Если ваш ребенок не говорит...
Приветствую всех читателей! Являясь наблюдающим и просто читающим пользователем, я долго не решалась что-либо написать! Но я вспомнила все свои переживания, все, что мы прошли с семьёй, связанное с заголовком этого поста. И решила поделиться здесь с тем опытом, и, самое важное, уроками, которые вынесла из нашей проблемы. А вдруг среди вас есть те, кому информация будет полезна, те, кому это будет важно, и кому нужна та простая поддержка, которую в своё время так искали мы.
Итак, поехали. Тогда нам было по 20 лет, и муж и я - студенты последних курсов. Неожиданное известие о беременности добавляло энтузиазма в учебе, и таким приятным было ожидание! Роды и послеродовой период прошли хорошо, сынок родился здоровым, доношенным. До его 3 месяцев мы жили в родительском доме, в другом городе. Учёба звала, с 3 месяцев до годика сына мы были в Алмате. Дипломка в перерывах между кормлениями и прогулками, у обоих экзамены в магистратуру - сейчас вспоминаю и задаюсь вопросом - как на все хватало сил и времени? В 1.1 года отняла от груди, и в силу многих, тогда казавшихся нерешаемых, обстоятельств, мы приняли решение отвезти сына к родителям супруга, ауылда болсын, мол, чистая экология и домашние продукты будут только на пользу первому внуку. Описывать, что мы переживали, думаю, не стоит. Муж поддерживал, успокаивал, радовался каждому новому моему увлечению. Но тоска съедала. Тогда, возможно, я не понимала, как сильно для развития, для ежедневного общения сыну нужны были мы, родители.
Сынок рос, вот ему было 1,5, он бегал, лопотал на своём языке, говорил отдельные слоги типа а- та, а- де, ма-ма, ба-ба. Мы были рады и этому. Возможно, отвлекаясь на учёбу и работу, я упустила самые трогательные моменты его роста, когда он искал, хотел узнать что-то новое, а я должна была подсказать, рассказать, научить...
Я поздно схватилась за голову. Сыну было уже 2,5 года. Его речь понимала только я. И это было с большой натяжкой называть речью - очень малый словарный запас, около 30-40 простых слов, и много жестов и криков с указанием пальчиком на то, что он хочет. Как раз в это время подошла наша очередь в гос.садик. К деткам, воспитателям, сын привык быстро, но я видела – кто-то говорит чётко и ясно, кто-то чуть хуже. И очень переживала - как он целый день? Не обижают ли? Что делал? Он ведь не мог и объяснить. Все чаще мы слышали от родных: "А что он говорит нового? Он вообще говорит? ". Каждый такой вопрос, каждое замечание гулко отдавалось в сердце. Тогда вопрос «Что я делала не так?»- закрался в мысли, и я начала съедать себе нервы. Взяла на вооружение интернет, наши форумы, форумы соседней России - куча информации, нужной и не очень. Самое важное - фильтр. Чтобы голова была холодная.
Записались на комиссию. Сначала республиканский кабинет ПМК, теряли время на очередь около 3-4 месяцев. Затем городская комиссия - очереди, ожидание и диагнозы-ЗРР, Синдром дефицита внимания и гиперактивности, Онр-3. Сначала была паника. Что делать? Как быть? Бросать работу? Что будет дальше? Параллельно бегали по невропатологам, снимали бесконечные анализы, пили курсами препараты. Постепенно паника отступала. Я поняла, что так я загоняю себя и будет ещё хуже для всех. Либо холодная голова, и вперёд работать с этим.
Я человек не разговорчивый, молчаливый, заставляла себя говорить без умолку в присутствии сына: по дороге домой из садика - деревья, машины, собаки, качели; дома комментировала каждое действие - будь то уборка, готовка, любое действие проговаривалось. Нашла кучу занятий согласно возрасту, да здравствует интернет! И не теряя ни минуты, занимались и занимались и занимались с сыном...
Подошла очередь в Коррекционный кабинет, стандартно занятия идут 3 месяца, затем повторно смотрят на динамику, есть ли улучшения, сдвиги. Здесь хочется поблагодарить коллектив корр. Кабинета #4, за прекрасных специалистов, терпение и огромную работу!!! Наш логопед с первого же занятия поладила с сыном, легко и понятно шли наши уроки. В это же время все в окружении - родные, воспитатели в садике, друзья отметили огромный сдвиг в речи сына.
Мы прошли повторную комиссию летом 2015. Нам сняли ЗРР, ОНР уже 2 степени, сняли СДВГ. Когда наконец-то мы были дома, я спокойно села, подумала, и дала волю чувствам. Я благодарила всех и все, и искренние слёзы лились сами собой. Сейчас сын все ещё стоит в очереди в логосад, на повторные занятия в коррекционный кабинет, но мое сердце на месте. И оно говорит, что все у нас хорошо.
Главной моей задачей, как мамы, было слышать сердце, чего у меня не получилось сразу. И, возможно, я рано опустила руки под натиском современных календарей развития ребёнка, постоянного сравнения с другими детками, подгоняемая родственниками, и чувством неправильной матери. Сейчас сыну 5 лет. Пройдя этот период бесконечных переживаний, постоянного вопроса - что я упустила? Что не сделала? я училась молиться, за нашу семью, за сына. И только пройдя этот путь, могу с точностью сказать, вера - это мощнейший двигатель. Я стала задавать себе другие вопросы - что ещё я могу сделать для нас? И ответы начали приходить сами. Порой я удивлялась, как много, мы, мамы можем сделать для наших детей - быть с ними, быть рядом, стать лучшим другом, советником!
Я искренне верила, что у нашего сына все хорошо. Верила, что все трудности сделают нас лучше, крепче. И мы смогли. И я уверена, и Вы сможете!
Дорогие мамы, не опускайте руки, не прогибайтесь под обстоятельства, и не поддавайтесь на провокации! Не сдавайтесь! Верьте в своих детей, и у них все обязательно получится!