Поделюсь с вами ответом на один из самых распространенных вопросов, который задают мне, как логопеду. «Когда же ребенок начинает говорить?». С первых дней рождения малыша родители начинают ждать момента, когда он скажет свое “мама” и “папа”. Первые слова ребенка долгожданное событие, к которому родителям нужно быть готовым.
Стоит сразу сказать, что единого времени развития речи у деток нет. Конечно же,существует средняя норма речевого развития у детей, о ней не стоит забывать. Становление речи у малышей процесс достаточно сложный: важно не упустить первые симптомы нарушения речи и вовремя их предупредить.
Процесс развития речи у детей делится на несколько периодов: доречевой, период понимания и активного использования слов, период фразовой речи.
Доречевой период.
В период первых двух месяцев ребенок общается с окружающим его миром при помощи крика. Так он выражает свое желание есть, спать или какое-либо недовольство. Также ребенок уже может слышать источник звука, поворачивать к нему голову и временно фиксировать взгляд на ярких предметах. Нужно понимать, что за речь отвечает не только язык и голосовые связки, но и другие органы чувств: глаза, уши и даже конечности. Правильно развивая все органы чувств у ребенка, можно вовремя предупредить нарушения речи.
Cо второго и третьего месяцев родители слышат наконец-то долгожданное “агу” начинается гуление и гукание, когда ребенок издает короткие звуки: “ау”, “эу”. Важно помнить, что ребенок повторяет звуки за старшими, и в этом возрасте нужно с ним разговаривать, как можно больше. Без разговора взрослых его речь не может развиваться полноценно. Но не стоит сразу учить стихи мы ведь только пробуждаем речевой аппарат малыша! Разговаривайте с ребенком, ваше произношение поможет малышу правильно сориентироваться в незнакомом мире предметов.
К шести-восьми месяцам жизни малыш начитает лепетать, произносить звуки типа "ма", "па", "ба", "на", "ди" ("иди ), "да" ("дай").
В промежуток от восьми месяцев до года ребенок уже понимает вопросы взрослых и даже отвечает жестами на вопросы вроде “где папа”, “где глазки”. Из повторяющихся слогов постепенно вырастают первые слова “мама”, “биби”. Появляется интонация, и все уже прекрасно понимают, когда самый младший член семьи весел, а когда ругается то на маму, то на папу, грозя кулачком.
На первом (до года-полутора лет) этапе важно заострить внимание, как реагирует малыш на внешние раздражители, слушает ли голоса взрослых и пытается повторить за ними.
Итак, к концу первого года малыш овладевает мастерством интонации, причем как понимает ее сам, так и активно используя в своем лепете. Развитие речи вырастает из реакции на активные раздражители яркий свет, звук, движения, а затем переходит к гулению, лепету и, в конечном итоге, к первым словам-понятиям. Словарный запас в эти годы невелик: у один деток он в пределе 2-3 слов, другие же уверенно используют в речи до 20 слов.
*Редакция не изменяет орфографию и стиль авторов.