человек справиться со своими эмоциями и не допускать физической расправы над собственным ребенком?»
Дети не воспринимают крики и истерики, это наводит на них ужас. Они понимают все в игровой форме - если еще малы, и в виде партнерства - если являются подростками. Помните, что очень важно все объяснять. Снова и снова, пока не поймет и не запомнит. Сказать, почему это неправильно и почему это вас расстраивает.
Разбросал игрушки и не убирается? Ваша реакция: – Посмотри, сынок, как все раскидано, нам придется теперь сидеть дома, а мы могли бы погулять в парке, давай я покажу тебе волшебный метод супер-уборки игрушек!
Разрисовал обои? Ваша реакция: - Детка, обои украшают наши стены, это их одежда, и мы должны следить, чтобы они не запачкались. Давай я покажу тебе отличное место, где рисунки получается намного лучше, а обои это - не место для рисования!
Возвращается домой позже ужина и не отвечает на телефон? Ваша реакция: - Я хочу послушать твое предложение, как мы можем сделать так, чтобы я не волновалась за тебя?
Прежде чем в очередной раз идти за покупками в супермаркет, сделайте дома список продуктов и поручите своему чаду набирать самостоятельно все продукты в корзину. В магазине он уже будет озадачен поиском не какой-нибудь шоколадки, а будет всматриваться на прилавок молочного отдела или бакалеи. Если он слишком мал, то можно сделать этот список в виде картинок. Чтобы не практиковать наказание за непослушание, поговорите с ребенком как на равных, составьте список договоренностей, обсудите, согласен ли он с каждым из пунктов и строго соблюдайте возложенные обязательства.
Что может быть альтернативой наказанию:
• Обратите внимание ребенка на то, как он может принести пользу (сам предлагает решение, ходит в магазин со своим «списком», поливает цветочки и прочее)
• Выразите сильное не ободрение (не делая нападок на характер)
• Сформулируйте свои ожидания (я хотела бы, чтобы ты приложил усилия, я думаю, у тебя получится)
• Покажите ребенку, как он может загладить вину (если ты осознал свою вину, можешь помочь полить цветы)
• Предоставьте ребенку выбор (ты хочешь остаться дома или ты быстро уберёшь игрушки, и мы пойдем в парк?)
• Позвольте ребенку ощутить последствия плохого поведения (сегодня ты повел себя неправильно, пожалуйста, подумай над этим, я вынуждена отказать тебе в покупке новой игры)
Наказывать детей или нет, и каким должен быть метод наказания каждый родитель решает сам, исходя из своего видения о воспитании. Но прежде чем поднять руку на своего ребенка, чтобы задать очередную «затрещину» или погладить его по голове, предоставляя снова и снова свободу действий и полную безнаказанность, задавайте себе вопрос: какими могут быть последствия?
*Язык и стиль автора сохранены