empty image Не говорите ребенку «молодец»
7 минут - 03.04.2015, 07:03
empty image

Не говорите ребенку «молодец»

7 минут - 03.04.2015, 07:03

Все мы знаем о том, что слово имеет свою силу. А став родителями многие из нас значительно чистят свой лексикон, убирая из него слова-паразитов и нецензурщину. Я верю, что правильные слова могут творить чудеса. Когда мой сын засыпает, то я ему говорю, как сильно я его люблю, что горжусь им и верю в него. После этого он облегченно вздыхает обычно. Я верю, что это записывается где-то в подсознании и дарит ему спокойствие и уверенность в себе.

 

Мне тоже пришлось почистить свой лексикон, и изменить отношение к некоторым, на первый взгляд, совсем безобидным словам. Хочу предоставить мой список слов, к которым я изменила свое отношение.

 

НЕ. Уже давно известно, что дети не воспринимают частицу «не». И когда мы говорим им «не бегай», то чаще всего они начинают именно бегать - просто игнорируют это предупреждение. А недавно читала историю, как две девочки вышли на балкон, и бабушка им сказала, что можете играть на балконе, только голову меж железных прутьев не засуньте. Стоит ли говорить, что до этого у девочек не было и мысли так делать, но бабушка им подала отличную идею. Пришлось вызывать службу спасения, потому что девочки застряли головами в железных прутьях. У малыша не возникнет идеи засунуть спицы в розетку, пока не увидит, что так делают взрослые или пока мы его не предупредим об этом. А вместо «не бегай» можно ведь сказать «ходи медленно».

 

Нельзя. Это слово не совсем исчезло у меня. Я его употребляю, но очень редко. Только в случаях очень строгого запрета - то, что делать категорически нельзя. Например, нельзя бить родителей и других людей, нельзя таскать кошку за хвост. Я хочу, чтобы мое «нельзя» имело значительный вес и если уж я говорю его, то это точно нельзя. Но по отношению к мелкобытовым запретам я говорю «не можешь». Это несет двойную пользу. Во-первых, когда произносишь « ты так делать не можешь», то практически невозможно начать злиться и даже не получается это произносить криком. А во-вторых, сразу на ум приходит вопрос «а как можешь?». Например, сын стоит и выливает вод у из бутылки на пол. Раньше бы сказала, что так делать нельзя и точка, отобрала бы бутылку. А теперь – ты так делать не можешь, можешь взять таз или миску и переливать воду туда, а можешь из бутылочки полить цветочки. И вместо воплей от запрета на интересную забаву, я получаю веселого малыша поливающего цветочки.

 

Молодец. Боже, как же раздражает это слово. Пописял – молодец, покушал – молодец, сам убрал игрушку- молодец, построил башню – молодец. Очень опасное слово. Дети почти все делают ради процесса, им не важен результат. Поэтому у них такой медленный темп жизни, который порой так раздражает родителей. А когда их хвалят, то у них меняется мотивация – вместо познания процесса, становится важным услышать заветное «молодец». А что если не покушал? Не молодец что ли? Плохой? А еще потом эти молодцы вырастают, и уже нет мамы, которая после каждого небольшого достижения хвалила. Если сын сделал что-то полезное, то я ему говорю «спасибо», иногда просто проговариваю увиденный результат – «о! ты построил башню». А иногда хвалю его работу «как здорово у тебя получилось самому подняться по этой лестнице!»

 

Зачем? Когда появился дома малыш и начал познавать мир, то у меня это «зачем» звучало каждую секунду. Зачем ты это засунул в рот? Зачем пролил воду? Зачем ты трогаешь кошке нос? Для маленьких детей ну совсем бесполезный вопрос. Откуда ребенку знать, зачем он размотал всю туалетную бумагу по дому. Вряд ли у него была цель. Ему просто было интересно. Так зачем задавать этот дурацкий вопрос? Лучше рассказать, что из этого вышло и что теперь с этим нужно делать. А благодаря таким бесполезным вопросам, слова становятся просто шумом, который не имеет никакого значения.

 

Не вкусно. Дети тащут все в рот. Они таким образом познают мир и мы часто вместо «не съедобно» говорим «не вкусно». А вдруг эти краски вкусные? Наверняка какие-нить солено-кисленькие. А мы им – «не вкусно». Вкусно/ не вкусно весьма субъективно. Кому то и известка вкусная. Но ведь не съедобная.

 

Есть еще весьма странные слова. Например, худой/худеть, а ведь стройный/стройнеть звучит приятнее. Или вот, слово «брак» - семейный союз куда лучше. А еще слово «переживать». Нет такой эмоции «переживание». Можно тревожиться, волноваться, а переживать не стоит. А то вдруг однажды раз и переживешь – страшно.

 

Вначале мой лексикон для коммуникации с ребенком звучал весьма странно даже для меня самой, но привыкла довольно быстро и сейчас даже получаю удовольствие от этого.

 

А какие слова у вас под запретом? 

 

 

*Язык и стиль автора сохранены

 


Menu
×